Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятость населения и ее регулирование






федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения

по специальности 040101 Социальная работа

квалификации «специалист по социальной работе»

 

 

Уральский институт социального образования.

(Верхотурова Юлия Анатольевна),

 

Екатеринбург

 

Учебная дисциплина «Занятость населения и ее регулирование» предлагается для студентов факультета социальной работы, специальности 040101 социальная работа очной и заочной форм обучения.

Место курса в системе гуманитарного знания:

Курс является элементом профессиональной подготовки в области социальной работы, формирует базовые представления о процессах, протекающих на рынке труда, социальной защите в сфере занятости, гарантиях, предоставляемых безработным гражданам, технологиях социальной работы в службе занятости и ориентирует слушателей в сфере профессиональной деятельности.

Цель изучения дисциплины:

Формирование современного, систематизированного и целостного научного представления о социально-экономической сущности занятости населения, месте занятости в системе социальных и экономических категорий, современных подходах к ее регулированию и решению проблем безработицы, а также о специфике этих процессов в России.

Учебные задачи дисциплины:

  1. Систематизация имеющихся у студентов знаний и ознакомление их с новыми знаниями о занятости населения и методах ее регулирования.
  2. Формирование представления о государственной службе занятости, ее месте в системе социальных институтов гражданского общества, роли и значении в решении социальных проблем и поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
  3. Ознакомление студентов с зарубежным опытом регулирования занятости и рынка труда
  4. Освоение студентами современных методов и технологий работы службы занятости.
  5. Повышение уровня общей и экономической культуры студентов, формирование у них глубоких профессиональных знаний и навыков самостоятельной оценки и анализа явлений и процессов в сфере занятости населения.

Требования к уровню освоения содержания курса: Студент, обучающийся по данной программе, должен освоить полный курс, в том числе его работа должна включать посещение лекций, практических занятий и самостоятельную деятельность. Студенты должны решать вопросы теоретического и практического характера, предусмотренные программой курса, выполнить контрольные мероприятия.

По окончании курса студент должен:

· иметь представление о

сущности и специфике социально-экономических явлений и процессов, происходящих в сфере занятости;

закономерностях развития и функционирования рынка труда, содержании основных теоретических подходов к его оценке;

методах регулирования занятости и рынка труда;

содержании и видах политики занятости, способах социальной защиты занятости населения и права граждан на труд;

проблемах и особенностях формирования рынка труда в России;

основных положениях законодательства о занятости;

· уметь

квалифицированно оперировать основными понятиями дисциплины;

анализировать и оценивать ситуацию в сфере занятости;

рассчитывать основные показатели, характеризующие занятость и состояние рынка труда;

делать прогнозные оценки состояния занятости;

критически осмысливать полученную информацию по проблемам занятости и рынка труда, выражать и обосновывать свою позицию по указанным вопросам;

применять на практике полученные теоретические знания.

· владеть навыками

самостоятельной работы со специальной литературой;

· иметь представление о специфике деятельности Центра занятости населения в своей местности.

 

Основой для изучения данной учебной дисциплины являются знания, полученные в ходе изучения Экономики, теории и технологии социальной работы, социологии, демографии, психологии, педагогики.

 

Примерные темы рефератов (контрольных работ)

  1. Причины возникновения безработицы в различных экономических системах
  2. Безработица и ее виды.
  3. Полследствия безработицы.
  4. Мировой опыт в борьбе с безработицей (на примере одной из стран мира).
  5. Разделение труда в обществе.
  6. Организационная структура занятости.
  7. Динамика безработицы в России до 1991 года.
  8. Регулирование занятости при плановой экономике.
  9. Современные тенденции динамике безработицы в развитых странах.
  10. Анализ ситуации на рынке труда в Свердловской области (в районном центре).
  11. Значение деятельности МОТ в регулировании занятости.
  12. Защита прав человека через конвенции МОТ.
  13. Социальная политика в сфере занятости.
  14. История становления службы занятости в России.
  15. Проблемы взаимодействия специалистов службы занятости с работодателями.
  16. Гендерные отличия в поведении безработных граждан.
  17. Социально-психологическая адаптация безработных.
  18. Безработный гражданин как клиент социальной работы.
  19. Социально-психологические особенности деятельности специалистов в службе занятости.
  20. Активные формы работы с безработными в Центре занятости.
  21. Технология работы консультанта по трудоустройству в Центре занятости населения.
  22. Профконсультирование молодежи в службе занятости.
  23. Социально-психологическая адаптация безработных граждан через клубную деятельность.
  24. Профессиональное обучение безработных граждан в России и за рубежом.
  25. Дискриминация на рынке труда.
  26. Особенности социальной работы с неконкурентоспособными гражданами на рынке труда (на примере одной из категорий).

Вопросы к экзамену

1. Рабочая сила, трудовые ресурсы, трудоспособное население, труд и занятость: взаимосвязь и соотношение понятий.

2. Рынок труда, его элементы и особенности.

3. Модели функционирования рынка труда (классическая, кейнсианская, монетаристская)

4. Безработица, ее виды.

5. Естественная безработица. Понятие “естественного уровня” безработицы.

6. Виды занятости

7. Категории занятого населения. Распределение населения по статусу в занятости.

8. Формы организации занятости.

9. Структура занятого населения

10. Современные тенденции в динамике и структуре безработицы в России.

11. Современные тенденции в динамике и структуре безработицы в развитых странах мира.

12. Причины возникновения безработицы

13. Последствия безработицы.

14. Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений.

15. Политика содействия занятости населения и ее взаимосвязь с экономической и социальной

16. Активная политика занятости.

17. Пассивная политика занятости.

18. Министерство здравоохранения и социального развития Российской федерации - центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий руководство работой по реализации государственной политики занятости населения на федеральном уровне.

19. Основные направления и задачи работы органов Федеральной государственной службы занятости населения.

20. Состав специалистов службы занятости, взаимодействующих с клиентами, краткая характеристика должностных обязанностей.

21. Основные проблемы в деятельности органов Федеральной государственной службы занятости населения РФ на современном этапе.

22. Модели технологических процессов взаимодействия службы занятости с ищущими работу гражданами.

23. Модели технологических процессов взаимодействия службы занятости с безработными.

24. Технология социальной работы с длительно безработными гражданами.

25. Краткая характеристика программ Клуб ищущих работу «Поиск» и «Новый старт».

26. Специфика работы службы занятости с лицами, особо нуждающимися в социальной защите и неконкурентоспособными на рынке труда:

- инвалидами;

- молодежью;

- несовершеннолетними в возрасте 14 – 18 лет;

- женщинами;

- освобожденными из мест лишения свободы …

27. Негосударственные структуры содействия занятости. Поддержка предпринимательства и самозанятости граждан.

28. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка как превентивные (упреждающие) меры политики содействия занятости населения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.