Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Инструменты 19 страница
Методологической основой диссертации являются принципы объективности и историзма. Они позволили проанализировать проблемы школьного образования с учетом политических и экономических особенностей российской государственности; пересмотреть оценки роли церковно-приходских и земско-общественных школ, господствовавшие ранее в историографии; оценить значение дрзтих типов начальных училищ; показать вклад попечителей и частных благотворителей в дело образования; констатировать высокий уровень начального образования к 1914 году.
Методы научного исследования: историко-генетический метод позволил проследить на длительном промежутке времени становление системы начального народного образования; историко-сравнительный метод — сравнить систему организации обучения в уезде, губернии и в целом по России; историко-типологический метод — построить типологию начальной школы и ее руководящих органов; историко-системный — рассмотреть проблемы начального образования в Царицынском уезде в контексте развития системы народного образования России. Статистические и математические методы широко использовались при анализе и сопоставлении цифровых показателей, составлении таблиц, интерпретации массовых исторических источников.
Источнгасовую базу исследования составили разнообразные виды документов: законодательно-актовый материал, делопроизводственная документация, статистика, публицистика, историко-географические, справочные работы.
Законодательно-актовый материал представлен сводом уставов учебных учреждений и заведений МНП, общим расписанием классных должностей в Российской империи и постановлениями разнообразного характера; правилами, законоположениями и распоряжениями правительства и Святейшего Синода о церковно-приходских школах и школах грамоты, циркулярами по духовно-учебному ведомству36.
Основной вид источников — делопроизводственная документация. Во второй половине XIX - начале XX веков школьная делопроизводственная документация регистрировалась и копировалась на всех этапах документооборота, что позволило нам акцентировать внимание на изучении документов, проходивших через учреждения Саратовской губернии и Царицынского уезда. Это прежде всего переписка различных учреждений по делам школ, внутренние документы этих учреждений и просительные в вышестоящие уездные, губернские, окружные органы управления народным образованием, МНП, часто выступавшие как инициативные при формировании дел.
36 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование императора Александра II. (1855-1881). Т. III-YII. СПб., 1865-1883; Собрание правил, законоположений и распоряжений Святейшего Синода о церковно-приходских школах и школах грамоты с присоединением программ учебных предметов для церковно-приходских школ. Вятка, 1892; Свод уставов учебных учреждений и учебных заведений ведомства МНП// Свод законов Российской империи повелением государя императора Николая I. Т. II. СПб., 1893; Общее расписание классных должностей в империи. Т. III. По Министерству народного просвещения. Ч. 1. СПб., 1905.
В ходе подготовки дела к рассмотрению велись протоколы и журналы заседаний уездных и губернских земских собраний, земских и городских управ, училищных советов, епархиальных советов по народному образованию. Большинство из них опубликованы в виде ежегодных докладов, отчетов, обзоров и ведомостей о состоянии начальных школ, написанных членами земских управ, комиссий по народному образованию, инспекторами народных училищ, епархиальными наблюдателями за деятельностью церковных школ.
Наиболее крупной группой делопроизводственных источников по начальному народному образованию в Царицынском уезде являются земские делопроизводственные материалы: стенограммы и постановления очередных и чрезвычайных земских собраний, доклады земских управ и комиссий по народному образованию; сметы доходов и расходов, денежные отчеты; переписка с другими организациями по вопросам школьного строительства; материалы совещаний деятелей по народному образованию. Большинство из этих документов были изданы земствами отдельными тематическими брошюрами и включали обширные статистические приложения, также использованные в диссертации.
Неопубликованные делопроизводственные документы по начальному народному образованию в Царицынском уезде хранятся в фондах Департамента народного просвещения МНП и училищного Совета Святейшего Синода Российского государственного исторического архива, в государственных архивах Саратовской и Волгоградской областей, коллекции материалов Волгоградского областного краеведческого музея.
Наиболее важным источником по восстановлению истории различных видов начальных школ города Царицына и Царицынского уезда является опубликованный в городе Саратове обзор губернского земства " Народное образование в Саратовской губернии на 1 января 1915 г." Обзор основан на официальных отчетах школ губернии за 1912-1915 годы, предоставленных инспекторами народных училищ и уездными отделениями Епархиального училищного совета. Обзор составлен заведующими отделом народного образования Саратовской губернии Д.В. Сосновцевым и А.И. Арефьевым.
Наиболее многочисленными являются материалы Дирекции народных училищ Саратовской губернии (должностные инструкции и циркуляры МНП, Казанского учебного округа, годовые отчеты о деятельности школ, рапорты, служебная переписка, отчеты об открытии и состоянии школ, ведомости о перемещении, назначении, увольнении и награждении учителей). Дирекция подчинялась попечителю Казанского учебного округа и ведала открытием городских и частных училищ, приемом учителей и учеников, следила за их благонадежностью. Ей, в свою очередь, подчинялся Саратовский губернский училищный совет, руководивший уездными и городскими училищными советами. Последние отчитывались перед вышестоящими учреждениями о состоянии начальных народных училищ по уездам, ходатайствовали о награждении учителей, утверждении лиц в звании попечителей начальных училищ, сообщали о рассмотрении дел по жалобам учителей и законоучителей.
Тесные контакты поддерживал губернскрш училищный совет с земскимц органами: он предоставлял отчеты о состоянии народного образования губернскому земскому собранию, а ему присылали отчеты земские уездные и городские управы.
Деятельность церковно-приходских школ и школ грамоты освещена с использованием документов саратовских и царицынских епископов в виде их переписки с Саратовскими губернаторами, представлений, отчетов и статистических сведений Саратовского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ Саратовской епархии. Хорошим дополнением к ним стали подробные ежегодные отчеты и доклады уездных наблюдателей церковно-приходких школ Царицынского уезда об основных параметрах деятельности подведомственных им учебных заведений: численности учителей и учеников, успешности обучения и нравственного воспитания, санитарно-гигиенических условиях школьных помещений. Недостаток подобных отчетов и докладов заключается в их избирательном составлении без включения общей статистики по уезду. Часть отчетов опубликована в журналах " Саратовские епархиальные ведомости" (1865-1917 годы) и " Саратовская земская неделя" (выходил с перерывом в 1894-1917 годы) или отдельными брошюрами.
Нами использованы также сохранившиеся сведения, собранные к годовым волостным отчетам Александровским, Ерзовским и Песковатским волостными правлениями о численности и грамотности населения; об учебных заведениях, составе учащихся и учеников; сведения о земле, отводимой под постройку народных школ; школьных экзаменах; решениях сельских сходов об устройстве народных училищ и их ремонте.
В Волгоградском областном краеведческом музее сохранилась коллекция документов, принадлежавших учащимся царицынских учебных заведений: аттестаты и свидетельства об окончании городских начальных училищ, похвальные листы.
Отдельную группу делопроизводственной документации составили материалы административно-полицейского, рекрутского учетов и учета чиновников. Административно-полицейский учет лиц, состоявших на учительских должностях и находившихся под надзором полиции по обвинению в антивоенной агитации, хранении и распространении нелегальной литературы, участии в революционных организациях и кружках, велся губернским и уездным полицейскими управлениями, жандармерией и помощником начальника Саратовского губернского жандармского управления в Царицынском уезде; учет грамотности мужского населения — Царицынским уездным рекрутским присутствием. Часть этих сведений была опубликована37. Формулярные списки о службе инспекторов и- смотрителей народных училищ, учителей, законоучителей
37 Грамотность мужского населения Саратовской губернии по сведениям относительно лиц, принятых на военную службу в 1874-1892 гг.// Сборник Саратовского земства. 1893. № 12. С. 63-75. и врачей заполнялись дважды в год и включали 15 граф личной характеристики работников просвещения.
В диссертации использовано значительное количество статистических, материалов. Новый этап в развитии отечественной статистики начался в 1860-х годов с образованием Центрального статистического комитета МВД. Он собирал, проверял, обрабатывал и издавал сведения, поступавшие от местных губернских статистических комитетов38, которые должны были составлять статистические приложения к губернским отчетам. В статистическом обозрении Российской империи, выполненном В. Ливроном, отдельный раздел посвящен статистике различных типов начальных школ, распределенным по ведомственной принадлежности и учебным округам39. В начале XX века специальные обзоры статистических сведений по начальному образованию в Российской империи стали выходить ежегодно40.
Наиболее обширные сведения по народному образованию и грамотности населения Царицынского уезда хранит демографическая статистика. Так, обследование волостей и важнейших селений европейской России, проведенное статистическими учреждениями МВД по поручению Статистического совета и опубликованное в 1884 годы, содержало данные о численности и грамотности населения Царицынского уезда, количестве учебных заведений.41.
Значимой для исследования явилась Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. Данные переписи при публикации были
38 Саратовский губернский статистический комитет был образован в 1834 г.
3» Ливрон В. Статистическое обозрение Российской империи. СПб., 1874. «См., например: Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. Вып. И. Данные 1898 г. СПб., 1900; То же. Вып. VI. Данные 1904 г. Одесса, 1907. Волости и важнейшие селения европейской России. Вып. 4. Губернии Нижне-Волжской области. СПб., 1884; Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том. II. Царицынский уезд. Саратов, 1884; Историко-статистические таблицы по Саратовской губернии за 1862-1892 гг./ Сост. П.А. Голубев. Саратов, 1893. собраны в 25 таблицах. Одна из публикаций материалов переписи посвящена состоянию отдельных губерний и уездов, что позволяет сделать выводы о количестве, грамотности, вероисповедании и национальности населения, наличии учебных заведений и учащихся в них42. Нами изучены также данные однодневной переписи начальных школ Российской империи, проведенной в 1911 году43.
Земскими статистиками были проведены глубокие исследования экономического положения крестьянства. Кроме того, их интересовали вопросы санитарии и гигиены, грамотности сельского населения. Эпизодические статистические работы проводились земствами еще до образования специальных статистических учреждений при земских управах44. Основная земская статистика представлена единовременными экспедиционными исследованиями. Это подворные переписи, содержащие сведения о размерах и составе семьи по полу, возрасту и грамотности, о числе мужчин-работников и их грамотности45. Земства проводили также выборочную бюджетную статистику путем рассылки анкет.
Статистика церковных учебных заведений сохранилась в основном в архивных фондах, ранее не публиковалась и не использовалась исследователями46. Для нас особенный интерес представили статистические Население империи по переписи 28 января 1897 года по уездам. СПб.,
1897. I Всеобщая перепись населения Российской империи, под рук. Н.А. Тройницкого. 1897 г. Т. XXXVIII. Саратовская губерния. Саратов, 1904; Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 г. Вып. 6. Казанский учебный округ. СПб., 1913. «С 1871 г. в земствах стали создаваться статистические учреждения: столы, отделения, которые затем повсеместно преобразовались в статбюро (см., например: Календарь статистического отдела земской управы
Саратовской губернии. Саратов, 1893). См., например: Благовещенский Н.А. Сводный статистический сборник хозяйственных сведений по земским подворным переписям. Т. 1. М\, 1893. «Например: Преображенский И. Указ. соч.; Статистические сведения о положении церковно-приходских школ Саратовской епархии за десятилетие с 1884U885 по 1893U894 уч. гг.// ГАСО. Ф. 136. On. 1. Ед. хр. 5; Статистические отчеты уездных наблюдателей Хвалынского и данные из отчетов епархиальных наблюдателей и епархиального училищного совета.
В диссертации использованы публицистические произведения как выражение мнений социальных групп об общественно значимых проблемах. Наиболее важными из них были проекты государственного реформирований системы народного образования47.
Статьи в центральных и местных газетах и журналах существенно дополняют информацию о земской деятельности в области народного просвещения, о ходе реформы школы по стране и Саратовской губернии в том числе, о школьных попечительств ах и их уставе, отношении учителей к летним педагогическим курсам и пенсионной кассе, о ночлежных приютах и завтраках в школах.
Историко-географические материалы представляют еще один необходимый вид источников по начальному народному образованию в Царицынском уезде. Это топографические описания губернии48, которые позволяют судить о движении населения — его количественном росте, изменении классового и сословного состава, участие разных слоев населения в производственной деятельности и распределение населенных пунктов по территории уезда. Необходимо отметить созданный членом Саратовской губернской ученой архивной комиссии (СУАК) А.Н. Минхом историко-географический словарь Саратовской губернии49. Словарь
Царицынского уездов Саратовской епархии о состоянии церковных школ за 1901-1902 уч. г.//Там же. Ф. 410. Оп. 1.Ед. хр. 15.
47 См.: Ходатайство Саратовского губернского земства о школьных попечительствах. Проект нормального устава школьных попечительств, учреждаемых при народных училищах Саратовской губернии// СЗН. 1901. № 34-37. Отдел II. С. 24-30; Проект народной школы с шестигодичным курсом. М„ 1911; Высшие начальные училища. Проект сети высших начальных училищ для Саратовской губернии и финансовый план ее осуществления. Саратов, 1917.
48 Россия: Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей/ Под ред. В.П. Семенова. Т. 6; Списки населенных мест Саратовской губернии. Царицынский уезд. Саратов, 1912. «Минх А.Н. Указ. соч. Т. 1. содержит характеристику населенных пунктов Царицынского уезда с указанием данных о школах и уровне грамотности населения, а также краткие очерки развития народного образования в Царицынском уезде, городе Царицыне и посаде Дубовка, написанные с привлечением многочисленных источников, часть которых не сохранилась до наших дней.
Обращение к справочной литературе позволило нам сосредоточить внимание на официальных документах МНП, рекомендованных к изучению заведующим и учителям начальных школ. В 1870 году вышло в свет второе издание " Русской начальной школы" Н.А. Корфа, которому суждено было стать основополагающим учебно-практическим пособием для земских гласных и учителей земских школ до начала XX века50. К работе прилагались необходимые учителям и заведующим начальных земских школ документы и материалы, разработанные или собранные автором: планы постройки зданий для земских школ, программы учебных занятий, методические разработки уроков и расписания, образцы школьной документации.
Настольные справочные книги для народных учителей и учительниц, составленные А. Анастасиевым, Г.А. Фальборком и В.И. Чарнолуским содержат законодательные акты о начальных училищах, примерные уроки и упражнения, бланки необходимой документации. Данные подборки можно считать наиболее полными пособиями для организации народных училищ и осуществления учебного процесса в них51. Региональные справочники по городу Царицыну и посад Дубовка дополняют картину52.
50 Корф Н.А. Русская начальная школа: Руководство для земских гласных и учителей земских школ. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1870. si Материалы для устройства народных училищ. СПб., 1862; Учебные заведения ведомства МНП/ Справочная книга, составленная по официальным сведениям к 1 января 1905 г. СПб., 1907; Народная школа, руководство для учителей и учительниц: Настольная справочная книга/ сост. А. Анастасиев. Т. 1-2. М., 1913; Фальборк Г.А., Чарнолуский В.И. Настольная книга по народному образованию. Т. 1-4. СПб., 1899-1911;
Таким образом, нами выявлен, проанализирован, систематизирован и отражен в диссертации целый ряд источников, многие из которых ранее не использовались исследователями в силу идеологической невостребованности темы начального народного образования или не рассматривались так подробно. Фрагментарно в источниках сохранились данные по тематическому планированию уроков, отношению между учителями и крестьянами, дальнейшей судьбе учившихся детей, что не позволило включить эти вопросы в программу настоящего исследования. /
Новизна исследования заключается в постановке проблемы и комплексном изучении начального народного образования детей в Царицынском уезде Саратовской губернии. Нами показан генезис народного образования в уезде, дальнейшая систематизация школьного дела и последовавшее за ней стремление к всеобщности и обязательности образовательных процессов; расширена типологизация начальных школ за счет не исследовавшихся ранее частных, фабрично-заводских и железнодорожных училищ; проанализирована деятельность основных типов школ по следующим параметрам: руководящие органы, источники финансирования, учительский и ученический составы; подробно освещен вклад попечителей и благотворителей в развитие школы, частная инициатива в разных формах, пенсионная политика в отношении народных учителей. Проблемы регионального начального народного образования рассмотрены в диссертации в динамике на большом хронологическом отрезке.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и четырнадцати приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы и ее новизна, практическая значимость исследования, дается историографический
Юницкий П. Справочник по организации низшего промышленного образования в России. СПб., 1912. См. например: Терещенко А. Указ. соч.; Весь Царицын, посад Дубовка, Сарепта. Царицын. 1909; Весь Царицын. Справочник по г. Царицыну за 1911 г. Царицын, 1912.
35 анализ отечественной и зарубежной литературы, классификация и характеристика источников, сформулированы цели, задачи и методология исследования,. объясняются. причины выбора географических и хронологических рамок сюжетного повествования и структура работы.
Первая глава — " Начальное народное образование в Царицынском уезде: 1861-1872 годы" — посвящена становлению начальной школы в России и деятельности разных по типу и виду образовательных учреждений. Во второй главе — " Становление системы начального народного образования в Царицынском уезде Саратовской губернии: 18731894 годы" — всесторонне анализируется существование двух соперничающих тенденций в начальном народном образовании. Одна из них — воспитательно-просветительская — осуществлялась церковноприходскими школами, другая — образовательная — городскими и земско-общественными училищами. Влияние идей всеобщего обучения детей на развитие системы начального народного образования в Царицынском уезде в 1895-1914 годы рассмотрено в третьей главе диссертации. В заключении подводятся итоги исследования.
Заключение диссертации по теме " Отечественная история", Арчебасова, Надежда Анатольевна Заключение
Правительство Российской империи уделяло внимание сфере народного образования значительно меньше, чем в других странах Европы. Во второй половине XIX века положение стало меняться к лучшему. Реформы Александра II создали условия для становления начального народного образования в России. Это произошло гораздо позже становления высшего и среднего уровней образования.
Центральные и окружные органы власти практически не вмешивались в деятельность провинциальных школьных администраций, оказывая им заметную финансовую помощь в неурожайные годы. Такая практика наряду с деятельностью целого ряда дублирующих друг друга вертикальных и горизонтальных органов школьного управления вели к децентрализации народного просвещения и неравномерности достигнутых результатов в каждом узде. Участие в создании и финансировании народных школ государства, общества и частных лиц предопределило большое многообразие типов и видов учебных заведений.
В 1861-1872 годы завершился неорганизованный период народной школы, сформировались силы, далее ставшими ведущими в школьном строительстве,. Отсутствие стабильных источников финансирования тормозило развитие школьной сети.
Русская православная церковь начала организовывать народные школы ранее других ведомств, так как духовенство не претендовало на помощь государства. Церковно-приходские щколы создавались исходя из возможностей епархий и инициативы приходских священников.
Хотя единообразных требований для учителей начальных школ до конца XIX века разработано не было, деятелям православной церкви принадлежала заслуга в подготовке преподавательских кадров, а земским органам самоуправления — в повышении уровня их общего и педагогического образования.
В 1873-1894 годы в Царицынском уезде, как и по всей стране, усилиями приходского духовенства, уездного земства, городского самоуправления и местных обществ оформилась система народного образования и определились основные источники ее финансирования.
К 1895 году уездное земство оплачивало более 80% всех расходов земско-общественных школ, что считалось лучшим показателем по Саратовской губернии, к 1915 году — 95, 3%. Основной статьей образовательных расходов уездного земства была оплата труда учителей разных типов школ. Государственная политика ограничивала самостоятельность земств и сдерживала их устойчивое стремление к увеличению расходов на образование. По этой причине школьная сеть в Царицынском уезде росла медленно.
Практическая неграмотность женского населения влияла на общий низкий процент грамотности. Сельское население отставало от городского и посадского в процентном отношении учащихся детей ко всему населению. К 1907 году в Царицынском уезде обучалось три четверти детей школьного возраста, что соответствовало второму месту по Саратовской губернии. Это позволило Царицынскому уездному земству возобновить перед правительством ходатайства о введении на территории узда всеобщего начального обучения.
Стремление земских деятелей осуществить идеи всеобщего начального доступного и обязательного обучения потребовало от них, наряду с решением чисто образовательных задач, создать благоприятные санитарно-гигиенические условия для работы учителей и учебы детей, укреплять материальное положение учителей. Совместными усилиями всех заинтересованных в распространении обучения ведомств, учреждений, обществ и частных лиц в Царицынском уезде (как и в Хвалынском) к 1915 году осталось без школ наименьшее число селений по Саратовской губернии.
Комплексный подход к развитию школьной сети позволил существенно повысить качество образования как учителей, так и учащихся. К 1915 году 40% учителей уезда имели педагогическое образование. Это были самые высокие показатели перед началом мобилизации военнообязанных учителей.
Постепенное увеличение числа обучавшихся в начальных народных школах разных типов происходило не только за счет открытия новых учебных заведений, но и за счет превышения норм МНП по школьным комплектам. Главной целью разворачивавшейся кампании по всеобщему обучению было достижении всеобщей доступности школьных занятий, а не получение всеми детьми законченного начального образования. Но при этом количество выпускников к 1915 году достигло в земско-общественных школах 60% — один из лучших показателей по Саратовской губернии.
Возможность обучения в народных школах дала увеличение численности грамотных жителей Царицынского уезда. В начале XX века уездный показатель грамотности превысил обще губернский и обще российский показатели, В целом к началу Первой мировой войны, благодаря развитию системы начального обучения, был достигнут высокий уровень грамотности среди детей школьного возраста. После этого произошло резкое сокращение финансирования образовательных структур и соответственной всей образовательной политики, хотя еще один учебный год местные управления за счет внутренних резервов продолжали выполнять план всеобщего обучения.
В течение второй половины XIX - начале XX века был накоплен важный педагогический и управленческий опыт школьного обучения: типовое многообразие учебных заведений, вариативность учебных программ, ширЪкая местная инициатива, попечительские советы, множественность источников финансирования образовательных учреждений, плата за обучение и т. д. Данный исторический опыт
204 необходимо учитывать при осуществлении реформы современной общеобразовательной всеобщей школы.
Царицынский уезд Саратовской губернии не являлся культурной " окраиной" Российской империи. Он образовался позже многих других уездов России, но по темпам торгово-промышленного и демографического развития не имеет аналогов в Поволжье, а по темпам грамотности — в Саратовской губернии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Арчебасова, Надежда Анатольевна, 2000 год 1. Законодательные и актовые материалы
2. Общее расписание классных должностей в империи. Т. III. По МНП. СПб., 1905.
3. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. СПб., 18301884. Т. I-LV; Собр. 3-е. СПб., 1885-1916. Т. I-XXXIII.
4. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения/ Царствование императора Александра II. (1855-1881). Т. III-VII. СПб., 18651883.
5. Свод главнейших законоположений и распоряжений о начальных народных училищах и учительских семинариях/ Сост. П. Аннин. СПб., 1880. Ч. IV.
6. Свод законов Российской империи. Т. XI. СПб., 1893. Свод уставов учебных учреждений и учебных заведений ведомства МНП// Свод законов Российской империи повелением государя императора Николая I. Т. II. СПб., 1893.
7. Указы и положения об отмене крепостного права в России от 19 февраля 1861 г. СПб., 1861.
8. Уложение о наказаниях// Свод законов Российской империи. Т. XV. СПб., 1906-1909.
9. Устав о воинской повинности// Свод законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1897.
10. Делопроизводственная документация а) опубликованная
11. Балабанов И.П. Краткий обзор деятельности по разным учреждениям Саратова и Саратовской губернии 1877 г. Саратов, 1878.
12. Ведомость о церковно-приходских школах и о средствах содержания школ Саратовской епархии за 1888-1889 уч. г.// Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1890. № 10. С. 122-127.
13. Ведомость о церковно-приходских школах и школах грамоты в Саратовской епархии за 1886-1887 уч. г.// Там же. 1888. № 4. С. 128.
14. Ведомость о церковных школах Саратовской епархии за 1912 г.// Там же. 1913. № 10. С. 5-15.
15. Ведомость Саратовского епархиального училищного совета о церковных школах за 1903 г.// Там же. 1904. № 14. С. 451.
16. Ведомости Саратовского епархиального училищного совета о церковных школах за 1910-1915 гг. Саратов, 1911-1916.
17. Владыкин А. Доклад по народному образованию. Саратов, 1893.
18. Вопрос о церковных школах в Государственной Думе. Сессия 11. 1908 г. Заседания 3, 12 и 19 ноября. Стенограф, отчет со вступит, статьей. СПб., 1908.
19. Всеподданейшая докладная записка г. Обер-Прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого о деятельности православного духовного ведомства с июня 1865 г. по январь 1866 г./У СЕВ. 1867. № 22. С. 1137-1152.
20. Второе очередное Царицынское уездное земское собрание. 25 сентября 4 октября 1867 г. Саратов, 1868.
|