Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение матрицы значимых проблем






Структуризация проблемного поля

 

Построение матрицы значимых проблем

Индивидуальные графы проблемного поля

Формирование блоков проблем

 

Построение матрицы значимых проблем

В результате организационной диагностики получаем перечень, состоящий, как правило, из нескольких десятков проблем (см. тему 9). Возникает вопрос: как определить главные проблемы, как их оценить и упорядочить?

Можно оценить их по степени важности (значимости), но что делать, если проблем с высокой значимостью много?

Ответ на эти вопросы кроется в экспертной оценке перечня проблем по методике, разработанной профессором Пригожиным А.И., суть которой заключается в следующих операциях:

1. Внимательно прочитать список проблем.

2. Вычеркнуть из списка те проблемы, которые представляются несущественными или повторяющимися в другой формулировке.

3. Объединить (агрегировать) проблемы в тех случаях, когда это необходимо.

4. Выделить из полученного трансформированного списка наиболее важные проблемы;

5. Методом парных сравнений определить главную среди них после того как будет заполнена «пустографка» (пример см. рис. 10.1) по следующей методике:

А) внести в «головку» и в «боковик» номера проблем, признанных наиболее важными;

Б) сопоставить попарно каждую проблему горизонтального ряда с каждой из вертикального по критерию взаимовлияния. Иначе говоря, сравнивая каждую пара проблем, ответить себе на вопрос: какая из этих двух сильнее обостряет или вызывает другую? Решение какой из проблем снимает остроту, сделает легче решаемой другую? Если проблема из вертикального ряда вызывает, обостряет проблему из горизонтального ряда, то в клеточке их пересечения вставить стрелку по горизонтали слева направо вверх. Если же взаимосвязь обратная, то и стрелку ставить наоборот.

В случае, когда не видно связи между обеими проблемами, - ставить ноль (0);

В) если какие-либо проблемы упущены в списке, дописать их, не внося в “пустографку”.

Обработка полученного материала консультантами позволяет построить графы, отражающие представление каждого из экспертов о важнейших проблемах организации и связях между ними.

В результате обработки «пустографок», заполненных каждым из экспертов, выявляются четыре типа проблем:

- корневые - вызывающие или обостряющие другие проблемы;

- узловые - зависящие от некоторых проблем, но одновременно вызывающие или обостряющие другие проблемы;

- результирующие - являющиеся следствием других проблем;

- автономные - проблемы достаточно значимые, но никак не связанные с другими проблемами.

 

  Н О М Е Р А П Р О Б Л Е М
    Н О М Е Р А   П Р О Б Л Е М
 
*

 

                     
  *                    
    *                  
10         *                
13           *              
17                   *            
            *          
29                   *        
30                     *      
33                         *    
46                               *  
                        *
                         

 

Рис. 10.1. Условный пример заполнения “пустографки”

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.