Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Русь после Аттилы. 1 страница






Пользуясь войной Руссовъ съ Персами, Греческiй Императоръ Леонъ отказываетъ сыновьямъ Аттилы утверждать бывшiе при немъ договоры.

Неудачный походъ Данчича на Грековъ. Въ Персiи таже неудача. Персы проникаютъ за Кавказъ и берутъ Козарскiй городъ Б е лов е жу.

Козарская Русь.

Кагэнъ, или princeps et pontifex Козарiи Iудей.

9 Округовъ Козарiи управляются судьями, какъ у Готовъ Немдеманами (Nä mdemann).

Кiевская область въ объем е Руси Козарской.

Готы Трапезиты.

Козары Христiане съ IV века.

 

 


АТТИЛА.

 

ВСТУПЛЕНIЕ.

 

 

ОБЗОРЪ ИСТОРИЧЕСКИХЪ И НАРОДНЫХЪ СКАЗАНIЙ ОБЪ АТТИЛ Е.

 

Въ изсл е дованiя о первобытныхъ населенцахъ Германiи неизб е жно должны были войдти и соображенiя о временахъ Аттилы. Къ этому великому явлению V-го века, которому поклонился и гордый Римъ въ ноги, мы приблизились съ противоположной стороны пути Г. Венелина; но вполн е сошлись съ его главнымъ взглядомъ, обличающимъ укоренившiяся ложныя понятiя о происхожденiи и значенiи въ Исторiи, такъ называемыхъ, Hиnni.

Новое произведенiе Тьерри «Histoire d'Attila», увенчало труды Запада поэтому предмету; но безъ мал е йшаго испытанiя, прочно ли основанiе, на которомъ они воздвигнуты. При всей воображаемой непогр е шимости приговора историковъ въ д е л е о происхожденiи Гунновъ, еще не решено: верить ли Амману, который при описанiи возстанiя Гунновъ на Готовъ, со стороны Востока, не затрудняется сос е дямъ Аланъ ([1]) приписать им е вшiяся св е д е нiя о безобразiи Заволжской Торгоутской Орды; или в е рить Iорнанду, который сообщаетъ тайну происхожденiя Гунновъ, по преданiю (ut refert anliquifas), отзывающемуся и обычнoй малороссiйскои поговоркой ([2]), и сказками о происхожденiи СкиӨ овъ и Сарматовъ. Мы въ этомъ случа е скоре е в е римъ Iopнанду, темъ более, что его сведенiя почерпнуты частiю изъ Русскихъ волшебныхъ сказокъ. По Iорнанду, главнымъ виновникомъ причины нарожденiя Гунновъ, былъ Филимеръ ([3]), сынъ Гандарика великаго, конунга Готовъ. Не изгони онъ изъ среды своего народа н е коихъ в е дьмъ (quasdam magas mulieres), называемыхъ, правильно, или ошибочно Aliorumnes и Aliorunes, Гунны быне существовали. Но онъ изгналъ ихъ въ пустыни, и это изгнанiе пало не только на главы Готовъ, но и на многiя главы Исторiи, въ которыхъ упоминается о великомъ переселенiи народовъ. В е дьмы, какъ мы увидимъ ниже, переселились именно на Черторыю, при Чертовомъ беремищ е, и пл е нили собой враждебную Готамъ силу. Iорнандъ утвердительно говоритъ, что вражья сила, бродя по степямъ (spiritus immondi per eremum vagantes), сочеталась съ в е дьмами и произвела на св е тъ то зв е рское племя, которое сначала было очень ничтожно и принадлежало къ числу людей, только по имени, означающемъ с ловеныхъ ([4]).

Это сказочное преданiе, какъ мы уже зам е тили, напоминаетъ и пов е ствованiя Геродота о СкиӨ ахъ, произшедшихъ отъ союза Иракла съ русалкой Эхидной, полуд е вой, полурыбой, и о Сарматахъ, произшедшихъ отъ сочетанiя благорожденныхъ (έ λ ε υ Ο ρ ω ν) СкиӨ овъ съ Амазонками (Ά μ α ζ ό ν ε ς). Кто такiя были эти щитоносныя д е вы или ж е ны, по Готски kwane, близiя сос е дки съ Ά λ α ζ ώ ν ε ς, въ земл е которыхъ протекали Тирасъ и Гипанiсъ, это опред е лить время, если только Iорнандовскiя Aliorunes не образовались изъ Ά μ α ζ ό ν ε ς; но Птоломей изгналъ и Ά μ α ζ ό ν ε ς и Mε λ ά γ χ λ α tν ο t съ придн е провья и пом е стилъ вм е сто ихъ Ά μ ά δ ο xο t и Ά μ α ξ ό btο t. ([5])

Странно в е рить въ существоваше Амазонокъ; но нельзя же и не в е рить, зная что Исторiя полна метаморфозъ. Въ иносказательныхъ преданiяхъ часто скрывается истина, какъ святыня отъ изув е ровъ, и какъ сокровище отъ хищниковъ.

Г. Тьерри, отвергая неестественное, счелъ бол е е благоразумнымъ в е рить естественному, хотя ни на чемъ не основанному, происхожденiю б е лыхъ и черныхъ костей поб е доносныхъ дружинъ Болемира и. Аттилы отъ костей Монгольскихъ.

Вм е ст е съ этимъ положенiемъ является неизб е жно новое: движущаяся картина давленiя народовъ, отъ густоты населения въ неизм е римыхъ пустыняхъ Сибири: «Les nations Finnoises fort espacé es à I'Ouest et au Nord, mais nombreuses et compactes a I'Est autour du Volga et des monts Ourals, é xerç aient sur le Germain et le Slave une pression dont le poids se faisait dé jà sentir a I'empire Romain.»

Подобное давленiе компактнаго Чудскаго населенiя на Славянъ, Славянъ на Германовъ, Германовъ на Галловъ, и Галловъ на Римлянъ, не уступаетъ Скандинавскому разсаднику безчисленныхъ народовъ, и напоминаетъ сказанiе о томъ, какъ Александръ Великiй заключилъ въ горахъ за Лукоморьемъ вси скв е рнiи языци, и что предъ кончиной мipa они изыдутъ на пагубу его. По Тьерри, сл е довательно, предсказанiе совершилось въ V стол е тiи, когда Римскiй мiръ (urbs—orbis) палъ отъ этихъ заключенныхъ варваровъ, прорубившихъ горы и нахлынувшихъ на Rоmа invicta, Rоmа aelerna.

Отстраняя однако же н е которые размахи краснор е чивого пера г. Тьерри, не льзя не сознать высокаго достоинства труда его, въ отношенiи увлекательного обозр е нiя историческихъ, легендарныхъ и поэтическихъ преданiй объ Аттил е.

Предупрежденные имъ въ высказанномъ удивленiи предъ подобнымъ лицомъ Исторiи, какъ Аттила, мы однакоже удивляемся ему не такъ какъ выходцу изъ степныхъ улусовъ, но какъ Русскому Великому князю, свергнувшему Готское иго съ Славянъ, какъ великому полководцу, разбившему въ прахъ соединенныя силы Римлянъ и Визиготовъ на поляхъ Каталаунскихъ, какъ царю (β α σ i λ ε ύ ς), который заключалъ письменные договоры съ просв е щенн е йшими державами того времени, и къ которому явился на поклонъ самъ Папа Леонъ, въ полномъ облаченiи апостольского нам е стника, сопровождаемый вс е мъ духовенствомъ Рима и посольствомъ Императора Валентинiана. Положимъ, что Аттила былъ варваръ въ Греческомъ смысл е, т. е. язычникъ; но варваръ политикъ, который прежде ч е мъ брался за opyжie, состязался переговорами; варваръ, по сознанiю прос­в е щенныхъ враговъ своихъ, мудрый въ сов е тахъ, снисходи­тельный къ просьбамъ, в е рный въ данномъ слове. ([6])

Въ отношенiи пространства владычества Аттилы, верховный властитель Норики, Комитъ Ромулъ, бывшiй при немъ посломъ Рима, говорилъ: «Никто изъ царствовавшихъ до сихъ поръ надъ СкиӨ iей и надъ иными странами, не совершалъ столько великихъ д е лъ и въ столь короткое время, какъ Аттила.. Его влaдычество простирается на острова, находящаяся въ Океан е, и не одни СкиӨ ы платятъ ему дань, но и Римъ.»

Аттила однакоже не ходилъ войной на Германiю, не только за море, на острова Океана; какое же им е лъ онъ право на это преобладанiе, кром е обычнаго «и быстъ Самодержецъ земли Русской», простиравшейся на все пространство населенiя племенъ Славянскихъ, на суш е и на островахъ. Въ то время Русь, изрубленная на части Римлянами и Готами, быстро срослась въ единое т е ло: стоило только полить ее живой и мертвой водой.

Грекъ, женившiйся и поселившiйся въ СкиӨ iи, коротко и ясно описалъ Приску бытъ народа во время Аттилы: «Зд е сь каждый влад е етъ спокойно т е мъ, что у него есть, и никому не придетъ въ голову прит е снять ближняго.»

Правдивый Прискъ не утаилъ коварнаго поступка Θ еодосiя, который хот е лъ, чрезъ своего эвнуха Хрисафiя, подкупить приближеннаго къ Аттиле вельможу, чтобъ онъ извелъ своего государя. Прискъ не утаилъ даже словъ Аттилы, кото­рыя онъ поручилъ сказать Императору: «Θ еодосiй высокъ по пород е своей, знаменитъ по происхожденiю; Аттила не мен е е высокъ и знаменитъ по своему роду; но Аттила, насл е довавъ монархiю отъ отца своего, вполн е сохранилъ достоинство; а Θ еодосiй потерялъ это насл е дственное достоинство, не только потому, что согласясь платить дань Аттиле, сод е лался его рабомъ; но еще бол е е потому, что какъ рабъ нев е рный и злой, задумалъ строить ковы господину своему, поставленному надъ нимъ небомъ и судьбой.»

Подобныя черты величiя дали бы право и дикарю Монголу встать на ряду съ великими просв е щенныхъ странъ; но г. Венелинъ, первый, обличивъ искаженiе преданiй, сказалъ, что Аттила былъ царь Руссовъ, а не Ноинъ Калмыцкiй; и сл е довательно (ст. 10) большаяразница смотреть на него, какъ на необъятный метеоръ, или какъ на величественную комету, которой путь можегъ быть вычисленъ и определенъ, и которой явленiе можетъ рано или поздно повториться для Европы.

Что Аттила имелъ своихъ историковъ въ современныхъ ему гавлярахъ (? неразб), воспевавшихъ подвиги славныхъ (? неразб)Князей и его собственную славу, то это несомненно изъ посольскихъ книгъ Приска; но не века и не перевороты въ судьбахъ лишили Pyccкiй народъ памяти о славъ прошедшей: онъ самъ стерт ее, когда Христианская религiя, водворенная краснымъ cолнцемъ Россiи, отнесла и земную славу къ славе Единаго. И нигдъ, въ устахъ пъвцовъ славы, не заменилась такъ добровольно витязная песнь песнiю духовной.

Это составляетъ главную причину, что изъ временъ язычества Славянъ и Руссовъ сохранилось только то, что по отношенiямъ, или случайно, вошло въ преданiе соседнихъ народовъ. Но у всехъ исконныхъ дипломатическихъ друзей правда не сходила съ языка. Г. Тьерри сознается, что «еслибъ Аттила попал подъ перо Данте, то певецъ Ада возвелъ бы ужасное величiе его до размеровъ страшныхъ для воображенiя;» особенно пользуясь произведениями кисти и пера художниковъ Италiи: «Questo Attile flagellum Dei, avea lа testa calva, e gli orecchi a modo di cane.»

Аммiанъ вывелъ Гунновъ отъ Ледовитаго моря изъ страны КинокеӨ аловъ, и на этомъ историческомъ основанiи, кисть и резецъ Авзонiи, перо Галлiи, машинацiя Британiи и созерцательность Германiи, могли создавать какiя угодно Ө антастическiе образы ­краски суеверiя, предубежденiя и пристрастiя очаровательно ярки, и затьмять какую угодно безцветную правду.

Аттила flagellum Dei- бичъ Божiй; но откуда же родилось это названiе, какъ не изъ собственнаго сознанiя, что Римское владычество стоило бичеванiя? Аттила варваръ; но ведь этотъ эпитетъ значитъ то-же, что Аттила не Грекъ и не подчиняется Эллинской премудрости.

Аттила ведетъ войну съ Грецiей, съ Римомъ, съ Готами, словомъ со всей остальной Европой; но что же ему делатъ, если вместо соблюденiя мирныхъ договоровъ по взаимной клятве, съ одной стороны хотятъ врезаться въ его тело, съ другой всосаться, а съ третьей подносятъ заздравный кубокъ съ ядомъ, какъ Олегу у воротъ Цареградскихъ. Аттила побеждастъ и Грековъ и Римлянъ и Готовъ; но какой же победоносецъ не побеждаетъ? И Римъ побеждалъ для того чтобъ утучняться; а Аттила отрезалъ ли хоть кусокъ чужой земли?

Чтобъ не убеждать другихъ одними голословными собственными убежденiями, разсмотримъ все преданiя объ Аттиле и потомъ обратимся къ разсказамъ очевидца Аттилы.

Главныя и вернейшiя сведенiя о царе СкиӨ овъ, Гунновъ или Руссовъ, заключаются въ сокращенныхъ выпискахъ изъ статейныхъ книгъ посольства императора Θ еодосiя къ царю Гунновъ въ 448 году, веденныхъ состоявшимъ при после Максимине, риторомъ Прискомъ.

Дальнейшiя сведенiя находятся въ Исторiи Готовъ—Iорнанда, пристрастнаго къ своимъ сродникамъ. Онъ повторяетъ сказанiя Приска, переиначиваегь ихъ и пополняетъ извлечевнымъ изъ Кассiодора ([7]) описанiемъ возстанiя Аттилы на Визиготовъ и Римлянъ, подавлявшихъ въ Испанiи Гейзу ([8]), вождя Славянъ западныхъ.

Оставляя въ стороне техъ Гунновъ, которые, какъ мы увидимъ ниже, еще въ начале 3-го века, въ числе 900, 000, подъ предводительствомъ 170 Русскихъ Князей въ первый разъ воз­стали на усилившихся Готовъ на Cевepе, Iорнандъ почерпалъ описанiе Гунновъ V века откуда пришлось, несвязно, разбросанно, какъ и вся его Исторiя о Готахъ.

На одной странице, по простодушiю-ли, или съ намеренiемъ, въдухе времени, онъ помещаетъ басню о чудномъ происхожденiи Гунновъ отъ нечистой силы; на другой выводить ихъ изъ недръ населенiя Булгаръ ([9]); по неопределенньмъ сведе­нiямъ Византiйцевъ, сперва разделяетъ онъ Гунновъ на два рода, на Aulziagri и на Aviri (Σ ν β ι ρ oι); потомъ присоединяетъ къ нимъ Hunugari ([10]); а въ 53-й главе, являются вместо Aulziagri—Ulzingures, Angiscires, Bitugores и Bardores. Въ заключенiе, описываетъ наружность Гунновъ по Аммiану, до котораго дошли слухи о пораженiи Готовъ, какими-то Huni, иллюстри­рованные изображенiемъ калмыка изъеденнаго оспой.

Bcе эти Hunni, явясь на сцену неестественными существами, призраками, испортили все Готское дело: развязали руки Славянамъ скованнымъ Эрманарикомъ, и по обычаю призраковъ изчезли, предоставивъ свою Hunaland, съ главньмъ городомъ Hunugard существамъ естественнымъ и законнымъ владетелямъ—Руссамъ. Саксонъ Грамматикъ Ruthenos el Hunnos pro iisdem accipit ([11]); но ктожъ ему поверитъ, когда для победы Готовъ нужна была не простая Русская сила, а сверхъ-естественная, чудовищная.

О значенiи средневековыхъ Латинскихъ легендъ объ Аттиле, достаточно повторить слова Тьерри: «Если верить Легендамъ и хроникамъ VII, VIII и IX вековъ, то Аттила не оставил камня на камне во всей Галлiи и Италiи. По мненiю среднихъ временъ, каждое созиданiе принадлежитъ Юлiю Цесарю, каждая развалина по всемъ правамъ Аттиле. Если летописцу нужно было знать время раззоренiя какого нибудь города, а алiограӨ у время мученичества, то хронологiя не затруднялась приписывать все рушенiя и истязанiя нашествiю Аттилы.»

Такъ какъ историки среднихъ временъ, безъ затрудненiя и безъ апелляцiи, избрали средой царства Аттилы Угpiю, то Мадярамъ следовало же иметь у себя какiя нибудь преданiя объ Аттиле; преданiя и нашлись, хотя довольно поздно, во времена сочиненiя хроникъ и поэмъ. Сперва пояснилось, что Мадяры и Гунны сродни другъ другу, что Саки (Szekelyek) есть остатокъ Гунновъ Аттилы; потомъ отыскано родословiе предводите­лей ста восьми племенъ Мадярскихъ и Гуннскихъ, изъ коихъ трое: Бела, Кеве и Кадиша изъ рода Земановъ (Zé mein); другie трое: Аттила, Буда (т. е. Владъ, брать Аттилы) и Рева (т. е. Рао. Rhoua, дядя Аттилы) изъ рода Erd, напоминающаго Эрделiю (Залесье, Трансильванiю). Въ дополненiе у нихъ верхов­ный правитель Кадаръ, радоначальникъ племени Турдо ([12]).

Все это полчище ста восьми племенъ обитало некогда въ стране Dentumoger, преизобилующей райскими благами. Тамъ воздухъ былъ чистъ, небо ясно, жизнь безпредельна, серебро и золото стлались на поверхности земли, молочныя реки текли между медовыми берегами по изумрудамъ и сапӨ ирамъ. Чего же кажется лучше? Но все это надоело Мадярамъ иГуннамъ, и они отправились искать чего нибудь похуже, и пришли въ страну земныхъ благъ— Эрделе; но тутъ встретили они ЛангобардаМакрина и Римского Императора Θ еодорика. Пришлось добывать землю кровью. И вотъ, начинается сраженiе при Тарнокъ-велькъ. 200, 000 воиновъ Θ еодорика положены на месте; у Гунновъ легло только 125, 000; но за то въчисле убитыхъ былъ Кеве. Гунны отступили бы; но оставлять Воеводу на поле сражения было и у нихъ постыднымъ деломъ, какъ у древнихъ Руссовъ ([13]): «Где ты Княже ляжешь головою, ту и мы головы сложимъ». Гунны возвращаются въ битву, отыскиваютъ тело Кеве, хоронятъ его по СкиӨ скому обычаю, бутятъ надъ нимъ каменную могилу, ([14]) и потомъ преследуютъ Макрина и Θ еодорика, и, при Cesunmaur, перваго убиваютъ на повалъ; а второй, съ вонзенною стрелой между двухъ глазъ, уходить..

Въ этихъ преданiяхъ наборъ историческихъ именъ вставленъ въ какой-то народный разсказъ, и почти нетъ сомненiя, что Кеве имеетъотношенie къ Kiю, a Kewehaza къ Кiевой могиле или къ Кiевцу на Дунае.

Остается еще одинъ источникъ преданий о Гуннахъ и Аттиле, источникъ очень замечательный, если Исторiи Гунновъ, дозволится какъ Иcтopiи Свео-Готовъ и Дацiянъ (Датчанъ) положить въ основанiе свои древнiя Исландскiя квиды и саги, собранныя въ XI—XIII веке, пополненныя и поясненныя новыми, позднейшими квидами и сагами. Между владетельными и витязыми именами, которыхъ славу воспевали гадляры, гальдрары или скальдрары, раздавалось и имя могущественнаго царя Гунугардскаго.

Когда рушился капиталъ вещественной силы, скопленной Готами при Эрманарике, тогда прекратилось и влiянiе ихъ духа; между темъкакъ Христiанство быстро проливало свой светъ, изобличая призраки тьмы. Стихiйная тройственность Сайванъ, повсюду свободно, безъ борьбы сомненiя, сознавала духовную Св. ученiя. Только деизмъ Готовъ скрывался отъ потока света во все углубленiя; но и туда проникалъ Iорданъ, обращавшiйся въ море. Казалось не было уже нигде исхода; но лукавое отри­цанiе нашло его въ арiанизме. Подъ этой личиной Христианства, деизмъ копилъ новыя силы на Западе, въ Аквитанiи, и постепенно развиваясь, къ седьмому веку проникъ въ Испанiю, свергнулъ съ престола владетельный Русскiй родъ—наследниковъ Князя Витича (Vitiza), и Готъ Родерикъ, бывшiй вассалъ Витича, овладелъ престоломъ. Но тиранство его и жестокость Визиготскихъ уставовъ превзошли меры; Русь Испанская переселялась въ АӨ рику; сыновая Витича Иво и Сизибудъ обратились къ помощи Руси Мавританской, которая и волей и неволей предалась уже исламизму ([15]).

Подъ предводительствомъ КалиӨ а Валида, Русь Мавританская вступила въ Испанию, какъ въ страну, которая принадлежала ея предкамъ, и Готское могущество рушилось и на всемъ Западе.

Явная пропаганда деизма и арiанизма кончилась. На всемъ материке Европы не оставалось места, где бы можно было воздвигнуть снова храмъ златому тельцу.

Въ Галлiи, по Рейнъ, и на всемъ Юге по Дунай, водворилось уже Христiанство. Между Эльбой, Севернымъ Океаномъ, Дунаемъ, Чернымъ моремъ и Волгойвладычествовали Руссы-Сайване, или поклонники Сивы. Оставались въ прибежище только острова на Океане; ([16]) но удобна ли была эта новая Θ ини­кiя дли развитiя сети конторъ и Ө акторiй? Съ чего начать промыселъ, лишившись накопленныхъ вещественныхъ богатствъ? —Разумеется съ товара невещественнаго: съ продажи науки и мудрости на площадяхъ. ([17]) И вотъ, скарлатная епанча взошла на подмостки.

Нужно ли называть то лицо, къ которому привился духъ Готовь? Это лицо, въ одно и тоже время поборникъ и Триипостаснаго Бога и деизма подъ личиной науки, было, разумеется безсознательно, истиннымъ воплощенiемъ дуализма, посредникомъ Христа и Антихриста. Проповедованiе Слова Божiя, вооруженное до него изустнымъ двуострымъ мечемъ, въ первый, разъ вооружилось въ этомъ лице одностороннимъ лезвеемъ простаго меча. Тайные противники Св. Ученiя для него были недозримы, оно видело только явныхъ противниковъ за Рейномъ: краины Чеховъ (Caeti, Catli) принявшихъ въ Исторiи названiе Саковъ, были первыми жертвами безпощаднаго его меча. ([18])

Слава, или славленiе составляло исконное достоянiе Славянъ, врожденное имъ и нераздельное съ ихъ древлерелигiознымъ именемъ; эта витязная песнь, и песнь воспоминанiй, была всегда потребностью духа народнаго и могла существовать только тамъ, где еще не переродилась Славянская душа въ чуждую самой себе и своей природе.

Въ эпоху Карла Великаго, первобытная Великая Русь (Vilkina land), заключавшая въ себе пространство между Рейномъ и Одеромъ, полустровъ Сербскiй (Херсонесъ Кимврiискiй) и всю Скандинавiю, подпала на твердой земле подъ власть Θ ранковъ, а за моремъ подъ оперившееся влiянiе Готовъ. Русь заморская, отрезанная отъ сообщенiя съ материкомъ, слабела безъ помощи, покорялась, или отправлялась на своихъ корабляхъ искать новыхъ земель на краю света. Этотъ первый гражданскiй слой посе­ленiя былъ собственно Сербы, известные въ Иcторiи подъ искаженными названiями Кимвровъ, Камвровъ, Цимбровъ, Самбровъ. Повсюду па прибрежьяхъ и островахъ, челядь ихъ составляли скитальческiя семьи такъ называемыхъ Цельтовъ или Чуди. Туда перенеслись съ ними народныя поверья, преданья и гадляры, воспевавшiе славу.

Это было конечное время для изустныхъ народныхъ преданiй на всемъ Западе и Севере Европы; преданiя стали переобразовываться въ науку исторiи и стихотворства, по образцу Грецiи и Рима. Очень естественно, что подражанiе не могло обойтиться безъ Академiи. Душою этой Академiи были Готы, ([19]) у которыхъ ничего не делалось спроста и безъ помпы. Карлъ Великiй, принявъ званiе председателя, возведенъ въсанъ псалмопевца царя Давида, Ангильбертъ въ званiе Гомера, ([20]) Θ еодульӨ ъ Пиндара, РикульӨ ъ Дамета, и пр. и пр.

Эгинхардъ былъ музой Каллiопой. Такъ и не иначе они величали другъ друга. Алькуинъ писалъ къ РикульӨ у: «я здесь те­перь одинъ одинехонекъ: ты, Даметъ, въ Саксонiи, Гомеръ yехалъ въ Италию, Кандидъ въ Британiю.... дай Богъ, чтобъ возвратился скорее Давидъ и все сопутствующiе победоносному Царю».

Когда коренной народъ Германiи былъ покорёнъ чуждой вла­сти, и земли его поступали въ награду и уделъ (odal, adel) даже не Ө ранкскимъ владетельнымъ рò дамъ, стоявшимъ при Карле ошуюю его, но лицедеямъ представлявшимъ Ө илосоӨ овъ и поэтовъ древности, и стоявшимъ одесную его, тогда изустная гайда, изменилась въ письменную квиду (quida, gydda), одушевленiе потухло, голосъ измеръ. Но Карлъ видалъ, какъ витязная песнь возбуждаетъ мужество; нельзя было пренебрегать такимъ хорошимъ, хоть и языческимъ средствомъ, для возбужденiя храбрости и въ собственныхъ солдатахъ ([21]); а потому онъ повелелъ составить коллекцiю витязныхъ, или победныхъ песенъ, учить ихъ наизусть и образовать при войскахъ штатныхъ песенниковъ ([22]).

На какой же языкъ или наречiе было передано это собранiе народныхъ песенъ? Θ ранки и Славяне не нуждались въ нихъ: они были богаты собственнымъ достоянiемъ песенъ и естественнымъ одушевленiемъ во славу прiобретаемую отчизной. Вопросъ и разрешается темъ, что Готы составляли и дворъ и дружину Карла. Известно, что «Charlemagne composa pour la langue Tudesque une grammaire, et par la il é leva, en quelque sorte, ce jargon à la dignité de langue et il tâ cha de la fixer.»

Это былъ языкъ новыхъ поселенцевъ пространства между Рейномъ и Одеромъ, языкъ Готскiй народный, л е дяное море, въ мертвыя воды котораго вливались живые потоки языковъ древнеперсидскаго, Греческаго, Славянскаго и наконецъ Латинскаго.

Надъ преобразованiемъ изустныхъ гайдъ и сказокъ въ Готскiя квиды и саги, трудились: Гомеръ, Горацiй, Пиндаръ el cetera: эти труды читались въ Академiи, ихъ твердили наизусть во вс е хъ школахъ, тщательно и съ ошибками переписывали для библiотекъ; эти квиды и саги служили основами Исторiи и Генеалогiи, ([23]), изъ нихъ почерпали содержанiе поэмъ, строя и переобразовывая все во славу новыхъ Юпитеровъ, Геркулесовъ и Ахиллесовъ. Благодаря усп е хамъ промышленности подешевела и слава. Рыцарь Карла, изъ породы энахимъ, облаченный съ головы до ногъ въ жел е зный черепъ, какъ ракъ, косилъ Чеховъ, какъ траву, восклицая: «что мииь(неразборчиво) эти Венды? лягушки. и больше ничего; нанижиь ихъ штукъ семь, посели, на к.ичцию, и кончено!»

Не знаемъ, былъ ли бы Карлъ великъ безъ помощи Скó товъ и Готовъ, поднимаемый на высоту только съ одной стороны Римомъ; но н е тъ сомн е нiя, что безъ нихъ онъ не задалъ бы по­томству задачи трудной для р е шенiя, не носилъ бы фуфайки изъ выдры; а главное Славянскiй Западъ также бы легко, безъ мал е йшихъ потрясенiй, принялъ Христiанство, какъ и Востокъ, не было бы разд е ленiя церкви, а изгнанные изъ храма торгаши не воротились бы въ него.

Въ IX и X в е к е, пропов е дыванiе Христiанства, на с е вер е Германiи и за моремъ, продолжалось въ отношенiи Славянъ, на томъ же условiи какъ при Карл е: ([24]) въ одной рук е мечъ, въ другой крестъ. Острова устилались слоями переселенцевъ, уносившихъ съ собою только память былаго.

Н е тъ возможности чтобъ въ глуши, въ продолженiи н е сколькихъ в е ковъ, изустная п е снь не потеряла своихъ первобытныхъ звуковъ, не разрознилась по нар е чiямъ и не изм е нилась вм е ст е съ языкомъ народнымъ. Новое, даже своеобычливое время, похоронивъ родное, старое, все таки чтитъ его поминками, но (неразборчиво) насл е дiе переходить въ чужiя руки, то, для посторонней души сторона и чужая святыня: ч е мъ скор е е простылъ сл е дъ и стерлась память—т е мъ лучше.

Время объяснить, им е ли ли с е верныя квиды, въ первобытномъ ихъ вид е, кровное родство съ Славянскими гайдами или кайдами; дуаны Ерсовъ съ думами Руссовъ; а п е вцы назы­вавшiеся galdrar, а по другому нар е чiю и писанiю skaldrar, съ т е ми гадлярами, которые пообычаю ходили посланцами къ разъединеннымъ съ ними родичамъ, и про которыхъ упоминаетъ Θ еофанъ. ([25]) Съ родни ли они были также и т е мъ Гуннскимъ п е вцамъ, посланцамъ Агтилы, которыхъ Бургундскiй король встр е тилъ словами:

«Seid willekommen ihr beide, ihr Heunen Spielemann,
Und eure Heergesellen; hat euch her gesandt
Etzel der viel reiche zu der Burgundenland,

Въ отношенiи сборника Исландскихъ квидъ ([26]) и сагъ, составленнаго Снорро Стурлезономъ, сл е дует принести мн е ние Томаса Хилля (Hill) объ изданiи древнихъ Ерскихъ, или Каледон­скихъ дуановъ, Макферсономъ:

«Въ томъ ли самомъ вид е изданы Макферсономъ, такъ называемыя Оссiановскiя п е сни Ерсовъ, въ какомъ он е поются въ народ е

«Надо сознаться что н е тъ; хотя достов е рность существованiя ихъ въ народ е несомн е нна; но въ различныхъ местахъ Шотландiи различны и изустныя и письменныя п е сни Оссiана. Причина этого заключается не только въ различiи нар е чiй, но и въ безпорядк е изустнаго преданiя. ихъ, въ выпускахъ, изм е ненiяхъ и вставкахъ, внесенныхъ въ разныхъ м е стахъ и въ разное время. Должно полагать, что въ народ е произведенiя п е вца Оссiана п е лись въ отрывкахъ, не посл е довательно, м е шаясь съ придум­ками и поздн е йшими произведенiями поэтовъ, почерпавшихъ содержанiе изъ т е хъ же народныхъ преданiй».

То же самое сл е дуетъ сказать и о квидахъ с е вера, или лучше сказать Исландiи. Этотъ пустынный островъ, сос е дъ Новому Св е ту, не представляющiй ничего кром е пастбищныхъ окраинъ между лавой огнедышущихъ н е дръ своихъ и наносныхъ льдинъ С е вернаго моря, былъ посл е днимъ притономъ изгнанниковъ и переселенцевъ С е верной или Норицкой войсковой вольницы, принужденной жить на е здами на вс е окружающiе ихъ и враждебные имъ берега твердой земли. Какъ во времена преобладанiя Рима, не им е я инаго названiя кром е даннаго имъ Римлянами: Saxones latroni, т. е. разбойники скалъ, ([27]) они на е зжали и грабили прибрежныя Римскiя области, такъ и во времена возникавшаго Готскаго преобладанiя, они разъ е зжали по морямъ подъ именемъ Викинговъ т. е. войниковъ, потомковъ Франковъ, Варанговъ (β ά ρ α γ γ ο ς), или по старосаксонски Варяговъ (Warag), ([28]) разъ е зжавшихъ на добычу въ чужь и на м е ну добычи къ родичамъ.

Когда посл е Карла Великаго, возникшее смешенiе языковъ и верованiй на с е вер е Германiи, приведено было къ одному знаменателю, а Гаральдъ-рыжiй покорилъ вс е прибрежные острова, далекая Исландiя осталась единственнымъ приб е жищемъ для старов е ровъ, поклонниковъ и Сивы и Адонаи. Туда окончательно въ IX, X и XI стол е тiяхъ, скрылось множество знаменитыхъ рó довъ отъ гоненiй Норвежскихъ властителей. Все боевые пере­селенцы разныхъ временъ принесли съ собою въ Исландiю память о прошломъ быт е, о прежней слав е, дорожили своей стариной, и каждый родъ хранилъ изустно и письменно преданiя о величiи своихъ предковъ. Должно зам е тить, что витязныя п е сни о слав е племенъ и родовъ (княжескихъ) не относятся къ коренному духу Готовъ; ихъ п е снь безлично относилась къ на­роду —Codthiod ([29]).

Заметимъ также съ особеннымъ вниманiемъ то, что въ сагахъ Исландiи, упоминающихъ о переселенiяхъ, упоминается и обычай посылать впередъ бога занимать новую землю. Мы им е ли уже случай объяснить этотъ исконный обычай Славянъ при выселенiяхъ, ([30]) а также значенiе Tyра(неразб.), подъ. пр е дводительетвомъ котораго были(неразб.) посвященные богу поб е ды на поискъ новой земли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.