Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 21.






1) Динамика научного знания: внешние и внутренние факторы развития науки. Критицизм как внутренний механизм развития науки. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии научного знания. Научные революции - этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования.

Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки. Примером первой из них может служить переход от механической к электродинамической картине мира, осуществленный в физике последней четверти XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля. Этот переход, хотя и сопровождался довольно радикальной перестройкой видения физической реальности, существенно не менял познавательных установок классической физики. Примером второй ситуации может служить история квантово-релятивистской физики, характеризовавшаяся перестройкой классических идеалов объяснения, описания, обоснования и организации знаний.

Новая картина исследуемой реальности и новые нормы познавательной деятельности, утверждаясь в некоторой науке, затем могут оказать революционизирующее воздействие на другие науки. В этой связи можно выделить два пути перестройки оснований исследования: 1) за счет внутридисциплинарного развития знаний; 2) за счет междисциплинарных связей, " прививки" парадигмальных установок одной науки на другую.

Перестройка оснований научной дисциплины в результате ее внутреннего развития обычно начинается с накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира. Если безгранично увеличивать количество объясняющих постулатов, то в пределе может возникнуть ситуация, когда для каждого нового факта будет вводиться новый принцип, что эквивалентно разрушению самой идеи теоретического объяснения.

Философско-методологические средства активно используются при перестройке оснований науки и в той ситуации, когда доминирующую роль играют факторы междисциплинарного взаимодействия. Особенности этого варианта научной революции состоят в том, что для преобразования картины реальности и норм исследования некоторой науки в принципе не обязательно, чтобы в ней были зафиксированы парадоксы. Парадигмальные принципы, модифицированные и развитые применительно к специфике объектов некоторой дисциплины, затем могут оказать обратное воздействие на те науки, из которых они были первоначально заимствованы.

Перестройка оснований науки в период научной революции представляет собой выбор особых направлений роста знаний, обеспечивающих как расширение диапазона исследования объектов, так и определенную скоррелированность динамики знания с ценностями и мировоззренческими установками соответствующей исторической эпохи. В период научной революции имеются несколько возможных путей роста знания, которые, однако, не все реализуются в действительной истории науки. Можно выделить два аспекта нелинейности роста знаний: конкуренция исследовательских программ в рамках отдельно взятой отрасли науки, и взаимодействие научных дисциплин, обусловленное в свою очередь особенностями как исследуемых объектов, так и социокультурной среды, внутри которой развивается наука.

В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобразовывались все компоненты ее оснований - глобальные революции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности:

1) Революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, " вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты. Объяснение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций - носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления. В понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики.

2) В конце XVIII - первой половине XIX в. переход к дисциплинарно организованной науке.

В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Например, в биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития.

3) Становлением неклассического естествознания в период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. Ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике.

4) В настоящее время. Специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.

Формирование каждого уровня сопровождается прохождением системы через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур.

2) Возникновение науки в Древней Греции. Античный идеал научного знания. Становление первых научных программ античности (пифагореизм, атомизм). Возникновение науки, представляющей собой определенную систему знаний, а не совокупность разрозненных сведений, связывают с Древней Грецией. Греческая наука с момента своего зарождения (с 6 в. до н.э.) была теоретической. Ее цель заключалась в отыскании истины. При решении математических задач грекам было важно найти строгое решение путем логических рассуждений. Это привело к разработке метода дедукции, основанного на умозаключении от общего к частному. Таким образом, научная теория - это не совокупность отдельных утверждений, а система логически связанных друг с другом положений. Эта система выстраивается дедуктивным методом, «сверху вниз» — от общих понятий, принципов к выводам, которые с необходимостью логически следуют из принципов. Знания (суждения), входящие в состав теории, оказываются не случайными, непонятно откуда взявшимися, а основанными на принципах, внушающих доверие. На основе принципов знания получают объяснение и доказательство, поскольку они с логической необходимостью выводятся из принципов. Итак, идеалом античной науки стало доказательное, теоретическое, каузально-логическое мышление и знание.

При изучении небесных явлений для греческих ученых основной вопрос заключался в причинах их осуществления. Создавались модели космоса - и это предвосхитило важнейшую черту позднейшего естествознания - моделирование механизма природных явлений.

Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в 6 в. до н.э. Общественной основой духовного расцвета в древней Греции было утверждение политической формы города-государства. Равноправие свободных граждан перед законом и участие каждого в выполнении общественных функций способствовали развитию чувства гражданской ответственности и критического мышления. Кроме того, смешанный этнический состав, развития мореплавания, торговые и культурные связи со странами Востока стимулировали духовное свободомыслие и терпимость. Занятия наукой не регламентировались государственными или религиозными институтами; они были частным делом свободных граждан. Экономической основой Древней Греции было рабство. Развитие рабовладения обусловило пренебрежение греков ко всему, связанному с орудийно-практической деятельностью. Свободный человек занимался политикой, войной, философией и искусством. Отказ от практической деятельности привел к неприятию эксперимента как метода познания. Для греческой науки вплоть до 4 в. до н.э. характерно единство и нерасчлененность, и в этот период ее рассматривают не по дисциплинам, а по научно-философским системам.

Первым выдающимся ученым греческой науки традиционно считается милетец Фалес (625-547 г. до н.э.). Фалес Милетский предсказал солнечное затмение, в Египте измерил высоту пирамид, исходя из подобия треугольников.

Во второй половине 6 в. до н.э. в греческом городе Кротоне возникает первая в истории научная школа - общество пифагорейцев, названная по имени Пифагора Самосского (580—500 г. до н.э.). Математическая теорема Пифагора приписывается ему именно потому, что только его школа дала доказательство справедливости ее общей формулировки. Пифагор открыл математическую закономерность в музыке и стал основоположником математической акустики. Его последователи сформулировали десять пар противоположных категорий — бинарных оппозиций, соединение которых, по их мнению, обусловило возникновение и поддержание порядка в мире. В среде пифагорейцев зародилась идея о шарообразной форме Земли, которая доказывалась соображениями чисто геометрического характера и идеями гармонии и математической эстетики, характерными для всех учений пифагорейцев. Вместе с тем в трудах пифагорейской школы проявились и мистико-идеалистические воззрения. Придавая мистический характер учению о числах, они разыскивали в них особое, таинственное значение.

Парменид из Элеи (ок.515—445 г. до н. э.) своим учением о бытии заложил предпосылки возникновения древнегреческой атомистики. Бытие - это то, что есть, в отличие от того, что кажется и составляет область мнения. Бытие должно быть единым, не имеющим частей и неделимым, а также неподвижным и неизменным. Основателями древнегреческой атомистики являются Левкипп (5 в. до н. э.) и Демокрит (ок. 460 - ок.370 г. до н.э.). Согласно их атомистической концепции в мире существуют два первоначала - пустота и атомы. Под атомами понимается бесконечное множество неделимых, неизменных, не имеющих частей первооснов. Атомы в собственном смысле являются полным бытием Парменида. Они невидимы вследствие малости своих размеров; отличаются друг от друга величиной, формой и положением в пространстве. Соединяясь между собой, порождают возникновение вещей, разделяясь - их гибель. Сцепление очень большого количества атомов вызывает возникновение вихрей, которые в конечном счете приводят к зарождению миров. Существует множество миров, причем они могут сильно отличаться от нашего. В основе учения Эмпедокла (490—430 г.г. до н.э.) лежит концепция четырех элементов - огня, воздуха (эфира), воды и земли. Эти первоначала вечны, неизменны и не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях. Кроме 4 элементов Эмпедокл постулировал наличие двух сил - Любви и Вражды. Он мыслил эти силы пространственно протяженными. Из них Любовь соединяет разнородные элементы, а Вражда - разделяет. Попеременным преобладанием этих сил обусловлен циклический ход мирового процесса.

В 5—4 в. до н.э. в древнегреческой науке началось разделение на отдельные дисциплины. В математике (Теэтет, 4 в. до н.э., Эвдокс Книдский, ок. 406—355 г. до н.э.) в это время уже существовал курс арифметики с теорией числовых отношений и делимости. Было открыто существование несоизмеримых отрезков (отрезков несоизмеримых с единицей масштаба) и тем самым иррациональных величин. Возникла чисто эллинская дисциплина - геометрическая алгебра, в которой геометрия циркуля и линейки была приспособлена для решения квадратных уравнений и других алгебраических задач. В астрономии Эвдокс Книдский создал геоцентрическую модель движения планет, Солнца, Луны со взаимной зависимостью движения отдельных 27 сфер. Сферы вращались вокруг общего центра, в котором покоилась шарообразная Земля. Он так же основал собственную школу в Кизике на берегу Геллеспонта в Малой Азии. При этой школе была учреждена первая греческая обсерватория, в которой велись наблюдения за небесными светилами и был составлен каталог звездного неба.Что касается медицины, то в этой области Алкмеон Кротонский (6—5 в до н.э.) первым стал вскрывать трупы животных в целях изучения строения отдельных органов. Гиппократ (460—370 г. до н.э.) объяснял возникновение болезни (в частности эпилепсии, рассматривавшейся как «дар богов») естественными причинами. Вторая особенность гиппократовой медицины - требование индивидуального подхода в каждом отдельном случае. Ему же приписывают формулировку основных положений врачебной этики: врач обязан служить больному всеми своими знаниями и умениями; должен соблюдать профессиональную тайну; не злоупотреблять своим положением. Анатомические знания поднялись на довольно высокий уровень. Особенно хорошо был изучен скелет. Основные внутренние органы также были известны, хотя о детальном их строении знали мало - в Древней Греции было запрещено вскрывать трупы.

3) Медицина как наука и как искусство, как теория и как практика. Человек как субъект и предмет медицины. Философские аспекты психосоматической проблемы. Болезнь и личность больного. Психосоматическая проблема - это проблема взаимодействия и взаимовлияния души и тела, идеального и материального. Общемедицинский аспект данной проблемы подразумевает соотношение и содействие психического и соматического в нормальной и патологической жизнедеятельности человека, клинический относится к патологии, болезни человека.

Психосоматическая проблема - одна из самых актуальных и одновременно наиболее сложных проблем в философии медицины. Понятие «психическое» в современной научной медицине обозначает бытие в отраженной, идеальной форме. Понятие «соматическое» в физиологии и медицине предстает как телесное, в отличие от психического. Соматическое может пониматься и как строение функций организма. А понятие «психосоматическое» отражает широкий комплекс медицинских проблем, связанных с осознанием влияния психических факторов на возникновение и течение соматических болезней. Согласно современным взглядам психосоматика - это физиологический ответ человека на постоянно существующие или периодически повторяющиеся эмоциональные стрессы.

Таким образом, психосоматика занимается изучением, рассмотрением и осмыслением в качестве своего предмета человеческой душевной жизни в ее болезненных и вместе с тем всегда и здоровых проявлениях. Психосоматика представляет жизнедеятельность человека, отталкиваясь от предметной противопоставленности его телесно-душевно-духовного единства как от целого.

В наши дни психосоматика становится центральной научной и практической сферой в системе здравоохранения. Это совершенно конкретная и теоретически определенная область медицинского познания и лечения человека. Сам факт возникновения и развития психосоматической медицины свидетельствует об органическом единстве соматического и психического в генезе здоровья и болезней. При этом указывается на социально-информационные перегрузки сознания современного человека. Значительное увеличение доли его умственного труда при заметном снижении физических нагрузок поставило перед философией науки задачу осмысления диалектики психосоматического единства и противоречия в целостной структуре личности. Отсюда правомерна оценка психосоматики как адекватной реакции человека на все негативное в жизнедеятельности людей, но особенно стрессовые и психоэмоциональные воздействия на организм и нервную систему изменяющейся природной и социально-культурной среды. А это значит, что первейшая задача медицины связана, прежде всего, с нивелированием негативных эмоций и замещением их на положительные.

Жизнедеятельность современного человека, особенно в условиях научно-технического и технологического прогресса, настолько интеллектуально и психо-эмоционально напряжена, что она объективно наполняется массой патогенных, стрессогенных ситуаций и факторов. В этой связи возросла роль и значение владения всеми врачами искусством философско-психологического воздействия на пациентов. Ведь большое значение в лечении играют такие психологические и социально-философские факторы, как авторитет врача и магическое воздействие его слова на пациента, а также разум, память, устремленность, воля самого пациента. Врач воздействует на разум больного, приглашая его к сотрудничеству. В медицине, как и в искусстве, эстетике, существует понятие «соучастие» как вхождение в психическую ситуацию больного, полную драматизма и сложных переживаний. К положительным эмоциям, благотворно воздействующим на человеческий организм, относится эстетическое наслаждение, получаемое от общения с искусством.

Психосоматическое состояние человека представляет некое субъективное проявление нейрофизиологических структур. Субъективное в идеальной форме отражает объективный мир и проявляется в виде внешних действий человека и внутренних изменений. Современная нейрофизиология и психофизиология рассматривают психическое в органической связи с деятельностью головного мозга человека и его нейродинамическими функциональными системами. Здоровье человека - не только естественное состояние его организма, но и показатель силы его духа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.