Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. 12 страница






Социальное воспитание как совокупность образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи в воспитательных организациях, формы и методы его реализации.

В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Социальное воспитание - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.

Термин социальное воспитание означает процесс, помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача педагога состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним- биологические, наследственные факторы. Факторы влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка- не только сложный, но и противоречивый процесс- означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта.

Для нормального развития ребенка с самого его рождения, важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

Важную роль при развитии личности ребенка играет внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.

Специфика социального воспитания в воспитательных организациях связана с особенностями:

быта воспитательной организации: архитектурно-планировочные особенности помещений и организация предметно-пространственной среды, ее благоустроенность и техническая оборудованность, режим жизни, этикет и ряд традиций, сложившихся в организации;

жизнедеятельности воспитательной организации: общение, познание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт, игра;

стиль руководства: автократический, авторитарный, демократический, эгалитарный, игнорирующий, непоследовательный;

соотношение управления, самоуправления и самоорганизации в жизнедеятельности воспитательной организации.

Влияние социального воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие.

В результате образования, воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

 


 

Дошкольная педагогика

 

Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки.

Дошкольная педагогика – наука, которая изучает возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления.в школу. Она является самостоятельной наукой, так как имеет свой предмет, объект изучения, задачи, категории и содержание.

Объектом изучения дошкольной педагогики является ребенок дошкольного возраста, который обладает большим своеобразием психического и физиологического развития.

Предметом дошкольной педагогики является изучение закономерностей в воспитании и развитии детей от рождения до школы.

Задачи дошкольной педагогики:

– выявление характерных особенностей периода дошкольного детства, обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития;

– определение содержания форм и методов в организации воспитания и обучения детей;

– разработка содержания форм и методов работы с семьей;

– изучение и обобщение передового опыта работы в дошкольном образовательной организации;

– определение путей и форм преемственности между детским садом и школой.

Актуальные проблемы дошкольной педагогики: использование народной педагогики в семейном и общественном воспитании.; формирование основ национального самосознания, экологическое воспитание, разработка и внедрение авторских программ, развитие творческой активности дошкольников, научно-методическое обеспечение деятельности ДОУ разных типов, включение родителей в работу.

Источники развития дошкольной педагогики как науки:

1) народная педагогика (отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве – сказки, потешки, поговорки). Педагогические идеи проявлялись в в труде, в традициях, в обычаях, в семейном укладе жизни, в народном творчестве (игры, песни, танцы, обряды). 2) идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании дошкольников.(Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко) 3) нормативные и законодательные документы в области дошкольного воспитания (закон «Об образовании», Конвенция правах ребенка, Концепция дошкольного образования, Федеральные государственные требования к организации дошкольного образования) 4) данные смежных наук (детская психология, этика, эстетики, анатомия…) 5) передовой педагогический опыт.

Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного возраста. Закономерности воспитания – это устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, определяющие его эффективность. Закономерности переходят в принципы воспитания. Принципы – это основные положения, которые позволяют определить содержание, формы и методы работы с детьми.

Закономерности дошкольной педагогики:

1 атмосфера любви и защищенности (основная цель – воспитание счастливого ребенка)

2. единство воспитательных усилий

3. Включение личности в деятельность, стимулирование ее активности (воспитание в деятельности: игровой, учебной, трудовой, художественной, познавательно-практической, общении);

4. Гуманизм, уважение к личности ребенка (взаимосвязь гуманизма с высокой требовательностью);

5. Создание ситуации успеха, опора на положительное;

6. Учет возрастных, индивидуальных особенностей (чем мен ребенок, тем больше поощрений)

7. Воспитание в коллективе

 

 

Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.

 

Семья – важнейший компонент воспитательной среды, это основанная на браке или родстве малая социальная группа. Функции современной семьи: репродуктивная; хозяйственно-экономическая; воспитательная; нравственно-психологическая; коммуникативная; функция организации отдыха детей. Специфика формирующего влияния семьи: воспитательное отношение в семье, основанное на чувствах родства, любви, взаимной ответственности; общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и деятельности; взаимная направленность формирующих воздействий (на детей влияют взрослые и наоборот); благоприятная возможность для учета индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; преимущественно эмоциональный характер семейных отношений и семейного влияния.

Типологии семьи:

1. в зависимости от количества детей (бездетные, однодетные, малодетные, многодетные)

2.в зависимости от состава (однопоколенные, двупоколенные, межпоколенные);

3. В зависимости от структуры (полные, неполные, небрачные);

4. В зависимости от характера взаимоотношений (благополучные, неблагополучные, гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, не полные). Стили семейного воспитания: авторитарный (ограничивается самостоятельность ребенка, он становится зажатым. Запреты, наказания – основные методы воздействия). Демократический (предполагает единство и уважение прав и обязанностей). Стимулирование активности и целеустремленности). Либеральный (абсолютная свобода в любых поступках).

 

 

Адаптация детей к дошкольной образовательной организации.

 

Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка ДОУ, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольной образовательной организации. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения ребенком детского сада - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Стоит за несколько дней до поступления в ДОУ познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, и т.д. Это «первое свидание» непременно должно быть окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми новыми заботами непременно справится и будет чувствовать себя в саду как дома. В некоторых ДОУ разрешают маме поначалу присутствовать вместе с ребенком. Иногда малышу разрешают приходить в детский сад со своей любимой игрушкой.

Приспособление к детскому саду может осложниться из-за таких (по мнению взрослых!) мелочей, как отсутствие любимой игрушки, с которой привык играть и засыпать ребенок, отсутствие «своего» места за столом и т.д. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. Однако не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому маме не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого.

Наиболее распространенный источник напряжения в период адаптации - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д. Рекомендуется побольше играть с ребенком в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств. Наблюдая за ребенком, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: прогулка с мамой, общение с дом. животными или активные игры во дворе. Обычно период адаптации заканчивается к концу 1-го мес. Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям: «Ну пока» и срывается в группу, потому что там его ждут приятели и интересные занятия, а вечером идет с охотой домой.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.