Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Эпоха палеометаллл волго-донских степей
Э поха папеометалла - медный и бронзовый век -отмечена переходом от обработки камня к металлургии меди и бронзы. В это время человечество закрепило достижения неолитической революции, сделало необратимым шаг от присвоения благ природы к их преимущественному производству. Металлические орудия резко повысили производительность земледелия, создали материально-технические условия для скотоводческого хозяйства, способствовали развитию сухопутного и водного транспорта. Все эти прогрессивные изменения, в конечном счете, ускорили социальное развитие первобытного общества, вывели его на рубежи цивилизации и государственности. По новейшим данным радиоуглеродного датирования, полученным благодаря сотрудничеству археологов и специалистов естественных наук, хронологические рамки эпохи палеометалла Юго-Восточной Европы определяются диапазоном от середины V до конца 11 тысячелетия до н.э. Первые полтора тысячелетия - от начала этой эпохи до конца IV тыс. до н. э. - происходило изживание неолитических традиций изготовления орудий труда, шло своего рода соревнование между камнем и металлом. Большинство обществ находилось на стадии энеолита (от лат. «aeneus» медный и греч. «lithos» камень, дословно: меднокаменный). Наряду с энеолитическими культурами, уже в первой половине IV тыс. на Северном Кавказе, возник передовой центр бронзолитейного дела - майкопская культура, под влиянием которой соседние племена переходили от энеолита к ранней бронзе. Поэтому начальный этап эпохи палеометалла будет правильнее называть периодом энеолита - ранней бронзы. Следующий этап - средняя бронза, занявший все III тыс. до н.э., стал временем распространения кавказских традиций металлургии в степях Юго-Восточной Европы, а финал эпохи палеометал- ла - поздняя бронза (II тыс. до н.э.) ознаменовался возникновением самостоятельных центров добычи и обработки металла в Южном Приуралье и Северо-Западном Причерноморье. В культурно-историческом отношении Волгодонские степи, насыщенные многочисленными водными артериями, были удобным местом обитания племен энеолита и бронзового века. Чаще всего, в условиях засушливого климата и кочевого уклада жизни, они становились коридором, по которому продвигались скотоводы из одной степной зоны Евразии в другую. Реже, когда наступало относительное увлажнение, здесь возникали многочисленные поселки оседлого населения. Отсутствие собственной горнорудной базы вынуждало древних обитателей низовий Волги и Дона налаживать взаимодействие с племенами соседних регионов. Речь идет о причерноморско-каспийских степях с Карпатами и Кавказом, и о южно-сибирскоказахстанских степях с Уралом и Алтаем. В свою очередь, народы каждого из этих регионов жили на северной периферии пояса Великих цивилизаций. Для европейских степняков таковыми являлись развитые общества Балкан и Малой Азии, а для азиатских скотоводов - раннеземледельческие цивилизации Средней Азии. Таким образом, волго-донские степи представляли собой связующее звено, контактную зону вышеназванных культурных регионов. В эпоху палеометалла, как и в последующие времена, здесь проходили пути миграций народов, осуществлялись мирные контакты племен и военные столкновения между ними, шел обмен товарами и информацией. Внедрение и широкое использование на этапе энеолита медных изделий привело к деградации кремневой индустрии, обеднению наборов каменных орудий. Первые медные изделия найдены в ма-лоазийских памятниках VIII - VII тыс. до н.э. (напр., Чатал-1уюк), однако массовое использование меди А.В. КИЯШКО для производства основных орудий и оружия относится к V - началу IV тыс. до н.э. Освоение способа добычи меди было связано с южными территориями: Передней Азией, Кавказом, Балканами, т.е. районами, богатыми этим металлом. Известны два способа его обработки: холодный (ковка самородной меди) и горячий (плавка, в т.ч. и восстановление меди из руды, а также литье). Для населения Восточной Европы основным центром добычи и обработки меди была Балкано-Карпатская металлургическая провинция, которая снабжала своей продукцией и земледельцев Северо-Западного Причерноморья и скотоводов в степях от Днепра до Урала. Внедрение медных орудий позволило представителям этих хозяйственных укладов достигнуть значительных успехов в развитии производства. Археологические памятники периода энеолита на территории Волго-Донского междуречья и Заволжья крайне редки, вероятно, из-за преобладания здесь подвижных форм скотоводства. Они представлены небольшими поселениями (Репин хутор, Каменка, Кумыска и др.), грунтовыми могильниками (напр., Ярской на р.Чир) и единичными курганными погребениями (могильник Шляховской, Веселый IV и др.). Древнейшими в хронологическом ряду энеолита являются памятники т.н. Новоданиловского типа. Они представлены погребениями под небольшими курганными насыпями в неглубоких широтно-ориентирован-ных ямах. Умершие, лежащие на спине скорченно и обращенные лицом в сторону заката солнца, густо окрашены охрой. В инвентаре, как правило, представлены длинные кремневые ножевидные пластины (напр., погребения из кургана 10 у с. Перегрузное). В редких случаях удается обнаружить расширенный состав инвентаря, содержащий даже престижные предметы (х. Шляховской, рис. 1). Одним из наиболее ярких археологических образований энеолита волго-донских степей является репинская культура, которая названа по селищу Репин, хутору на Дону. Эта культура является энеоли-тической по облику, но ее поздний этап совпадает с началом бронзового века на Северном Кавказе. Датируется от второй четверти до конца IV тыс. до н. э. Для репинской культуры типичны круглодонные глиняные сосуды с высоким желобчатым венчиком, с примесью толченой раковины и грубыми расчесами поверхности. Они украшены оттисками гребенки, шнура, отступающей лопаточки. Иногда встречаются прочерченные линии, ямки и «жемчужины» - выпуклости от вдавлений с внутренней стороны сосуда. Раннее ядро репинских памятников ограничивается пределами Среднего Дона. Они представлены десятками поселений, могильников и отдельными погребениями. На втором, позднем этапе репинские племена начали расселение преимущественно на юг, в том числе на Нижнюю Волгу, в направлении сформировавшегося кавказского центра металлургии бронзового века. эпоха пдлеометАЛЛА волго-донских степей Одновременно с репинской культурой, но на более южной территории Нижнего Подонья формируется константиновская культура. Она с самого начала, благодаря значительному майкопскому компоненту в своем составе, носит смешанный энеолитическо-раннебронзовый характер. В волго-донских степях памятники константиновского типа представлены в юго-западной части нижнедонского Левобережья (х. Веселый и п. Приморский Котельниковского района). Это курганные погребения, отличительной чертой которых являются импортные предметы майкопского происхождения, - прежде всего керамика (рис. 2, 9) и изделия из металла. Бронзовый век - второй период общепринятой в археологии «системы трех веков» датского ученого К. Томсена, разделившего доисторическую эпоху на каменный, бронзовый и железный века. Это время широкого распространения бронзовых орудий и оружия, которые употреблялись наряду с каменными или вместо них. Первооткрывателем бронзового века на территории России в начале XX века был выдающийся археолог В.А. Городцов. Изобретению бронзы (сплава меди с оловом, реже с мышьяком или сурьмой) предшествовало открытие меди. Однако медные орудия получили меньшее распространение, чем бронзовые, т.к. последние тверже и острее и литье их легче, потому что бронза плавится при более низкой температуре (700°-900°), чем медь (1084°). Раньше всего (в IV тыс. до н. э.) бронза стала известна в Передней Азии и Египте. В конце IVтыс. до н. э. изделия из этого материала вошли в употребление у населения степной полосы Восточной Европы и доминировали вплоть до начала I тыс. до н.э. Это стало возможным благодаря уже отмеченному возникновению крупных горно-металлургических центров по добыче и обработке металлов, прежде всего на Кавказе, а затем на Урале и в Карпатах. Племена, жившие на территориях, богатых залежами меди и олова, специализировались на их добыче и снабжении металлом населения окружающих областей. По уровню развития они заметно опережали многих из своих соседей. Вокруг древних горно-металлургических центров сложились очаги культурогенеза, которые стали источниками инноваций в экономической, идеологической и социальной сфере. Население волго-донских и заволжских степей в начале бронзового века находилось под влиянием северокавказского очага культурогенеза. Оно представлено рядом местных (ямная, полтавкинская, вол го-до некая) либо пришлых (раннекатакомбная, донецкая, среднедонская, манычекая) археологических культур. На раннем этапе ямной культуры бронзовые изделия и высококачественная керамика кавказского производства распространяются здесь в виде импорта, постепенно изменяя отсталый энеолитический облик местной культуры. На позднеямном этапе (рубеж 1V-I1I тыс. до н. э.) население Нижнего Поволжья достигает в целом А.В. КИЯШКО эпоха ПАлеометАЛлл волго-аонских степей
одинакового с племенами Северного Кавказа уровня развития. Возникает местная металлообработка, а также специализация ряда других ремесел, о чем свидетельствуют погребения литейщиков, плотников, изготовителей кремневых наконечников стрел. Постепенно начинается производство более совершенной плоскодонной глиняной посуды. Сооружение курганов, связанное со сложными формами организации труда, и крайне редкое во времена энеолита - ранней бронзы, теперь становится доминирующим. Катакомбная культура - вторая после ямной крупная общность бронзового века южно-русских степей. Относится к среднему периоду эпохи бронзы и датируется в пределах второй половины III тыс. до н. э. Сформировалась в среде позднеямных племен степного Предкавказья в результате их участия в процессах, происходивших в северокавказском очаге культурогенеза. На раннем этапе катакомбная культура выразилась, прежде всего, в появлении нового погребального обычая: хоронить умерших в подземных камерах - катакомбах, которые, как и дольмены Западного Кавказа, были реализацией идеи склепа. Взаимодействие с Кавказом началось также в сфере металлообработки и производства керамики. Позже единая на территории от Днепра до Волги раннекатакомбная культура распалась на ряд локальных вариантов (культур), определяемых по местным особенностям керамики. В Нижнем Поволжье этот этап представлен полтавкинской и волго-донской культурами. Полтавкинская культура выделена П. Pay по результатам раскопок в 20-х годах XX века на левобережье р. Волги у с. Старая Полтавка (ныне райцентр Волгоградской области). Относится к среднему периоду бронзового века и датируется рубежом второй четверти III тыс. до н. э. Представлена в основном погребениями в курганах степного Заволжья, а также волго-донского междуречья. В Северном Прикаспии найдены также остатки селищ этой культуры. В Заволжье полтавкинские погребения устроены, как правило, в ямах и содержат скорченные костяки, ориентированные на восток или северо-восток. В волго-донских степях преобладают захоронения в подбоях (яма с обширной нишей в стене). Основным признаком полтавкинской культуры являются глиняные сосуды с уплощенным или плоским дном, яйцевидной формой тулова, украшенные зубчатым штампом в стиле «шагающей гребенки» (рис. 3, 5; 4, 2, 13, 14). Волго-донская культура относится к среднему периоду бронзового века и датируется второй половиной III тыс. до н. э. Возникла в результате трансформации полтавкинской культуры и представляет собой локальный вариант катакомбной культуры. Сначала волго-донские племена занимали территорию степного Заволжья и волго-донского междуречья и даже продвинулись в западные и северо-за- падные регионы Подонья, повлияв на развитие донецкой и среднедонской катакомбных культур (рис. 5, 6). Затем началось встречное движение поздне-катакомбных манычских и среднедонских племен (рис. 11, 12), которые, достигнув Волги, вытеснили большинство носителей волго-донской культуры на левобережье этой реки. Характерны погребения в ямах с заплечиками и в простых ямах, реже - в подбоях (яма с обширной нишей в стене). Умершие лежат скорченно, на левом или правом боку, чаще всего ориентированы головой на север или восток. Критерием волго-донской культуры являются плоскодонные глиняные сосуды стройных пропорций, орнаментированные отпечатками зубчатого штампа в «елочном» стиле (рис. 7- 10). Завершают развитие эпохи средней бронзы такие культурные образования, как бабинская (культура многоваликовой керамики) и криволукская культурные группы. В конце бронзового века (II тыс. до н. э.) происходит переориентация культурных связей, волго-донские степи попадают в сферу влияния волго-ураль-ского очага культурогенеза. Племена покровской культуры практикуют погребальный обряд, навыки металлообработки, гончарства и др., сложившиеся в лесостепных приуральских регионах. В бронзовом веке значительного прогресса в степях Поволжья достигает скотоводство, складываются его кочевые формы. Был усовершенствован колесный транспорт - повозка, изобретена боевая колесница и освоена верховая езда на лошади. Сложный характер кочевого быта и хозяйства обеспечил господствующее положение мужчины в системе патриархально-родовых отношений, привёл к выделению военно-аристократической верхушки общества. Этническая история нижневолжского региона в бронзовом веке практически неизвестна из-за отсутствия здесь письменности, а также сообщений древних авторов. По косвенным археологическим данным можно предположить, что племена позднего этапа бронзового века Поволжья входили в состав древней индоиранской общности - создателей традиции «Авесты». Срубная культура - общность племен бронзового века южно-русских степей, которая завершает последовательность культур, названных по типу могильного сооружения (ямная, катакомбная, срубная культуры). Относится к позднему периоду бронзового века и датируется в пределах первой половины II тыс. до н. э. Погребения этой культуры могут быть устроены в обычных ямах или в каменных ящиках, а также в ямах со стенками, облицованными бревнами, - т. н. срубах. Отличие материальной культуры срубных племен от памятников предшествующего времени вызвано переориентацией связей степного населения. В результате активизации уральского центра металлургии ряд групп лесостепного населения Поволжья (потаповская, покровская культуры) сумели создать мощный военно-экономический потенциал, который сконцентрировала в своих А.В. КИЯШКО эпоха пАлеометААЛА волго-аонских степей
руках правящая элита этих обществ - колесничная аристократия (Баранниково, рис. 1 3). Благодаря её мобильности и влиянию возникает волго-уральский очаг культурогенеза, достижения которого распространяются в результате миграции племён-носителей, в основном по лесостепной полосе Восточной Европы с северо-востока на юго-запад. В результате этих процессов в степной части Нижнего Поволжья и волго-донских степей возникает срубная культура. Она характеризуется северной и восточной ориентировкой умерших, скорченных на левом боку, ребристой и баночной керамикой с зубчатым орнаментом и т. д. Срубная культура представлена большим числом поселений (Ерзовка, Ляпичев хутор, Сухая Мечётка IV и др.), а также курганных и грунтовых могильников, что свидетельствует об оседлом образе жизни её носителей и комплексном, скотоводчес-ко-земледельческом хозяйстве. В формировании срубной культуры роль местного субстрата могла сыграть существовавшая на этой территории до появления покровских племен криволукская культурная группа. Начало финального этапа эпохи поздней бронзы характеризуется распространением нового населения с востока, в обряде и керамике которого замет- но влияние зауральских и североказахстанских племен поздней бронзы. Памятники, оставленные этим миграционным потоком, называют в науке древностями федоровско-черкаскульского типа и отличают по керамике, имеющей своеобразную кубковидную форму и пышный орнамент. Завершение эпохи бронзы исследователи традиционно связывают с распространением керамики с валиковой орнаментацией (т. н. хвалынского типа). Грунтовые могильники с погребениями этого времени известны в Саратовском Поволжье, в курганах степной полосы они практически не известны. Разведано большое количество поселений финала поздней бронзы, однако в южной части волго-донских степей раскопкам подвергались немногие из них (Сухая Мечетка I и II, Ерзовка I и И). Таким образом, результаты археологических исследований, полученные на протяжении последнего столетия XX века позволяют реконструировать общую схему культурно-исторического развития волго-донских степей в эпоху палеометалла. Дальнейшие раскопки, совершенствование научно-методического аппарата, а также теории археологии, возможно, позволят составить более полное представление об этом развитии. Как известно ареал Майкопской, затем Северо-Кавказской археолгоческой культуры на территории Волгоградской и соседней Ростовской области распостранялись по течению Дона и его бассейна до устья реки Иловля включительно, к северу и востоку от низовей Иловли енти горские культуры по типу кульутрному взаимодействию благодаря обмену на изделия из металла с местными кочевниками, населенность наших степей тогда бла оч. Маленькой, по ентому иногда енти горцы – вышедшие в степи и занявшиеся в удобных для них местах проживания в том числе и по каньонообраздным балкам и около них по течению Дона и его притокам, иногда взаимодействовали изредко прокочевавывших здесь аборегенных степняков, иногда обмененвались и торговали с ними изделиями из меттала, а так же иногда воинственные кочевники наподали и разгробляли их неболшие поселения. Кстати те же майкопцы и сев-кавказсцы так же занимались с/х занимались здесь полукочевым скотоводством, так же ставили в наших края первые дома, дома у них были конечно турлучного типа, но саме антереастное, шо они в наших степях Юга России научились заниматься плукочевым свиноводством и сейчас в с/х местностях Волгрдской области сохраняються традиции полукочевого свиноводства, когда свинью пасуться на вольных пастбищах, кочуя все время пока позваляеть – т им погода, ента традиция идеть – т есшо в нашем крае, берет начало такая традиция есщо с тех далеких времен. Иногда скажем изредко проходящие по своим владения – кочевники, так как наши края были мало населены, увидив в своих степях неболшие поселения, по своим привычкам и традициям, налетали на них и полностью выжигали и уничтожали, разгробляли, вообщем постуали с ними порой торговали, а когда и по степной традиции налитали, если случайно натыкались и разграбляли и разоряли, как енто собственно говоря делали всегда полстепной традиции – кочевникивсегда так делали – т, то торгують – т, то налитають – т и разворовывають – т, ассимилирую культуно и физически они при ентом всегда. Но по бассену Дона до устья Иловли включительно на територии Волгрдской облсти распологался ареал Майкопской и Северо-Кавказской культуры, иде они контактировались и смешивались такми образом с изредко прокочевываших здесь степняками таким, выше указаным образом. В более сеаверных и восточных районах области степные культуры были так же смешеные с кавказскими культурами по извемстной причине. Так же и потом на всей без искл. Территории Волгрсдкой области были предстваленны Волго-Донская и Манычкие арх. Культурами – как известно Волгогрдские Катакомбники были сильно смешаны с кавказскими культурами, племенами, народами, они проживали, точнее кочевали конечно по всей территории Волгрдской области без искл., сами понимаете, затем на территории Волгрдской области обитали племена амазонок ассимилировавшиеся со степняками, жили и их потомки савраматы и сарматы, раздные племена ентих народов. А.В. Кияшко, доктор исторических наук.
|