Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания студентам, изучающим дисциплину






" Занятость населения и ее регулирование"

 

Изучение курса " Занятость населения и ее регулирование" может быть успешным только при сочетании посещения студентом аудиторных занятий и активной самостоятельной работы во второй половине дня по два академических часа в неделю.

Самостоятельная работа включает три этапа:

1 этап – Самонастройка, в ходе которого осуществляется целеполагание, составляется программа действий.

2 этап – Самоорганизация, в ходе которого решаются следующие задачи:

- планирование (перспективное, текущее)

- выбор средств и источников;

- реализация, использование приемов усвоения и переработки информации;

- применение знаний;

- фиксирование результатов: подготовительные, черновые, итоговые записи, памятки, аннотации, списки литературы, рецензии, тезисы, конспекты, тексты докладов, сообщений, графические конспекты, таблицы, схемы.

3 этап – Самоанализ и контроль. Необходимо отследить значимость проведенной самостоятельной работы, скорректировать результаты.

Рассмотрение каждой темы должно проходить последовательно, следовательно, каждый студент должен быть ознакомлен с содержанием программы. Ознакомление с новой темой следует начинать с определения основных понятий, выделения важнейших вопросов рассматриваемых в теме. Необходимо установить взаимосвязь между рассматриваемыми понятиями, систематизировать их. При определении понятий необходимо воспользоваться несколькими учебными пособиями, на основе анализа определить свою точку зрения по данному вопросу.

Рекомендуется оформлять результаты самостоятельной работы в форме графического плана-конспекта, позволяющего не только обобщить и систематизировать материал, но и активизировать зрительную память, что способствует качественному запоминанию.

При подготовке к устному опросу, зачету необходимо не только составить план ответов, но и самостоятельно вслух их сформулировать. Наиболее эффективно подготовка проходит в парах с использованием метода взаимоконтроля.

Для реализации учебного процесса на продуктивном уровне студентам рекомендуется расширить перечень изучаемых источников: следить за внедрением передового опыта, прочитывая периодические издания (СОЦИС, Служба кадров); изучать научную литературу, в которой раскрываются современные проблемы занятости; изучать методические материалы, разработанные специалистами службы занятости. Студентам рекомендуется 1 раз в месяц посещать Территориальный центр занятости населения для ознакомления с его деятельностью и сбора информации.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что действительно является товаром на рынке труда, труд или рабочая сила?

2. Роль заработной платы на рынке труда

3. Взаимосвязь и соотношение понятий трудовые ресурсы, трудоспособное население.

4. Взаимосвязь и соотношение понятий труд, рабочая сила и занятость.

5. Влияние возрастной структуры населения на численность трудоспособного населения.

6. Сравнительная характеристика основных моделей рынка труда (теорий занятости).

7. Влияние факторов длительного воздействия (экономических, демографических колебаний, миграционных процессов, социально-природных катаклизмов) и факторов локального характера (конверсия, сокращение армии, изменение форм собственности, уровня развития службы занятости) на уровень безработицы.

8. Маргинальная, скрытая безработица.

9. Неконкурентоспособность на рынке труда и причины ее возникновения.

10. Положительное влияние естественной безработицы на рынок труда.

11. Назовите принципы занятости.

12. Какой вид занятости и почему является как экономической, так и социальной основой развивающейся экономики?

13. Дайте подробную характеристику основных звеньев структуры занятости.

14. Учет занятости в Советском Союзе. Методы поддержания полной занятости при плановой экономике.

15. Изменение структуры безработицы в России в последние десятилетия.

16. Региональные отличия уровня безработицы в России.

17. Современное состояние занятости и безработицы в развитых странах мира.

18. Структура и сферы деятельности Международная организация труда (МОТ),

19. Основные положения Устава и важнейших деклараций МОТ.

20. Изучение нормативно-правовых документов, определяющих взаимоотношения в сфере занятости в России.

21. Субсидирование занятости.

22. Организация общественных работ.

23. Поощрение мобильности трудоспособного населения, развития самозанятости.

24. Страхование по безработице, его роль и значение в системе социальной защиты на рынке труда.

25. История становления и развития службы занятости в России.

26. Функции государственной службы занятости.

27. Основные задачи и функции Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации, его специализированные подразделения, направляющие и координирующие деятельность территориальных органов службы занятости.

28. Необходимость учета в деятельности службы занятости региональной специфики и тесного взаимодействия с органами власти и управления в регионе.

29. Соответствие формальной организационной структуры службы занятости ее целевому назначению.

30. Финансирование деятельности службы занятости.

31. Кадровое обеспечение деятельности органов службы занятости, квалификационные характеристики основных специалистов.

32. Взаимодействие с местными органами власти и управления, контакты с работодателями.

33. Совместные акции службы занятости с социальными партнерами.

34. Основные проблемы управления занятостью в России

35. Характеристика деятельности негосударственных структур содействия занятости.

36. Назначение и расчет пособия по безработице.

37. Социально-психологические особенности поведения безработных граждан.

38. Гендерные отличия в поведении безработных.

39. Психологическая поддержка безработных граждан в Центре занятости.

40. Социальная адаптация безработных граждан через клубную деятельность.

41. Условия активизации самостоятельной поисковой деятельности безработного.

42. Индивидуальные и групповые формы работы с безработными.

43. Социальные технологии и их роль в реализации функций службы занятости.

44. Процесс консультирования безработных граждан.

45. Профориентация в службе занятости.

46. Требования к взаимодействию специалистов Центра занятости населения с клиентами.

47. Особенности занятости мужчин, женщин, молодежи, населения средних возрастов, населения старших возрастов, мигрантов

48. Дискриминация в сфере занятости по отношению к отдельным социально-демографическим группам: причины и распространенность.

49. Борьба с дискриминацией в сфере занятости.

50. Изучение программ содействия занятости социально-демографических групп населения особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда.

51. Специальные мероприятия, направленные на содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы:

- инвалидов;

- граждан, имеющих на содержании лиц, за которыми необходим постоянный уход, помощь или надзор;

- лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

- молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу;

- лиц предпенсионного возраста;

- беженцев и вынужденных переселенцев;

- граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

- семей, в которых оба родителя признаны безработными;

- граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.