Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гигиена трудового воспитания, обучения... 209




торяемостью движений. Им разрешаются дополнительные паузы для отдыха. Рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы учащихся должны своевременно отражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться преподавателем труда

Рациональный режим трудового воспитания и обучения школьни­ков определяется длительностью труда, местом труда в режиме дня и недели, а также построением трудовой деятельности.

Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами На трудо­вое обучение выделяется в 1-7-х классах 2 ч в неделю, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11-х классах — 4 ч. Предусматривается также общественно полез­ный труд: во 2-4-х классах - 1 ч, в 5-7-х - 2 ч, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11-х классах - 4 ч в неделю.

Длительность ежегодной трудовой практики для учашихся З-7-ro классов планируется в течение 10 дней по 3 ч в день, в 8-9-х классах - 16 дней по 4 ч в день, в 10-х — 20 дней по 6 ч.

Длительность труда в период летних каникул также регламентиру­ется и не должна для школьников 5-7-х классов превышать 3 ч, 8-9-х - 4 ч и 10-х классов — 6 ч в день. Общая продолжительность пребывания учащихся в составе трудовых объединений не должна превышать 3-4 недель, а для учеников 5-7-х классов, работающих в самостоятельных звеньях ученических производственных бригад, 2 недель.

Место урока труда в режиме учебных занятий 1-7-х классов определяется особенностью его влияния на организм. Обеспечивая смену характера деятельности и повышая функциональное состояние организма, урок труда предупреждает снижение работоспособности учащихся в течение учебного дня. Его эффективность проявляется в большей степени, если он проводится в начальный период развиваю­щегося утомления, т.е. на 3—4-м уроке (1-я смена) и на 1-2-м уроке (2-я смена), а в режиме учебной недели - в среду и четверг. Естественно, эта рекомендация не может быть выполнена в отношении учашихся всех классов из-за ограниченной пропускной способности мастерс­ких. И в этом вопросе оптимальный режим создается для учащихся тех классов, которые по разным причинам поставлены в наиболее сложные условия работы (переход к предметному методу обучения, выпускные экзамены и др.).

Построение урока труда в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей шкального воз­раста. Эти особенности выражаются в преобладании возбудительногоГлава б

процесса нал юрмоишм, что обусловливает стремление работать и ускоренном темпе и приводит к относительно более быстрому раз питию утомления. Известна относительно небольшая мышечная выносливость, которая не по звол нет летим долго выдерживать нагруз­ки в однообразной или вынужденной рабочей nose, с выполнением однообразных операции или трудовых процессов при ныраженном статическом компоненте Это является основанием дли определения оптимальной длительности непрерывного выполнения отдельных операций, которая не вызывает утомления школьником.



Общая длительность практической работы не должна превышать для учашихся 2-х классов 20-25 мин; 3-4-х классов — 30—35 мин. В ia вис и мости от трудоемкости длительность операций может состав­лять от 6 до Ю мин Установлено, что непрерывное выполнение любых столярных и слесарных операций учащимися 10 лет более 10 мин и учашимиси 11 лет более 13 мин приводит к выраженному утомлению, поэтому укатанные величины для этого возраста детей принимаются к* предельно допустимые Непрерывная работа с бумагой, картоном, тканью должна занимать для учашихся 1-х классов не более 5 мин,

2- 3-х классов - 5—7 мин; 4-х — 10 мин; 6-х - 12 мин; 7-х — 16 мин. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операци­ям должна составлять для учашихся 5-х классов не более 10 мин; 6-х — 12 мим; 7-х - 16 мин.

Учащиеся не могут без утомления выполнять на протяжении всего урока только одну операцию, поэтому в структуре урока должны пре­дусматриваться их смена и оптимальное количество. Анализ результа­тов хронометража уроков и реакний поведения детей (по отвлечению от работы) показал, что увеличение числа операций с 1—2 до 3—5 я 2 раза снижает время отвлечений учащихся. По лому выполнение

3- 5 операций принимается за оптимальную величину (рис. 5.1).



Даииьке по оптимальной продолжительности отдельных операций

и их количеству и свою очередь позволяют определить плотность урока.

Плотность урока ~ ъто время, затрачиваешь на выполнение всех тру­довых операций, включая легки*' (измерение, разметка и др.). Она должна составлять 60-85%.

При плотности урока менее 60% учащиеся теряют интерес к рабо­те, у них рассеивается внимание, не формируется рабочий стереотип. Объяснения преподавателя не должны занимать более 25% времени урока (10-12 мин), Время на организацию рабочего места, уборку.

Не менее важно и построение урока в плане рационального режи- ма труда и отдыха. Это особенно актуально для сдвоенных уроков В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы Так как работа детей в этих классах связана с относительной непод­вижностью (положение сидя), на 15-20-й минуте урока необходима физкультминутка. Физкультминутки при сдвоенных уроках труда целесообразно проводить не в середине каждого урока, а в конце 1-го или начале 2-го урока, что позволит не нарушать рабочий динамичес­кий стереотип. При сдвоенных уроках обязательна организованная перемена длительностью не менее 10 мин с выходом в рекреацию и проветриванием помещения.

В построении урока предусматриваются небольшие (l-3-мииут- ные) паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что также является отдыхом во время работы.Построение уроков труда для девочек имеет свои особенности. В целом обработка ткани и кулинарные работы (в условиях школы) относятся к разряду легкого труда, но все же могут вызвать утомление школьниц. Причиной последнего является прежде всего выполнение однообразных трудовых операций, при которых нагрузка падает на относительно небольшую группу мышц плечевого пояса. Рабочая поза при этом остается такой же, какой она была и на занятиях в клас­се, поэтому статическое мышечное напряжение не только не снима­ется. а может даже усилиться. Кроме того, машинная обработка ткани требует большой точности и высокой координированности движений. Поэтому на занятиях кройки и шитья, особенно в начальном периоде, нельзя посвяшать целиком урок освоению какой-либо одной опера­ции, а следует предусматривать их смену и чередование. Для профи­лактики утомления от статических нагрузок необходимо обязательно проводить короткие физкультминутки (2—3 мин) с выполнением 4—6 упражнении. Характер упражнений должен обеспечивать активиза­цию функций дыхания и кровообращения, а также давать нагрузку на мышны-антагонисты (живота и ног). Рекомендуется выполнять упражнения стоя.

Кулинарные работы отличаются по характеру и в целом лишены вышеу казанных недостатков. На уроках кулинарии учащиеся свобод­но перемешаются по помещению, могут произвольно менять рабочую позу, чередовать операции, что является своеобразным отдыхом от утомительных занятий в классе.

Особенности построения трудового обучения в 8—11-х классах касаются структуры учебной недели. В ней для трудового обучения выделяется I день: 6—7 учебных часов, из них 3—4 ч, предусмотрен­ных учебным планом, а 2—3 ч — за счет общественно полезного труда. Такой режим удобен школе, поскольку позволяет избежать дробления учебного дня, освобождает учашихся от лишних переездов в УПК, на базовое предприятие и обратно в школу. Но нередко из-за непроду­манности расписания это приводит к увеличению продолжительнос­ти учебных занятий в остальные дни недели. Построение занятий в дни трудового обучения аналогично струк­туре учебного дня в школе: через каждые 45 мин — перемена длитель­ностью не менее К) мин; в середине рабочего дня ■— большая пере­мена (30 мин) для приема пиши. В расписании предусматриваются 1—2 теоретических урока по специальным предметам и 3—5 уроков практической работ ы, в процессе которой учащиеся овладевают пер­воначальными профессиональными навыками, а затем переходят к производительному труду.

Положительное влияние труда на организм школьников во многом определяется условиями, в которых проходит трудовая деятельность К. числу факторов, способных повышать оздоровительное влияние труда, относятся рационально организованное естественное и искус­ственное освещение, правильная расстановка оборудования, органи­зация рабочего места, а также рациональный воздушный и темпера­турный режим.

Гигиенические требования к условиям труда должны соответс­твовать функциональному состоянию организма детей. Поскольку обработка дерева и металла связана с повышенными энерготратами и теплообразованием, температура воздуха в этих мастерских должна быть ниже, чем в классе: в столярной мастерской оптимальной тем­пературой считается 14—16 °С, в слесарной 16-17 9С, в кабинете труда начальных классов и кабинете по обработке ткани 18 *С.

Характер труда школьников не исключает возможности контакта учащихся с неблагоприятными производственными факторами. В процессе обработки дерева, металла и ткани может выделяться дре­весная, металлическая и бытовая пыль, концентрации которой неве­лики, и при выполнении общегигиенических требований ее накопле­ние предотвращается. В слесарных мастерских возможны достаточно высокие уровни шума.

В УПК набор мастерских значительно расширяется, увеличивается обьем выполняемых работ, которые по своему характеру приближа­ются к производственным процессам. Появляется реальная возмож­ность контакта учащихся с неблагоприятными факторами.

В мастерских по механической обработке металла в воздух поме­щений могут выделяться мелкодисперсная минерально-металличес- кая пыль, аэрозоли масел и многочисленных примесей (сульфатов, щелочей).

При шлифовке и заточке изделий образуется пыль, содержащая двуокись кремния. В воздух газосварочных мастерских выделяет­ся сварочный аэрозоль, содержащий соединения марганца, фтора, окиси углерода, озона. Все это требует наряду с выполнением обще­гигиенических мероприятий проведения специальных профилакти­ческих мер с учетом профиля мастерских. Прежде всего необходимы эффективная система вентиляции с различными видами местной вытяжной вентиляции, размещение части оборудования в отдельных

специальных помещениях, оснащение станков экранами, щитками предупреждающими разбрызгивание смазочно-охлаждающей жид­кости. разбрасывание стружки. Необходим контроль за качеством смазочно-охлаждающей жидкости, концентрацией минерального масла в воздухе помещений, эффективностью работы вентиляции.

В некоторых учебно-производственных мастерских работы связа­ны с воздействием шума. В токарных, фрезерных и монтажных мас­терских уровень шума может достигать 80—95 дБА и выше, поэтому требуется проведение комплекса мероприятий по борьбе с шумом.

Положительное влияние процесса труда на растущий организм и успешность освоения школьниками трудовых навыков во многом определяются рациональным оборудованием помещений для трудо­вого обучения. При этом оборудование должно отвечать ряду гиги­енических и педагогических требований, касающихся его набора, размещения, организации рабочего места, инструментария, техники безопасности. Набор оборудования должен обеспечивать реализацию программ трудового обучения. Основное оборудование — верста­ки, станки, швейные машины, инструментарий; вспомогательное — шкафы, стеллажи, уборочный инвентарь.

При размещении оборудования предусматривается создание бла­гоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. При обработке дерева и ткани затенение не возникает, если свет падает слева, поэтому верс­таки и швейные машины необходимо расставлять перпендикулярно к окнам с левосторонним освещением. Верстаки можно расставлять под углом 45*.

При обработке металла характер работы позволяет иметь как лево­стороннее, так и правостороннее освещение при перпендикулярном к окнам размещении верстаков. Любая другая расстановка имеет недостатки. Особенно резко освещенность падает при наличии так называемых спаренных верстаков, за которыми ученики стоят лицом друг к другу, одни спиной к окнам, другие - лицом, а между ними устанавливается защитная сетка.

На уроках труда учащимся приходится пользоваться чертежами, выполненными преподавателями на доске. Если расстояние от доски до последних рабочих мест окажется более 10-11 м, то ученики даже с нормальной остротой зрения смогут различать написанное на доске с большим трудом, поскольку угол зрения в этом случае окажется мень­ше физиологической нормы (менее Г) В неблагоприятных условиях

окажутсятакже ученики, сидящие за первыми в крайних боковыхрядахрабочими местами, если расстояние между ними и доской оченьмало. В этомслучае угол рассматривания окажется слишком острым,ддяобеспечения нормируемого угла рассматривания (35") 1-е рядырабочих местдолжны быть удалены от доски на расстояние 1,6-2,5м.

Для сохранения правильной рабочей позы и безопасности труданеобходимособлюдать определенные расстояния между рабочимиместами.Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитудырабочих движений,необходимости передвижения в процессе работы,размеровинструмента и материала.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал