Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 16






  1. Диалектическое учение об истине. Истина как процесс.

В учении диалектической философии об истине основное место занимает признание ее объективности. Истина является адекватным отображением объективной действительности в сознании человека. Объективную истину В. И. Ленин определял как содержание человеческих представлений, не зависящих от субъекта, «не зависящих ни от человека, ни от человечества».

Объективная по смыслу и источником истина, однако, существует, и не вне субъекта, а в его сознании, проявляясь в форме представлений, понятий, идей, теорий. Она постигается благодаря познавательной активности субъекта, в основе которой лежит практическая активность. Истина, таким образом, — это характеристика отдельных (гносеологических) отношений между объектом и субъектом, выражение диалектического единства объективного и субъективного.

Понятие абсолютного в истине не однозначно. В одном из своих значений — это " вечная" истина, то есть такая, что не может быть опровергнутой или отвергнутой в будущем. К вечным истинам принадлежат: а) истина факта, который констатируется точным указанием на место и время (Наполеон Бонапарт умер 5 мая 1821 года на острове сбытчик. Елени и т.п.); б) истина, которая исчерпывает любое отдельное отношение (математическая аксиома или уравнение 2 х 2 = 4 и т.п.); в) всеобщие законы и принципы науки и философии (общее формулирование закона сохранения и преобразование энергии; законы материалистической диалектики и т.п.).

" Вечные" истины во всех указанных значениях — это необходимые компоненты знания, хотя и они далеко не исчерпывают его содержания (и тем меньше исчерпывают его, чем более сложный объект познания, чем больше выраженный процесс его развития).
Также абсолютной истиной называется исчерпывающее знание о любом конкретном объекте или о мире " в целом".

  1. Западничество и славянофильство: единство и отличие во взглядах.

 

Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: какой должна быть форма правления, законы; нужны ли правовые гарантии свободы личности; каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов.
Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику, науку, на преобразование в соответствии с ними социальной реальности.

При всем отличии западников и славянофилов, у них было много общего.
И этим общим у них была любовь к свободе, любовь к России, гуманизм. На первое место на шкале ценностей они ставили духовные ценности, были глубоко озабочены проблемой нравственного роста личности, ненавидели мещанство. Из всей системы западноевропейских ценностей, западники по существу хотели взять только ориентацию на разум, науку, рациональное осмысление мира.
И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.