Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профориентация —это многоаспектная научно обоснованная сис­тема воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии.






 

При проведении профориентации в школе должны учитываться желания учашихся. состояние их здоровья, индивидуально-типо­логические особенности личности, а также потребности общества. Одним из важнейших принципов профориентации является создание условий свободного выбора профессии.

Наиболее важные проблемы профориентации:

• определение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;

• установление особенностей профессий с точки зрения требова­ний, предъявляемых к определенным качествам человека, кото­рые обеспечивают успех в освоении профессий;

• изучение психофизиологических и других качеств личности и определение соответствия их требованиям профессий, т.е. выяв­ление наилучшего соответствия индивидуально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда;

• опенка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспе­чения соответствия его избираемой профессии с целью сохране­ния и укрепления в процессе трудовой деятельности. Разрешение трех последних проблем составляет непосредствен- ную задачу медико-физиологической профессиональной консультации. Гигиенической наукой создан фундамент, обеспечивающий качес­твенное проведение медико-физиологической профессиональной консультации, являющейся существеннейшим разделом профориен- таинонной работы. Он включает оценку современных условий труда в наиболее массовых профессиях; требования, предъявляемые ими к организму работающих (санитарные характеристики и профес- сиограммы); принципы группировки профессий для целей профо­риентации, установление закономерностей и тенденций развития у школьников психофизиологических функций и качеств, лежащих в основе овладения профессией; принципы проведения врачеб­ной профессиональной консультации и профессионального отбора школьников с отклонениями в состоянии здоровья; обоснование возможности активного формирования профессиональной пригод­ности подростков и определение основных понятий и терминов по этой проблеме.

Профессиональная пригодность — наиболее полное соответствие фун­кциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым про­фессией как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.

Профессионально пригодный подросток способен успешно овла­деть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.

Значение и необходимость врачебной профессиональной кон­сультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за отклонений в состо­янии здоровья в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 80% учащихся 8-10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются отклонения в состоянии зрительного анализа­тора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, занимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.

Состояние здоровья — важный фактор, в большой степени определяю­щий выбор профессии. Формирование профессиональных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний, создает предпосылки для инвалидности.

Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не ока­зывал отрицательного влияния на их здоровье, но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда. Врач должен, основываясь на интересе ученика к профессии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после оаисде- теяьетвеваяия подросток получает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии.

Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные задачи: он призван решить вопрос о годности человека к избранной им про­фессии по состоянию здоровья. В конкретных условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными из которых являются характер и условия труда в избранной профессии, известные научные данные о возмож­ном влиянии их на состояние патологического процесса и, наконец, возможность освоения профессии при наличии определенных дефек­тов в состоянии здоровья. Это и составляет главные принципы опре­деления профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.

Противопоказания к выбору профессий определяются прежде всего характером заболевания и тяжестью его течения.

Для каждого заболевания может быть несколько противопоказан­ных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональ­ное напряжение, шум. вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объ­ективного решения вопроса о профессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Минздравом РФ перечнем медицинских противопо­казаний к приему подростков на работу и профессиональному обу­чению. Перечень медицинских противопоказаний является офици­альным документом при врачебном заключении о профессиональной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинских противопоказа­ний и показаний к приему подростков на профессиональное обуче­ние, содержащие данные по многим профессиям.

По результантам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицинской доку­ментации, составляется заключение о профессиональной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Данные врачебного заключения являются основой для профессионального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или обучении подростков.

Врачебная профессиональная консультация призвана выбрать для подростка из многих профессий те, которые являются более подхо­дящими во состоянию здоровья, т.е. рекомендовать профессии, мак­симально соответствующие функциональным возможностям целост­ного организма, состоянию физического и психического развития. Подростки только вступают в трудовую жизнь, еще не остановили свое­го выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профес­сиональных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультацией очевидны: при первом - человек подбирается для профессии, при второй - профессия для человека.

Условия полноценного осуществления врачебной профессиональ­ной консультации:

достаточная осведомленность врачей об особенностях подростко­вого возраста и их значении;

проведение медицинского освидетельствования, исходя прежде всего из требований профессиональной консультации;

знание врачом характера и условий труда в различных наиболее массовых профессиях и возможного влияния их на растущий организм и течение некоторых заболеваний;

знание и правильное использование врачом действующих пере­чней медицинских противопоказаний для обучения в учебных заведениях различных систем;

осведомленность по нормативно-правовым актам в области охра­ны труда подростков.

В связи с увеличением количества детей, относящихся к III группе здоровья, особую актуальность приобретают вопросы профессио­нальной пригодности подростков с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. При решении этих вопросов учи­тываются особенности течения заболеваний и состояний в условиях конкретной трудовой деятельности, т.е. при воздействии тех или иных неблагоприятных факторов труда.

Ведущим принципом профессиональной консультации лиц с раз­личными заболеваниями является рекомендация профессии, кото­рая не ухудшила бы имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению неспецифической резистентности организма. Врачебный принцип «не навредить» сле­дует понимать как необходимость тренировать организм при сни­женных функциональных возможностях: щадить больной орган я максимально использовать развитые функции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.