Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! В Волгограде представили макет нового стадиона для ЧМ-2018 2 страница
причем тут казаки? Растет в наших землях куст «ашина», ягоды на котором почему-то называются вол- чьими, а донской казак Ашинов пытался (уже в XX веке) присоединить к России Эфиопию. Ну да это так, к слову. А вот что по существу. Общины тюрок-хазар, болгар, алан, жившие на Тереке и Сулаке, переселившиеся на Дон и в малом числе на Яик (Урал), — предки современных терских, донских и части уральских казаков. История Хазарии на этом не заканчивается. В X веке меняются границы Хазарского моря — Каспия. Часть городов могучей державы уходят на дно, часть остаются без воды. Вот тогда на ослабевший каганат обрушивают- Тюрк — воин Хазарского каганата. Славяне произносили их самоназвание как «могуты», себя же они называли «бауты». Может быть, отсюда название города Бахнут. И уж наверняка города Торческ
Хазарский каганат, IX —X века Оружие конных половецких воинов — боевой топор и клевец 6 ■ >
V I a *4 N \ с! ц • -i Юрта-полуземлянка хазар-тюрок ся славянорусы молодого Киевского государства под водительством князя Святослава. Он освобождает волжских болгар от дани Хазарии и подчиняет их себе. А на месте каганата его сын Владимир Равноапостольный создает Тьмутараканское княжество, где первым русским князем становится Мстислав. История хазар не завершается этим покорением. На Северном Кавказе они жили, как и прежде. Племя с этим именем живет в Турции и сегодня. В Крыму часть их приняла имя «караимы», а на Тамани и в Пя-тигорье — имя «черкасы». И это те самые черкасы (военачальники); •которые основали казачьи города Черкассы на Днепре и Черкасск на Дону. Возникновение первой значительной части славянских поселений, дошедших до Каспийского, Азовского и Черного морей, связано с походом Святослава, в результате которого пал Хазарский каганат и возникло Тьмутараканское княжество. Князь Мстислав Тьму-тараканский в 1025 году разбил киевского князя под Черниговом, командуя смешанным славяно-хазарским войском, в котором было племя «косаг» (одни ученые видят в этом названии имя древних черкесов-касогов, другие считают, что речь идет о предках казаков, поскольку, скорее всего, это были славянотюрки), и создал огромное княжество, включавшее земли Рязанские и Черни Хазарский серебряный браслет с национальным орнаментом говские, протянувшееся до Дербента и Тамани (Томатархи или Тьмутаракани). Мы мало знаем о населении этого огромного и недолговечного княжества. Одно несомненно: было оно многонациональным, как и население Хазарии Великой, как и вообще население Степи. Здесь соседствовали и проживали в одних городищах потомки алан-ясов, молившиеся по-славянски, пятигорские черкасы, болгары, потомки готов, славяне разных племен, хазаро-иудеи и хазаро-тюрки, потомки греков и многих других народов, потому что эта земля всегда была населена и если государства на ней возникали и погибали, то люди оставались и продолжали жить, как и прежде, составляя уникальную древнейшую степную цивилизацию. Славянские поселения, как и многие хазарские города, были уничтожены новым пришлым народом — половцами. Великая же степь, как и прежде, оставалась Половецкий воин X — XI веков. Характерные особенности: длинные косы и деревянный окованный железными полосками шлем, кольчуга и копье — прототип казачьей пики большой дорогой цивилизаций. По ней на Дон и Днепр пришли тюрки, огузы-торки и грозные печенеги. Следует помнить, что все население нынешней Европейской части России и Украины (все славяне, тюрки, балты, угры и финны и еще десятки племен) составляло не более четырех миллионов человек. Так что, когда с далекого Алтая в донские и днепровские степи пришли племена половцев-кыпчаков, (тоже тюрок) числом в 300 тысяч, мозаика народов, населявших Великую степь, еще раз резко изменилась. Пришельцы были светлоглазы, светловолосы, как и большинство тюрок, с европейскими чертами лица. Летописи называют их «погаными». Но слово «паган» (лат.) означало тогда всего-навсего «человек другой веры». Хотя и это было неверно. Значительная часть половцев исповедовали христианство. Половецкая культура, кып-чакский язык наложили яркий отпечаток на все население Великой степи. На смену скифскому «небесному оленю» пришел половецкий, кыпчакский «гусь-лебедь» — тотемный знак воина-общинника, по-кыпчакски «ак-гыз» или «кыз-ак». ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ КАЗАЧЕСТВА (БРОДНИКИ, ПОЛОВЦЫ, МЕЩЕРЯКИ, ТАТАРЫ) можно было спрятаться, уйти, то князья наступали планомерно и постоянно и уж своих уделов никому не отдавали. Вероятно, по ловцы были такой же угрозой бродни-кам, как и Киевская Русь. Во-первых, их было сравнительно много. Во-вторых, они не были кочевниками, такими как печенеги и тюрки-огузы. Они строили буду-ны — глиняные города, вежи — постоянные стоянки, они были знакомы с огородничеством, поэтому на земле закреплялись прочно, Степь осваивали основательно и начали родниться с Они
Девушка-половчанка и воин-половец «казак» в национальной одежде — кафтанах с застежкой на крючках Монгольский воин XIII века Половецкая степь «Дешт и кыпчак». Карта 2чной_Европы. XI — X/ II века очень скоро князьями Киевской Руси были д авсюд^ В топднимах осталос ь их родов ое-имя,, — «Т3]тыак Сар ьт-тоу — жел- tSSv и Л14_1ГГ2иш1длежавшая птШЖгам) jropjL Cap a^- Т61Г Сьщ ы^£ У. — желтая вода _^1^тлщын7 Ак: су_ Акс ай ^ бёл ая~вод еггхё^тт? сячи~~названий-вех тех мест, где обитали их орды. Скотоводство высвобождает множество воинов, которые ищут пастбища, защищают стада и станы — звали их «белые гуси», «лебеди», по-славянски «ковуи», ту? * " " #L.4y_ A...„ т.. Г jsip 1 *
Половецкая юрта родниками-г^ вероятнее всего, еновались степные охотники. Их общины, состоявшие из православных хазар, алан, болгар и славян, чувствовали себя хозяевами в донских степях. Правда, у них было два врага: печенеги, тор-ки и другие кочевники, ходившие в степи, и черниговские, киевские и се-верские князья, которые руками своих пахарей сдавливали гоны и ловы, осваивая новые и новые участки Степи. И если с тюрками можно было договориться, от них Половецкий лагерь. Кибитки поставлены в круг. Этим приемом казаки пользовались до начала XX века, прикрываясь обозом от внезапного нападения кавалерии ■ Ш» —V по-кыпчакски «казак» — вольный общинник, конный воин. Очень скоро киевские князья стали привлекать отряды половцев для воинской службы. Шла кровавая усобица, и летописец не случайно говорит, что половцы на Русь сами не нападали — их наводили друг на друга князья. Вой нов-кыпчаков было столько, что появилось и вытеснило все другие названия новое тюркское сло- Походы монголов в XIII веке Татарский тяжеловооруженный воин XIV-XV веков платящие им дань народы, не вдаваясь в подробности, кто они и кем себя считают (так в VIII —IX веках русскими называли всех, кто платил дань русам). Для современников этих событий (да и в течение всех последующих 240 лет владычества Золотой Орды) казак, ордынец и татарин — одно и то же. (Забегая вперед, скажем, что в документах Московского царства писцы постоянно путают казаков ордынских и служилых татар, именуя их то «татарами», то «казаками Великого князя».) Очень скоро степные тюрки утратили письменность, смутно помнили о своем историческом про-но сохранили православие. т Русские шлемы XI XIV веков Монгольский лучник. Вторую стрелу держит в зубах. Мог пускать четыре стрелы одну за другой во —богатырь. О стремительном слиянии тюрок, половцев и славя-норусов говорится в знаменитом «Слове о полку Игореве», где степняки составляют чуть ли не основную часть княжеской дружины: тут и ковуи, и кме-ты-севрюки. Все они именовались русскими, потому что служили русским князьям, а себя, скорее всего, называли «казаки». Да и сам-то князь Игорь Новгород-Север-ский был сыном половчанки и своего сына женил на половецкой княжне. Кстати, мать Александра Невского была внучкой половецкого хана, а его отец — внуком ясской княжны. Русь и Степь сливались, поэтому в «Слове» нет такого понятия, как «переводчик». Герои этого произведения говорят на новом славянотюркском языке — русском. Слиянию славян и тюрок в новый русский народ способствовало и то, что значительная часть половцев были христианами. У половцев были лютые враги — монголы. Они не смогли проломить оборону половцев на Иргизе. Тогда монгольское войско обошло Каспий и через Кавказский хребет вышло прямо в половецкие донские степи, где их никто не ожидал. Монголов провели по степям бродники, которые если и не видели в них своих освободителей, то не упустили возможности отомстить князьям киевским. Совместное русско-половецкое войско было наголову разбито при Калке в 1223 году. Не уцелели и Золотая Орда. XIV—XV века монголы. На обратном пути из Европы в Азию их перебили на волжской переправе болгары, за что впоследствии монголы подвергли их истреблению. Через пятнадцать лет монголы под водительством Батыя вернулись, и Русь пала. А сколько же их было, монголов? Четыре тысячи, две из которых сразу после похода вернулись в Монголию. Значит, в океане Монгольская юрта шлом, днепровско-донских степей осталось две тысячи монголов. Они ничего не могли изменить в этническом составе живших здесь народов, но они изменили государственное устройство Степи. Прекрасно усвоив китай скую науку владения покоренными народами, они заставили всех русских князей признать их господство, выдавая им ярлыки на княжение. С половцами поступили круче: их долго преследовали, заставив большую часть бежать за Карпаты и Дунай, и полностью изменили кыпчакское общество. Сначала вырезали или изгнали узденей — ханов, старейшин и всю аристократию, рабы-кулы разбежались сами, а вот среднее сословие — те самые свободные общинники «казаки» — было превращено в ордынское войско. Сюда же были приписаны дружины и других степных народов, благо что все они в основном были тюрки. Так возникли «козаки татарские». «Татарские», потому что «татарами» монголы называли все завоеванные и ЗОЛОТАЯ ОРДА И ПЕРВЫЕ КАЗАКИ Терский казак. XV век Довбуш. Запорожский казак-литаврщик. XVI-XVП века В Золотой Орде хуже всех приходилось потомкам половцев, которых бессчетно продавали в рабство, в основном в Египет. Там они составили отборную гвардию «речных мамелюков», поскольку их главное укрепление было (как Запорожская Сечь на Днепре, как Раздоры или Черкасск на Дону) на одном из островов Нила. Освоившись, мамелюки сбросили султана и на полтора столетия возвели на престол половецкую династию. Султаны Кутуз, Бейбарс, Калавун остановили монголов, двигавшихся на Египет из Ирана. Пестрая разноязыкая империя Чингизидов стала быстро стареть и разваливаться. Попытка хана Узбека укрепить ее с помощью религии, когда в 1337 году официальной религией Золотой Орды стал ислам, имела противоположные последствия. Степняки-христиане тысячами хлынули в бега, спасаясь от насильственной исла-мизации. Их родоплеменные объединения — станицы добрались до самых северных краев Руси. В Великом Устюге они составили пятую часть населения. Их было так много, что на севере возникло новое понятие: «казак» —нищий работник-поденщик, работающий за пропитание. Часть степняков, не признавая власть Орды, продолжала оставаться на родине. Держались независимо станицы казаков на Яи-ке. Ушли в горы за Терек гребен-ские казаки. Были казаки в Азове. Управлял ими избранный «шаарбаш» -курбаши. Десятую часть общины составляли славяне, было не- Восточная Европа в конце XV века Кемь.; сколько армян, остальные — татары-половцы. Они отличались от владевших двести лет Азовом венецианцев, генуэзцев, а затем турок не только храбростью, но и православной верой. Когда турки изгнали их в донские степи, то скоро почувствовали, что обрели непримиримых и сильных врагов. Вольные станицы, в которые объединялись степняки, не признававшие ничьей власти, беспокоили Московскую Русь — вассала Золотой Орды своими набега- Конный воин-порубежник ми, они же нанесли последние удары и по самой Золотой Орде. Казаки городков Сиротина и Гребнева преподнесли князю Дмитрию икону Божьей Матери «Донскую» и дрались с ним бок о бок на Куликовом поле в 1380 году. Кто же были эти люди, называвшиеся ордынскими казаками? Потомки болгар, половцев, брод-ников и других степняков, веками живших в Диком поле. Русские летописцы путаются в понятиях, называя степняков то казаками, то татарами. Так, про крымского хана Джанибека пишут, что он был не монгол, а простой казак. Сын побитого на Куликовом поле хана Мамая — казак Мамай стал героем украинского фольклора, и его изображение можно ви-[| деть на народных украинских картинках. Страшный удар по степнякам-ордынцам, независимо от того, служили они Орде или враждовали с ней, нанес в 1395 году Тамерлан, вторгшийся в донские степи. Казаки в составе своих отрядов-орд приходили на защиту русских городов, где их называли по месту службы — «путивльские», «рыльские», «рязанские». Но при этом они сохраняли свои родовые кочевья в степи — «ухожаи». Живя в русских городах, вчерашние «тата-ры» пользовались новым государственным языком — русским, но в семьях продолжали говорить по-тюркски. Значительную часть служилых казаков составляли мещерские «татары», казанцы называли их «мишари» или «можары», а сами себя они, вероятно, называли каким-то словом, близким к слову «мадьяры», поскольку были родственны жившим в Заволжье со времен гуннов венграм. После окончательного распада Золотоордынского ханства городовые казачьи орды, или, как перевели это слово на Руси, «войска», возвращались в «Старое поле» в свои родовые городки: Ма-нычский (тюрк. Горький), Богаев-ский (тюрк. Бычий), Бесергенев-ский («низовые пастбищные земли для откорма скота»), Мелиховский (Прекрасный), Бабей, Кар-галы, Кумшак, Цымла, Курман. Даже, казалось бы, славянское название Раздоры переводится как «драчливый гнедой». Нижний Дон и Днепр заселяли выходцы с хазарского Кавказа черкасы. Сигизмунд Герберштейн пишет о них как об исключительно дерзких мореходах христианской веры, молившихся по-славянски. Акустий (тюрк, длинный, как жердь) Черкас основал Черкассы на Днепре, а одного из первых донских атаманов звали Миша Черкашенин-Быкадор (гнедой тур). Первые зафиксированные в русских документах городки ставит на Дону в 1549 году не то атаман Сары-Аз-ман, не то казаки «сары азманы» (са-ры — половцы, аз-ман — смесь). Русский лук и колчан Донской казак (хоперец). XV-XVI века стать рами Восточная Европа. XVI век Взаимоотношения степняков и крепнущего Московского государства отражают прежде всего госу-? дарственные, политические и воен I ные связи казачества и России, а не национальный состав степняков. Документы не делят их на коренных и новопоселенцев, как это делает степная традиция, но отмечают различия в отношении к государству и государственной службе. Согласно этому, казаки делились на четыре неравные группы. Первую составляли вольные казаки — коренные степняки, о которых известно, что жили они в степи и время от времени нанимались на службу станицами или ордами. Скорее всего, это и было реликтовое тюркское (с многочисленными национальными вкраплениями иных народов) население. Таких казаков называли служилыми. -i-i Дробящее оружие степняков. Кистень «с навязью и калдашем» — прототип боевой нагайки Служилых казаков требовалось много. Поэтому в служилое сословие набирались «люди всяких званий» и, надо полагать, разных национальностей и вероисповеданий. Единственным требова- нием была «исправность», то есть годность к несению службы со своим конем и боевым снаряжением. Собственно, для поддержания боеготовности и вы делились земельные наделы и крестьяне. Если служилый казак разорялся и при очередном «перебира-нии людишек», то есть на смотру, не мог соответствовать воинским требованиям, его «из разряда вычищали» и он превращался в казака гулящего. Гулящим мог быть казак, находившийся в ожидании службы или самовольно с ватагой пошедший в набег на иные земли. Он мог уйти в степи и снова вольным. Разряд гулящих казаков пополнялся воинским людом, приходившим на границу в поисках воинской службы. Это были мелкопоместные дворяне, боевые холопы и иного звания люди, которых не спрашивали о роде-племени и вере, но от которых безусловно требовали воинского мастерства. Часто коренные степняки и их боевые товарищи, выйдя из служилого сословия, или но распоряжению воевод уходили далеко в степь. Многие оставались там до конца жизни, женились на мест- ных женщинах и обзаводились семьей и хозяйством. Косвенным до казательством этому служит от но шение к женщине в казачьих се мь-ях, где она была полноправной хо-зяйко й, а муж, х отя и почитался, но пр ебывал на~положе нии г остя, и то, как назыв али д етей от смеша нш> гх~г5ра-ков казаков с местными женщинами — «болды-ри» (искажен, тюрк, болг-ир — мальчик, сын болгарки-татарки), и то, что в каждой станице наиболее старая часть называется авул или култук. Яицкий (уральский) казак. XVI век Особое место в русской истории за нимают казаки воров ские. Как понятие «гулящий» (вспом ните: «поле гуляет под парами»), так и понятие «вор» озна чало не уголовно го, а государст венного преступ ника: «умыш- 13 лявшего воровство противу государя». Безусловно, сре ди них было большое число и татей, и разбойников, и шишей... Степь, постоянно полыхавшая войнами, выжигала в бесконечных боях все, что исторгала из своих недр новорожденная Россия, но и сама сильно менялась в этом непрерывном огне. Так, если в XV —XVI веках историки то- Астраханский казак. го времени XVI век. За спиной -не делают подставка для пищали разницы между донскими тата-служилыми татарами и казаками, то в XVII веке казаки — это, безусловно, русские люди православной веры. И теперь о тюркском элементе в их среде говорят как о реликтовом вкраплении, имея в виду прежде всего мусульманское население Дона, Днепра и Прикаопия, сохранившееся здесь в очень малом числе. Казачий струг с двумя рулевыми и складной мачтой КАЗАКИ НА МОРЕ К уликовская битва была не первой победой соединенных княжеских ратей над ордынцами. Через два года после нее хан Тохта-мыш дотла сжег Москву, и еще долго Москва выплачивала дань Орде. Так почему же мы считаем эту битву главной в истории России? Потому что 8 сентября 1380 года — день рождения русской нации. Она сложится еще только к XV веку, ко временам Василия Темного, но на Куликовом поле воины, стоявшие под православными стягами князя Дмитрия Донского, четко отделили себя от противника: это мы, а то — они. По национальному составу рати были приблизительно одинаковые: и там и там — татары, и там и там — литовцы и русские и многие другие племена. Но с того дня победители Мамая осознали себя одним народом и начали объединять разные племена, наделяя их общим, теперь уже национальным, именем — русские, а Орда стремительно стала распадаться. Целые улусы отпадали от нее и не только шли служить Русскому государству, но и себя начинали считать русскими. Этот процесс шел по всей Руси, в том числе и в казачьих землях. Рулевое весло Вчерашние ордынцы не только овладевали русским языком, но и считали себя русскими. Русскими же считали всех, кто попадал в казачьи земли, если они были православными. Интересно что русскими считали себя и степняки-мусульмане, а если и не считали, то никуда не уходили, оставаясь на равных в городках и стани цах. Не случайно в каждой донской или уральской станице есть улицы или районы, кото рые называются ку-тук, кут (угол), аул... Русский на род складывался и в степи. Особое влияние на него оказали прибывшие сюда по рекам ушкуйники — новгородцы. (До сих пор в окрестных области Войска Донского деревнях сохранился новгородский «цокающий» диалект.) Пришлые племена и люди растворялись в местном, тюркском по преимуществу, населении и при этом сильно меняли его самосознание и язык. Казаки донские, яицкие и терские теперь считают себя русскими. Русскими же считают себя и запорожцы, хотя в обиходе пользуются преимущественно украинским языком, а не языком великороссов. Слава казаков русских начинается со славы морской. Без малого триста лет казаки господствуют на Каспии, Азовском и Черном морях. Казачьи струги и чайки доходят до Алжира, Стамбула и Рима и единолично сдерживают натиск турок, крымцев, генуэзцев и венецианцев на море. Обычно казачья ватага в складчину строила струг или чайку. Мастеров-корабелов было великое множество, а плотничать мог каждый казак. Казачьи суда строились не для войны, а для рыбацкого промысла, но прославились в морских баталиях. Ватаги казаков на стругах выплывали да- Складная мачта Казачья артиллерия. Бортовая и железная казнозарядная пушка. Для того чтобы зарядить ее, не нужно «перевешиваться» за борт или высовываться из бойницы леко в море — так чтобы измен ник или шпион не мог уйти со струга и предупредить противника о нападении — и решали, куда плыть, выбирали походного ата мана и с этой минуты подчиня лись ему беспрекословно. Уточня ли сигналы, которыми будут об мениваться. Обычно для боевых действий выбирались ненастные и даже штормовые темные ночи. Ка зачья флотилия на быстроходных стругах окружала корабли врага или подбиралась к самым стенам прибрежных крепостей и стреми тельно атаковала. В абордаж ном тесном бою казакам не бы ло равных. Напрасно турки строили в устьях Днепра и Дона крепости и даже пере гораживали реки цепя ми — казаки перетаскива ли струги посуху на ог ромные расстояния. Так, переволоку из До на в Волгу (сорок два километра но песку) на месте нынешнего Волго-Донского кана ла они преодолевали за двое суток, перета скивая на плечах не только струги, но и все оружие, боевой припас и снаряжение. Современники свидетельствуют, что казаки знали моря, веслами «как свою ладонь», «читали по звездам,
Малый казачий струг как по книгам», определяли местоположение своего корабля даже по вкусу воды! История донесла до нас многие имена. Атаман Иван Богатый с тысячью казаков сжег предместье Царьграда и на обратном пути на Дон сжег 10 турецких военных кораблей. Петр Осипов Конструкция бортов чайки отнял у турок Азов в 1638 году. Свои подвиги совершили на стругах Ермак и Разин... Но сколько же казаков погиба ло, сколько попада ло в рабство! Они с оружием в руках пробивались в Крым, на Царьград, на Синопу, штурмовали и брали города, но потом приходилось возвращаться, не только отбиваясь от погони, но с боями прорываясь на Дон и Днепр... Поистине казачьими головами выстлано дно Днепра, Дона, Яика и Волги... Приморские казаки не были конниками, они были моряками и рыбаками, такими и оставались до самого недавнего времени. Так, в конце прошлого века 400 уральских казаков, промышляя зимой далеко от берега на Каспии, попали под теплые дожди. Лед растаял. Спасаясь на тающих льдинах, казаки несколько дней истратили на то, чтобы из шкур забитых лошадей изготовить бурдюки. Потом надули их воздухом, прикрепили
к саням и плавали по морю, питаясь одной рыбой, еще два месяца. Выжили все. Славу казаков-мореходов продолжили уже в наше время Амурская и Каспийские казачьи флотилии. Казак-линеец Кожанов командовал десантом судов Волжско-Камской флотилии и в марте 1921 года захватил (как Степан Разин) персидский порт Энзели. Морскими командирами были главком Балтийского флота Бахирев, адмирал Головко, адмирал Валентин Селиванов и многие другие...
«Чайка» запорожских казаков в морском походе По борту укреплены толстые канаты из камыша для увеличения плавучести 15 ПЕРВЫЕ КАЗАЧЬИ ПОСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВО Древнейший способ ловли рыбы сетью-бреднем Вопреки первым сообщениям о казаках Великой степи, где говорилось, что жили они набегами и разбоем, вряд ли это соответствовало действительности. Даже выходцы из русских земель, уходившие «на украины казаковать», жили в степи годами — значит, степь кормила их. Значит, кроме войны и редкой, хотя и ценной, военной добычи основу жизни в степи определяло хозяйство. Известно, что до XVIII века казаки земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили степняков охота и рыболовство. По обилию дичи и всевозможного зверья тогдашнюю степь можно сравнить с африканской саванной, которая еще сохранилась кое-где в заповедниках. Ученые считают, что если бы степь не была распахана, то охота приносила бы гораздо больше вы- Хазаро-аланское жилище — полуземлянка годы, чем скотоводство. На изменение хозяйствования повлияло изменение микроклимата, который стал суше, и умножение населения в степи, что и привело к истощению ее природных богатств. Поселение на Нижнем Дону. Чабан гонит отару вдоль каменного забора — чувала Но в XV веке, когда из Московского государства «гулящие люди стали бегати за засечные линии» и принесли первые известия о степи, край здесь был удивительно богатым. А местное население, которое никогда не исчезало, прекрасно умело пользоваться всеми природными ресурсами. Хазарская посуда из раскопок на Нижнем Дону Здесь обитали многочисленные стада туров — предков коров табуны диких лошадей тарпанов. Сайгаки «шли тучами», причем всегда одной и той же дорогой, так что охота на них была сезонной. Казаки были умелыми охотниками. Когда они наладили поставку дичи в русские города, то, как сообщали современники, мяса привозили столько, что стоимость его оценивалась не на вес, а на глаз... Способов охоты было великое множество, но самыми распространенными были два: ловы — промысел зверя капканами, сетями и ловушками — и загонный, когда дичь окружалась охотниками или гналась в сторону стрелков — чаще всего в конном строю. Так охотились на крупных животных.
|