Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, задачи и разделы возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.






Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития человека на разных этапах его жизненного пути.

Теоретическими задачами, т.е. общими целями, которых возрастная психология стремится достичь, являются следующие:

1. Описание развития. Предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний).

2. Объяснение развития. Означает выявление причин, факторов и условий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и переживании.

3. Прогноз развития. Отвечает на вопрос «к чему приведут данные условия?», указывая на те следствия, которые вытекают из данной причины.

4. Коррекция развития. Это управление развитием через изменение возможных причин, поскольку развитие есть качественно-количественный процесс, постольку возможности его коррекции теоретически неограниченны.

Полученные теоретические знания и разработанные методы используются в прикладных сферах, решая практические задачи возрастной психологии:

1. Ориентация в жизненном пути.Данная задача предполагает ответ на вопрос «что имеем?», т.е. определение уровня развития на основе статистических возрастных норм развития, благодаря которым можно дать общую оценку хода развития как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным вопросам. Так, например, зная, какие задачи самостоятельно решают дети 7 лет, можно определить, соответствует ли конкретный ребенок возрастной норме или находится ниже/выше ее. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.

2. Определение условий развития и изменения. Эта задача предполагает ответ на вопрос «как это возникло?», т.е. каковы причины и условия, приведшие к данному уровню развития. При этом психологов интересуют не столько кратковременные, сколько долговременные влияния факторов развития. Учитывается также кумулятивный характер влияния факторов развития и дискретный характер причинно-следственных связей.

3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Данная задача предполагает ответ на вопрос «что будет, если…?», т.е. прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства.

4. Объяснение целей коррекции. Эта задача предполагает ответ на вопрос «что должно быть?», т.е. определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено.

5. Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает ответ на вопрос «как могут быть достигнуты цели?», т.е. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект. Коррекционные мероприятия нужны только в том случае, если не достигнуты поставленные цели развития, если не осилены задачи развития или есть налицо факт, что условия развития ведут к нежелательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития самого индивида; 2) потенциал развития самого индивида; 3) социальные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответственно, и коррекционные мероприятия следует дифференцировать по их назначению. Нередко между этими целями имеет место расхождение, которое и должно быть объектом коррекции.

6. Оценка коррекции развития.Эта задача предполагает ответ на вопрос «к чему это привело?», т.е. что дали коррекционные мероприятия. Следует воздерживаться от скоропалительной оценки эффективности тех или иных коррекционных воздействий, т.к. действительная их оценка может быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого могут быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния.

В соответствие с делением онтогенеза на возрастные периоды, выделяют следующие разделов возрастной психологии:

Пренатальная психология (психология пренатального развития);

Детская психология;

Подростковая и юношеская психология (иногда этот раздел разделяют на два: подростковая психология или психология отрочества и юношеская психология);

· Психология взрослого человека (психология зрелости) включает также акмеологию (отрасль науки, изучающая вершину жизни, период расцвета личности, которая приходится на период зрелости);

· Геронтопсихология (часть геронтологии – науки о старении и старости, изучающая психологические особенности пожилых людей).

Данные разделы возрастной психологии получили неодинаковое развитие. Больше всего эмпирических данных накоплено в детской, подростковой и юношеской психологии. Причиной недостаточного развития пренатальной психологии является несовершенство методов исследования. Так, например, метод УЗИ, позволяющий наблюдать поведение эмбриона и плода, получил достаточное развитие лишь в 1980-ые годы. Развитие психологии зрелости и геронтопсихологии было ограничено представлением о том, что существенные сдвиги в психике человека происходят до периода юности (развитие, прогресс) и в старости (регресс); зрелость считалась стабильным периодом с неизменными личностными качествами. Поэтому целесообразным считалось изучать детство, отрочество и юность. Только с 60-х годов, под руководством Б.Г.Ананьева предметом изучения стало психическое развитие взрослых людей. А в связи с широкомасштабным введением всевозрастного подхода в практику исследований началось интенсивное изучение людей зрелого и пожилого возраста. В целом же периоды второй половины жизни требуют активного дальнейшего изучения всего комплекса психического развития.

Источниками знаний о психологических особенностях людей разных возрастов являются различные методы исследования.

Способы организации исследования

Лонгитюдный метод (метод продольных срезов)– это исследование одного (или нескольких) испытуемых в течение длительного времени. Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических этапах. Лонгитюдные исследования могут прослеживать как развитие отдельных свойств, так и развитие личности в целом, более или менее системно. Чем длиннее охваченный лонгитюдом период и чем яснее принципы его выделения (например, охватывает лонгитюд весь возрастной период или только его часть), тем содержательней может быть полученная информация.

Преимуществом лонгитюдного метода является возможность точнее определить перспективу дальнейшего психического развития и установить связь между фазами. Трудностями лонгитюда являются следующие: 1. Проблема комплексности (большинство лонгитюдов посвящено исследованию отдельных сторон личности – интеллекта, сенсорных, психомоторных или профессиональных качеств; и значительно меньше – развитию личности в целом). 2. Трудности материального и организационного порядка (меняются исследователи и методы исследования, что зачастую делает результаты несопоставимыми, «теряется» часть испытуемых). 3. В связи с малой выборкой индивидуальные различия (в том числе и случайные) гипертрофируются.

Метод возрастных, или поперечных срезов – это сопоставление свойств двух или более выборок, отличающихся друг от друга хронологическим возрастом или уровнем развития (например, школьным классом или уровнем полового созревания). Подавляющее большинство исследований возрастных различий организовано именно этим способом.

Данный метод вполне удовлетворительно показывает, как варьируется с возрастом та или иная функция, т.е. возрастные различия. Однако, он не воспроизводит самого процесса развития: не позволяет увидеть, насколько устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны друг с другом в процессе индивидуального развития. Он дает дискретную картину развития. Еще одним недостатком является уравнивание всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле могут не оказаться в одной и той же точки онтогенетической эволюции. Кроме того, при применении данного метода существует вероятность смешения возрастно-генетических различий с историческими. Например, разница в направленности интересов пяти- и десятиклассников может определяться не столько их возрастом, сколько тем, что эти две выборки учились по разным программам.

Близнецовый метод – это сравнение развития моно- и дизиготных (одно- и двухяйцевых) близнецов для исследования соотношения природных и социальных аспектов развития. С помощью этого метода было показано, что сложные индивидуально-личностные качества обычно являются результатом совместного действия наследственности и социальных факторов. Однако, было выявлено и что даже генетически наследуемые свойства не остаются неизменными на разных этапах онтогенеза. Степень сходства однояйцевых близнецов по одним и тем же качествам может быть существенно различной в 15, 25 и 30 лет. То есть, близнецовые исследования позволяют судить о степени наследуемости психических качеств и способов их проявления только с учетом возраста.

После того, как выбран организационный метод исследования, выбираются методы сбора данных.

1. Наблюдение — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В возрастной психологии это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет, и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. 1) естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. 2) наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вызывать явление, которое он хочет изучать. 3) при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. 4) наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психологу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофоны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла – прозрачного с одной стороны и непрозрачного с другой). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода наблюдения — трудно преодолимая субъективность. Так как в психологии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, внимательности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижает экономичность метода. 5) наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение(интроспекция)в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек. Его возможно применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия. Т.е. данный метод имеет возрастные ограничения в применении.

2. Психологический анализ продуктов деятельностиуспешно применяется на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.). Данный метод часто бывает единственным диагностическим методом, позволяющим получить информацию о внутреннем мире испытуемого. Например, при исследовании семейных взаимоотношений, страхов, агрессии в раннем и дошкольном детстве.

3. Экспериментальные методыпредполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. В возрастной психологии успешно применяются все виды эксперимента, а большинство исследований развития строятся в форме как констатирующего, так и формирующего эксперимента.

Достоинством экспериментального метода является то, что он позволяет психологу: 1) не выжидать, когда исследуемая особенность проявится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления; 2) повторить опыт необходимое число раз (для этого существуют разные формы одного и того же теста, например, несколько форм 16-PF Кэттелла, формы А-В-С Айзенка и т.д.); 3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественного обсчета.

Вместе с тем и у эксперимента есть ряд недостатков: 1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобщений в плане целостного представления о развивающемся человеке; 2) эксперимент — это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обязательного повторения.

4. Тестирование — краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий. Нужно отметить, что для возрастной психологии исследователи в последние годы не только адаптируют взрослые методики к возможностям детского или подросткового возраста (существуют «детский» TAT — CAT. детские и подростковые варианты тестов М. Люшера и С. Розенцвейга, варианты для нескольких возрастов 16-PF Кэттелла и т.п.), но и конструируют специальные возрастнонаправленные методики (детский тест Векслера, тесты готовности к школе, тест межличностного общения Р. Жиля, тесты «Рисунок семьи», «Деревня», doll-play методики, детские проективные методики и т.д.).

5. Социометрия, предложенная Дж. Морено, предназначена для изучения взаимоотношений в социальных группах. Социометрический опрос отличается от анкетного опроса или интервью тем, что в нем вопросы касаются эмоциональной стороны взаимоотношений членов группы. Данный метод построен на том, что испытуемые выбирают (или отвергают) партнеров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учебы и т.п.

Достоинствами социометрии являются: 1) ее оперативность; 2) возможность с ее помощью выявить достаточно четкую картину эмоциональных тяготений; 3) возможность количественной диагностики структуры группы, удовлетворенности индивида общением в данной группе и др. Ограниченность социометрии связана со следующими недостатками: 1) фиксация не всех, а только эмоциональных отношений; 2) непригодность метода при исследовании групп, имеющих более 40 членов; 3) затруднения при выявлении мотивов выбора того или иного члена группы; 4) невозможность установить динамику системы связей членов группы.

Необходимо строго следовать этике психологического исследования: применять методы в соответствие с возрастом, для которого они предназначены, соблюдать принцип конфиденциальности и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.