Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация психического дизонтогенеза






Разработанная В.В. Лебединским [6] классификация психического дизонтогенеза включает 6 вариантов:

 

• недоразвитие;

• задержанное развитие;

• поврежденное развитие;

• дефицитарное развитие;

• искаженное развитие;

• дисгармоническое развитие.

Данная классификация дифференцирует отдельные варианты дизонтогений исходя из основного качества нарушения развития.

Автор выделяет несколько групп дизонтогений:

• вызванные отставанием в развитии (недоразвитие, задержанное развитие);

• в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития (искаженное и дисгармоническое развитие);

• вызванные поломкой, выпадением отдельных функций (повреждённое и дефицитарное развитие).

Для недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Характерна выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, с трудностью их перестройки. Формирование ассоциативных связей грубо затруднено. В асинхронии развития преобладают явления ретардации. Различные функции недоразвиты неравномерно. В большей мере страдают высшие психические функции.

Задержанное развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дифицитарными функциями имеются и сохранные, что отличает этот вид дизонтогений от стойкого психического недоразвития.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию, что и недоразвитие и задержанное развитие, однако патологическое воздействие на мозг происходит в возрасте 2—3 лет, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась в значительной степени, и их недостаточность проявляется в признаках повреждения

 

в сочетании с недоразвитием онтогенетически бо­лее молодых образований (лобных систем). Повреждение ведет к явлениям изоляции отдельных систем, распаду сложных ие­рархических связей, нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.

Дефицитарное развитие связано с тяжелым нарушением (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анали­заторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хроническ: соматических заболеваний. Первичный дефект анализатор или определенной соматической системы приводит к недораз­витию функций, связанных с ними наиболее тесно, к замедле­нию ряда других функций, связанных с пострадавшей опосре­дованно. Эти нарушения развития частных функций тормозят психическое развитие в целом. Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Дефицитарность отдельных сенсор­ных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции. Так, нарушение зрения приводит к недоразвитию координации между речью и действием. Дефицитарное разви­тие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наибо­лее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей.

При искаженном развитии наблюдаются сложные соче­тания общего недоразвития, задержанного, поврежденного И ускоренного развития отдельных психических функций, при водящие к ряду качественно новых патологических образований. Наиболее характерной моделью этого вида дизонтогенй является ранний детский аутизм. Для искаженного развитии характерна наиболее выраженная асинхрония. В процессе формирования психических функций имеет место иная иерархия в последовательности развития отдельных систем, противоположная нормальному онтогенезу. Преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование моторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта парадоксально обгоняет становление предметных навыков. Большое значение в искаженном дизонтогенезе имени явления изоляции.

Дисгармоническое развитие по своей структуре напоминает искаженное. Сходство состоит в сочетании явлений ретардации

 

одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие состоит в том, что основой дисгармониче­ского развития является не текущий болезненный процесс, а врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорцио­нальность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере, что обусловливает формирование аномалий личности, характеризующихся неадекватной реакцией на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушается поведение и затрудняется активная приспособляемость к окружающей среде. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий.

Существуют общие и специфические закономерности аномального развития (В.И. Лубовский). Под закономерностью понимается объективно существующая, повторяющаяся существенная связь между явлениями. Общие закономерности отражают общее для больших групп явлений, специфические — для подгруппы явлений.

В.И. Лубовский выделяет три иерархических уровня закономерностей отклоняющегося развития:

· 1 -й уровень — закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития. К ним относятся следующие: формирование наряду с первичным отклонением вторичных отклонений; изменение способности к приему и переработке информации; недостаточность словесной регуляции действий;
более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности; риск возникновения социально-психологической дезадаптированности; наличие у детей потенциальных возможностей компенсации в процессе обучения и воспитания.

· 2-й уровень — закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств.

· 3-й уровень — специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза.

Таким образом, одними из центральных понятий в специальной психологии являются «дизонтогенеза» и «дизонтогния». В основе дизонтогений лежат как биологические, так и социальные факторы. Психологические параметры дизонтогенеза и общие специфические закономерности необходимо

 

учитывать при оценке психического развития, в том числе и детей с речевыми нарушениями.

Вопросы и задания

1. Раскройте основные этиологические факторы дизонтоге­ний. Какова роль биологических и социальных факторов в нарушении речевого онтогенеза у детей?

2. Каковы психологические параметры дизонтогенеза? Продемонстрируйте на примере одного из речевых нару­шений (по выбору).

3. Какие варианты психического дизонтогенеза выделяют? Дайте их характеристику. В чем будет заключаться специфика работы логопеда при каждом из них? Обоснуйте.

4. Назовите общие и специфические закономерности аномального развития.

Литература

1. Асанов А.Ю., Демиков Н.С., Морозов С.А. Основы генетики
человека и наследственные нарушения развития у детей. М., !
2003.

2. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 1987.

3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.

4. Бернштейн НЛ. Проблема взаимоотношения координа-
ции и локализации / Архив биологических наук, 1985. Т. 38,
вып. 7.

5. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. М., 1997.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития дв" 1
тей. М., 1985.

7. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

8. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецо-
вой. М., 2002.

9. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

10. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в нор ме и патологии // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 2.

11. Усанова О.Н. Специальная психология: Система псп\" логического изучения аномальных детей. М., 1990.

12. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.