Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи






Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.

Психолого-педагогическая классификация (Р.Е. Левина) основана на реализации подхода от частного к общему, лингвистических и психолого-педагогических критериях построения классификаций.

 

 

Эта классификация позволяет выделить группы речевых нарушений и их виды:

• нарушения средств общения (фонетическое нарушение, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи);

• нарушения в применении средств общения (заикание);

• комплексный дефект (заикание, осложненное общим недоразвитием речи).

В соответствии с этим выделяется ряд групп с различными им рушениями.

Фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями легкими формами дизартрии).

В фопетико-фонематическом развитии детей данной группы наблюдается несколько состояний:

· легка степень ФФН, при которой дети недостаточно различают только нарушенные в произношении звуки и затрудняются в их анализе;

· средняя степень, при которой дети недостаточно различают большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи;

· глубокое фонематическое недоразвитие, при котором ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить их последовательность (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

· Общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями).

При ОНРотмечается позднее начало речи, ограниченный запас слов, аграмматизмы, нарушение произношения и фонемо-различения. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: от полного отсутствия или лепетной речи до развернутой фразой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. По степени тяжести проявления условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый представлен в работах Т.Б. Филичевой.

 

Этиология ОНР может быть различна, и соответственно это­му будет различна структура аномальных проявлений. Клини­ческий подход к проблеме общего недоразвития речи предусма­тривает необходимость постановки медицинского диагноза, вскрывающего структуру речевой недостаточности при различ­ных формах речевого недоразвития. По данным Е.М. Мастюковой (1991), дети с общим недоразвитием речи могут быть услов­но разделены на три основные клинические группы:

а) дети с моторной алалией;

б) дети с недоразвитием речи церебрально-органического
генеза;

в) дети с неосложненным вариантом ОНР.
Недостатки мелодико-интонационной стороны речи (ринофония, дисфония, афония) и темпоритмической (заика­ние, итерация, полтерн, тахилалия, брадилалия)

Современные классификации речевых нарушений (клини­ко-педагогическая и психолого-педагогическая) дополняют друг друга.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте комплексный подход к анализу речевых нарушений.

2. Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонам" психической деятельности ребенка.

3. Охарактеризуйте отдельные виды речевых нарушений дайте сопоставительный анализ нескольких нарушений,

4. Назовите основные причины речевых нарушений.

 

Литература

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 1987.

2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.

3.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

4. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

 

5. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в К ме и патологии // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 2

6. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психеи гического изучения аномальных детей. М., 1990.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоря вития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М., 2004.

8. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.