Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет дренирующего слоя






 

5.9. При расчете дренажной конструкции определяется требуемая толщина дренирующего слоя из дискретных материалов. В районах сезонного промерзания грунтов учитываются два расчетных этапа работы дренажных конструкций:

 

- первый - для периода, когда основание дорожной одежды под серединой проезжей части уже оттаяло, дренирующий слой у ее краев находится в мерзлом состоянии, а водоотводящие устройства не работают;

 

- второй для времени, когда дренирующий слой полностью оттаял и водоотводящие устройства начали нормально функционировать.

 

5.10. В зависимости от конкретных условий дренажная конструкция может быть рассчитана на один из трех вариантов работы:

 

- осушение;

 

- осушение с периодом запаздывания отвода воды;

 

- поглощение.

 

5.11. Полную толщину дренирующего слоя определяют по формуле

 

, (5.1)

 

где - толщина слоя, полностью насыщенного водой, м;

 

- дополнительная толщина слоя, зависящая от капиллярных свойств материала, =0, 10 0, 12 м для песков крупных, =0, 14 0, 15 м - средней крупности и =0, 18 0, 20 м - мелких.

 

Во всех случаях полную толщину дренирующего слоя следует принимать не менее 0, 20 м.

 

5.12. Для дренирующего слоя, работающего по принципу осушения, устанавливают по номограммам рис.5.1 и 5.2 в зависимости от длины пути фильтрации и расчетной величины притока воды в дренирующий слой на 1 м , определяемого по формуле

 

, м , (5.2)

 

где - осредненное (табличное) значение притока воды в дренирующий слой при традиционной конструкции дорожной одежды (табл.5.3);

 

- коэффициент " пик", учитывающий неустановившийся режим поступления воды из-за неравномерного оттаивания и выпадения атмосферных осадков (табл.5.4);

 

- коэффициент гидрологического запаса, учитывающий снижение фильтрационной способности дренирующего слоя в процессе эксплуатации дороги (табл.5.4);

 

- коэффициент, учитывающий накопление воды в местах изменения продольного уклона, определяемый при одинаковом направлении участков профиля у перелома по номограмме рис.5.3, а при встречных уклонах - по эмпирической формуле (5, 2’);

 

- коэффициент, учитывающий снижение притока воды при принятии специальных мер по регулированию водно-теплового режима (табл.5.5).

 

 

Рис.5.1. Расчет толщины дренирующего слоя из песков мелких, средней крупности и крупнозернистых с коэффициентом фильтрации менее 10 м/сут. При односкатном поперечном профиле м /м; при двускатном м /м; - ширина проезжей части, м; - длина пути фильтрации, равная половине ширины дренирующего слоя при двускатном профиле и полной его ширине - при односкатном

 

 

Рис.5.2. Расчет дренирующего слоя из крупных песков с коэффициентом фильтрации более 10 м/сут. - см. рис. 5.1; - поперечный уклон низа дренирующего слоя; - коэффициент фильтрации, м/сут

 

 

Рис.5.3 Номограмма для определения коэффициента увеличения объема воды в дренирующем слое в местах изменения вогнутого профиля. , - продольные уклоны выше и ниже перелома профиля; - коэффициент фильтрации, м/сут.; - коэффициент пористости дренирующего слоя

 

 

Таблица 5.3

 

#G0Дорожно-климатическая зона Схема увлажнения рабочего слоя Объем воды, поступающей в основание дорожной одежды из грунта  
    супеси легкой и песка пылеватого   суглинка и глины   суглинка пылеватого   супеси пылеватой  
      15/2, 5   20/2   35/3   80/3, 5  
II     25/3   50/3   80/4   130/4, 5  
      60/3, 5   90/4   130/4, 5   180/5  
      10/1, 5   10/1, 5   15/2   30/3  
III     15/2   25/2   30/2, 5   40/3  
      25/2, 5   40/2, 5   50/3, 5   60/4  
IV и V     20/2   20/2   30/2, 5   40/3  

 

Примечания: 1. В числителе дан общий объем воды л/м , поступающей в основание за весь расчетный период, в знаменателе () - за сутки. Для насыпей из непылеватых грунтов высотой более требуемой СНиП (см. табл.5.2) во II дорожно-климатической зоне принимают = л/(м ·сут). 2. При наличии разделительной полосы для участков насыпей, проходящих в нулевых отметках, высотой меньше требуемой СНиП во II дорожно-климатической зоне, расчетные значения повышают на 20%.

 

 

Таблица 5.4

 

#G0Дорожно-климатическая зона Схема увлажнения для грунтов   для пылеватых грунтов
    непылеватых   пылеватых    
      1, 5   1, 5   1, 0/1, 0  
II     1, 5   1, 6   1, 2/1, 2  
      1, 6   1, 7   1, 3/1, 2  
      1, 4   1, 5   1, 0/1, 0  
III     1, 4   1, 5   1, 1/1, 0  
      1, 5   1, 6   1, 2/1, 1  
IV и V     1, 5   1, 3   1, 1/1, 0  

 

Примечания: 1. Для непылеватых грунтов =1, 0. 2. В числителе - для дорог I и II категорий, в знаменателе - III и IV.

 

 

Таблица 5.5

 

Коэффициент уменьшения притока воды в дренирующий слой

 

#G0   Схема увлажнения для грунта  
Мероприятие     супеси   легкого суглинка   тяжелого суглинка, глины  
Укрепление обочин (по отношению к неукрепленным)   0, 70   0, 75   0, 80  
  2, 3   0, 895   0, 9   0, 95  
Монолитные слои основания с остаточной пористостью материала до 5%   0, 80   0, 80   0, 80  
  2, 3   0, 90   0, 90   0, 90  

 

 

, (5.2’)

 

(здесь - коэффициент фильтрации, м/сут; - время запаздывания, сут; и - абсолютная величина уклонов, доли единицы; - пористость дренирующего слоя, доли единицы).

 

5.13. Полная толщина дренирующего слоя, работающего по принципу поглощения, определяется по формуле

 

, (5.3)

 

где - расчетное количество воды, накапливающейся в дренирующем слое за весь расчетный период, л/м (см. табл.5.3);

 

- коэффициент заполнения пор влагой в материале дренирующего слоя к началу оттаивания (табл.5.6);

 

- пористость материала, доли единицы.

 

 

Таблица 5.6

 

#G0Толщина дренирующего слоя, см Значение для II дорожно-климатической зоны при пористости  
  0, 4   0, 36   0, 32   0, 28  
До 20   0, 40   0, 50   0, 60   0, 70  
20-40   0, 35   0, 40   0, 50   0, 60  
Более 40   0, 30   0, 35   0, 45   0, 55  

 

Примечание. В III дорожно-климатической зоне величину следует уменьшить на 20%.

 

 

5.14. Дренирующий слой в конструкции с прикромочным дренажом, усиливающим процесс движения воды в песке мелком и средней крупности, рассчитывают с помощью номограмм (рис.5.4).

 

 

Рис.5.4. Номограмма для расчета дренирующего слоя в конструкции с прикромочным дренажом: а - мелкий песок; б - песок средней крупности

 

 

По номограммам рис.5.1, 5.2 и 5.4 можно также определять требуемые значения коэффициента фильтрации дренирующего слоя при известных других параметрах дренажной конструкции.

 

5.15. Полную толщину дренирующего слоя (в метрах), работающего по принципу осушения с периодом запаздывания отвода воды, достаточную для временного размещения в его порах поступающей в конструкцию в начальный период ее оттаивания воды, определяют по формуле

 

, (5.4)

 

где - средняя продолжительность запаздывания начала работы водоотводящих устройств, для II дорожно-климатической зоны =4 6 сут, для III =3 4 сут (большее значение - для мелких песков);

 

- коэффициент заполнения пор влагой в материале дренирующего слоя к началу оттаивания (табл.5.6);

 

- расчетное значение воды, поступающей за сутки (формула 5.2).

 

5.16. На участках, где длина пути фильтрации > 10 м, дренирующий слой должен быть рассчитан на поглощение количества воды, поступающей за расчетный период.

 

За длину пути фильтрации принимается половина ширины дренирующего слоя при двускатном поперечном профиле и полная ширина - при односкатном.

 

Приложение 1

(обязательное)

 

РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ

 

1. При проектировании дорожных одежд за расчетные принимают нагрузки, соответствующие предельным нагрузкам на ось расчетного двухосного автомобиля.

 

Если в задании на проектирование расчетная нагрузка не оговорена специально, то за расчетную принимают нагрузку, соответствующую расчетному автомобилю группы А (табл.1).

 

 

Таблица 1

 

#G0Группа расчетной нагрузки Нормативная статическая нагрузка, кН   Расчетные параметры нагрузки  
  на ось   на поверхность покрытия от колеса расчетного автомобиля   , МПа   , см  
А       0, 60   37/33  
А       0, 60   39/34  
А       0, 60   42/37  

 

Примечание: Над чертой - для движущегося колеса, под чертой - для неподвижного.

 

 

2. Данные о нагрузках, передаваемых на покрытие серийно выпускаемыми автотранспортными средствами, следует принимать по специальным справочникам.

 

3. Суммарный коэффициент приведения определяют по формуле

 

, (1)

 

где - число осей у данного транспортного средства, приводимого к расчетной нагрузке;

 

- коэффициент приведения номинальной динамической нагрузки от колеса каждой из осей транспортного средства к расчетной динамической нагрузке.

 

4. Коэффициенты приведения нагрузок определяют по формуле

 

, (2)

 

где и - номинальная и расчетная динамические нагрузки от колеса на покрытие;

 

- показатель степени; для капитальных дорожных одежд =4, 4, облегченных - =3, 0, переходных - =2, 0.

 

5. Номинальная динамическая нагрузка определяется по паспортным данным на транспортное средство с учетом распределения статических нагрузок на каждую ось:

 

, (3)

 

где - динамический коэффициент, = 1, 3;

 

- номинальная статическая нагрузка на колесо данной оси.

 

При определении расчетного значения номинальной статической нагрузки для многоосных автомобилей фактическую номинальную нагрузку на колесо, определяемую по паспортным данным, следует умножать на коэффициент , вычисляемый по формуле

 

, (4)

 

где - расстояние между крайними осями тележки, м;

 

, , - параметры, определяемые в зависимости от капитальности дорожной одежды и числа осей тележки по табл.2.

 

 

Таблица 2

 

#G0Тип тележки        
Двухосная   1, 7/1, 52   0, 43/0, 36   0, 5/0, 5  
Трехосная   2, 0/1, 60   0, 46/0, 28   1, 0/1, 0  

 

Примечание. В числителе - для дорожных одежд капитального и облегченного типов, в знаменателе - для переходных.

6. Суммарный коэффициент приведения определяют в такой последовательности:

- назначают расчетную нагрузку и определяют параметры , и ;

- для каждой марки автомобиля в составе перспективного движения по паспортным данным устанавливают величину номинальной статической нагрузки на колесо для всех осей транспортного средства ;

- умножив полученные значения и на динамический коэффициент, находят величины номинальной динамической нагрузки от колеса для каждой оси и расчетной динамической нагрузки ;

- по формуле (2) рассчитывают коэффициент приведения номинальной нагрузки от колеса каждой из осей к расчетной;

- по формуле (1) вычисляют суммарный коэффициент приведения нагрузки от рассматриваемого типа автомобиля к расчетной нагрузке.

7. Допускается приближенно принимать суммарный коэффициент приведения по данным табл.3.

 

 

Таблица 3

 

#G0Тип автомобиля   Коэффициент приведения к расчетной нагрузке  
    A   А   А  
Легкие грузовые грузоподъемностью 1-2 т   0, 005   0, 003   0, 0015  
Средние грузовые грузоподъемностью 2-5 т   0, 2   0, 13   0, 063  
Тяжелые грузовые грузоподъемностью 5-8 т   0, 7   0, 46   0, 22  
Очень тяжелые грузовые грузоподъемностью более 8 т   1, 25   0, 82   0, 40  
Автобусы   0, 7   0, 46   0, 22  
Тягачи с прицепами   1, 5   0, 99   0, 47  

 

Приложение 2

(справочное)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУНТА РАБОЧЕГО СЛОЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПРИ РАСЧЕТЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ НА ПРОЧНОСТЬ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.