Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! ВСЕ КЛАССЫ 60 страница
Итак, можно утверждать, что имена и фамилии в пьесах Островского зачастую по-
могает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать «говорящими», так как это черта присуща пьесам классицизма, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова. И. А. ГОНЧАРОВ ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И. А ГОНЧАРОВА Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги — «невообразимую смесь... почти выученную наизусть». В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, а в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета; изучение литературы подстегивало «страсть к чтению» и «формировало перо». Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале «Телескоп» две главы из романа Э. Сю «Атар-Гюль» (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая в свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства. Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения относительно своих сил: «кипами исписанной бумаги... топил печки». В 1842 году он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя. В 1845 году Гончаров напряженно работал над романом,
который передал В. Г. Белинскому «для прочтения и решения, годится ли он». Этот роман — «Обыкновенная история» — вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в «Современнике» в 1847 году, роман принес писателю подлинное признание. Столкновение двух центральных героев романа Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворявших трезвый практицизм и восторженный идеализм, воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В.П.Боткин, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник «бьет обе эти крайности», признавался: «Я ничего не знаю умнее этого романа». Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, отражая разные проекции его душевного мира. В 1852 году Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В.Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Палла-да». Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции «явилась охота писать», и Гончаров «набил целый портфель путевыми записками». Они сложились в итоге в книгу очерков, которые были печатаны в 1855—1857 годах в периодике. В 1858 году книга вышла отдельным изданием под названием «Фрегат «Пал-лада». У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. «Параллель между своим и чужим», острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом с британской и японской), привычка все «прикидывать» «на свой аршин» обеспечили заинтересованное внимание русского чи-
тателя к этим очеркам. Н.А.Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью «блестящего, увлекательного рассказчика». По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола вызвали негодование либералов. Заметно охладились его отношения с кругом единомышленников В. Г. Белинского. Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с «юношескими утопиями в социальном духе» и что влияние Белинского ограничивалось исключительно сферой эстетики. Необходимо отметить, что Гончаров-цензор облегчил судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы («Записки охотника» И.С.Тургенева, «Тысяча душ» А. Ф. Писемского и других), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев (с осени 1862 по лето 1863 года), Гончаров редактировал официозную газету «Северная почта», что также не лучшим образом отразилось на его репутации. В 60—70-е годы XIX века Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, «нервозный», упрямо пытался отдалиться от литературного мира. «Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей» составили его житейский идеал. Он писал: «Это впоследст-- вии называли во мне обломовщиной». Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847 году. Два года спустя была напечатана глава «Сон Обломова», «увертюра всего романа». Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста «Обломова» (1859), сразу принесшего автору огромный успех. По словам А. В. Дружинина, «Обломов и обломовщина» облетели всю Россию и навсегда укоренились в нашей речи». Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине своего замысла. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности
крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу XIX века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение «артистического идеала» самого романиста, тонкий лсихологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя; читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале XX века И. Ф. Ан-ненский по праву назвал «Обломова» «совершеннейшим созданием» писателя. Последний роман И. А. Гончарова «Обрыв» (1868) был задуман еще р 1849 году как роман о сложных отношениях художника и общества. К 60-м годам XIX века замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на появление романа, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в «Обрыве». Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа. В последние годы жизни, после появления «Обрыва», имя Гончарова редко появлялись в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется «критический этюд» «Миль-он терзаний» (1872), посвященный постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене Алек-
сандринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы «Горя от ума», что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал свое творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонившегося жизни и вместе с тем страдавшего от своего изолированного положения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал «Сон Обломова» — «увертюра всего романа», тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9-й главы первой части. «Сон» является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство — перерыв в писании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга «Фрегат «Паллада» (завершена одновременно с романом в 1858 году) оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, международные связи, дух прогресса, дух торговли и империализма — все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова и помогло завершить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества. В «Сне Обломова» есть характерная де-
таль — отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. «Сну» предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу: «Другие не хуже нас, да переезжают», которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключительность: «Кажется, подать, сделать — есть кому», «ни голода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». Слова Захара — результат воздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Об-ломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в «умственном» плане преобразований в имении «определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье». Т. е. Об-ломовка — это торжество крепостнических отношений. В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф), но в ней «свернута» эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не-смог, хотя исключительность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путешествии для созерцания шедевров, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчеркивает вредность фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпически (в духе Гомера или наших былин) гиперболизировано, таким же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь. В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом сви-
детельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные Захары) от него. В то же время идеалы Обломо-ва помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма — буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.. Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это персонаж новой эпохи, деятельный разночинец. Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обло-мовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, «лишнего человека», имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество. Слово «обломовщина» произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его
героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства. Итак, первая часть обрисовала обломовщину, вторая часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчивается летним объяснением в любви, третью часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского «романа». Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная — к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная «барская» страсть к простолюдинке — экономке, наложнице. В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь — дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): первая часть с одним героем — Обломов как таковой, во второй и третьей — сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В четвертой части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку — мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия. В «Сне Обломова» крестьянский труд дан издали, здесь — крупным планом, но труд не крестьянский. С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и моральность женской самоотверженности в заботах о семье, женский домашний труд. Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской «Женитьбы», а отчество — у своей матери, которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и получил дворянское воспитание. Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара — Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин — это две стороны патриархального идеала Обло-
мовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку. В последней части романа герой проявляет новые черты характера: решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные «идиллии» — Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен. КОМИЧЕСКОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» Роман «Обломов», занимающий центральное место в творчестве замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова, восхищает читателей и по сей день. «Обломова» автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, стиль, добиваясь поразительной точности во всем. Интересна временная протяженность различных частей романа. Действие его разворачивается в течение восьми лет, а с предысторией охватывает 32 года. Первая глава продолжается всего одно утро и день до пяти часов, так как писатель, добросовестно выполняя свою задачу, в первой главе знакомит нас с Обломовым, главным героем романа. Дарование Гончарова-романиста раскрылось в «Обломове» во всем его богатстве, со всеми его особенностями. Огромнее мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета, покоряет тонким анализом' взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей действительностью. Роман «Обломов» Гончарова можно считать романом-трагикомедией. Хотя в нем много трагического, но немало и комических сцен. Одна из главных трагедий этого романа — трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой чело-
век 32—33 лет. Автор так описывает своего героя: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Гончаров показывает во всех подробностях быт Обломова, при этом давая понять, что это человек нравственно погибающий. «По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память»; «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием». Но почему же человек морально чистый, честный, добрый, сердечный нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина: гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от тяжкой работы других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. В этом и есть трагедия Обломова — молодой человек, еще недавно чем-то увлекавшийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни. Некоторый трагизм есть и в образе Штольца. Хотя, н первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает нам Штольца как некую машину. Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Сам худощав; щек у него почти вовсе нет, только кость да мускул, цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца. Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца — это его ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель рисует почти идеальный образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность. Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку.
Истоки трагедий обоих героев можно искать в их воспитании. Это два совершенно разных пути. Обломовцы — хранители традиций старины. Как Обломов, проводили время его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Но автор сумел понять и показать отсталость патриархальности, почти сказочную невозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных. Причиной неестественности Штольца является также воспитание, на этот раз абсолютно «правильное», рациональное, бюргерское. Можно сказать, трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго по плану, что его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей. Она как точный график времени отправления поездов, а сам он — «поезд», правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться, — это достижение материального достатка, комфорта, личной устроеннос-ти. Еще А. П, Чехов отмечал, что Штольц не внушает никакого доверия, что наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». Трагична дальнейшая судьб'а Захара: он стал нищим. После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его смерть изменила его судьбу, всю жизнь Захара, который искренне любил Обломова. Вот как описывает Захара автор: «Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные... На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку». В романе много комических сцен, над которыми читатель смеется от всей души, несмотря на то, что роман.был написан много лет назад. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича.
До сих пор читатели восхищаются замечательным романом И. А. Гончарова, в котором неотделимые от жизни комические и трагические сцены переплетаются, то вызывая у читателя смех, то повергая его в грусть. ОБЛОМОВ И ОБЛОМОВЩИНА (по роману И: А. Гончарова «Обломов», вариант 1) Роман «Обломов», который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом главного героя, фамилия которого дала ему название. Величайшим достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, противоречивый и даже трагический образ. Уже его характер предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий. Но тем, что писатель лишает жизнь своего героя значительных внешних событий, он переключает основное внимание читателя на его напряженное внутреннее действие. Ведь жизнь Обломова вовсе не так спокойна и безмятежна, как это кажется сначала. В первой части романа писатель показывает лишь один обычный день героя, который тот проводит не вставая с дивана. Автор рисует портрет этого потомственного дворянина: «Это был человек... среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Гончаров особое внимание обращает на быт героя, дает понять, что этот человек — нравственно погибающий. «По стенам,,, лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли бы служить... скрижалями для записывания на них по пыли... заметок на память». «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием». Автор подробно описывает халат Обломова, восточный, «без малейшего намека на Европу», просторный, широкий, который покорно повторяет движения его тела.
Этот халат как бы символизирует этапы духовной жизни главного героя. Так, когда герой влюбляется в Ольгу Ильинскую и его душа пробуждается к активной, деятельной жизни, у него появляются мысли о необходимости «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, эта вещь на какое-то время исчезает, но затем новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына находит его в чулане и возвращает к жизни. Это свидетельствует о том, что слабые попытки главного героя изменить свое существование терпят крах. Обломов продолжает свое никчемное существование: лежит на диване, скрываясь от вторжения внешней жизни. Тихо, но неуклонно Илья засыпал, погружался в вечный сон, не нарушая привычки жить как раньше. Но почему же морально чистый, честный, добрый Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? На мой взгляд, все дело в явлении, получившем название обломовщины, почвой для которой был уклад жизни в Обломовке. Обломов привык получать все не своими усилиями, а с помощью других людей, и эта привычка развила в герое апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. Этот молодой человек медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. В этом заключается его трагедия. Хотя в какой-то момент в романе мы видим, что Обломов близок к пробуждению благодаря Ольге Ильинской. Ольга Сергеевна «не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом», в ней не было «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла». Эта женщина пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, но ему была чужда та жизнь, которую предлагала Ольга. И она поняла это: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь
голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Обломов сам понимает, что недостоин Ольги, хотя и любит ее чисто, бескорыстно, искренне. Гончаров показывает нам необыкновенно романтическую любовь. Она замечательная, но не может иметь продолжения. Все дело в том, что Обломов и Ольга — слишком разные люди, слишком уж не сходятся их жизненные позиции. Будущее в представлении Обломова — это тихая семейная жизнь, прогулки по саду, приятные беседы, встречи гостей. Для Ольги же жизнь — непрерывное движение вперед. Разрыв с Ольгой Ильинской приводит главного героя к глубокому душевному кризису. Уже ничто не может возродить в нем высокие чувства, мечты и желания. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое нравственное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, задавленным всяким сором. «Отчего я такой?» — задается главный герой мучительным вопросом. Ответ на него мы находим в главе «Сон Обломова», когда Илье снится его детство в Обломовке. Перед нами раскрываются социальные условия, в которых сформировался характер героя: дворовые слуги неустанно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания. Это калечит душу героя, убивая в нем прекрасные задатки характера. На примере главного героя своего романа Гончаров показал, что такое обломовщина. Мы видим, что это достаточно широкое понятие, включающее в себя, с одной стороны, весь патриархальный уклад русской жизни с его праздной сонливостью, а с другой — доброту, любовь, поэтичность. ОБЛОМОВ И ОБЛОМОВЩИНА (по роману И. А. Гончарова «Обломов», вариант 2) Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал частью решения русской литературой нравствен-
ных проблем. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: его душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. И действительно, Обломов — духовно богатая натура. Он умен, хотя есть в нем то, что «дороже всякого ума: честное, верное сердце». Многих героев романа он одарил своим благородством. Но трагическое значение романа в том и состоит, что, пробудив к осознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной. Первый раз об обломовщине мы узнаем из сна, который видит Обломов в очередной раз, заснув на своем диване. «Сон Обломо-ва» — великолепный эпизод, который остается в памяти надолго. В нем опоэтизирован облик героя; в этом отношении «Сон» сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение. Роман без «Сна» был бы произведением неполным. «Сон» многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас. Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватившись одной рукой за траву, а другой за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя. А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором шевелятся мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами. Няня, засыпающая после сытного обеда с предчувствием, что Илюша пойдет дразнить козла и лазить на галерею. Эти и много других обворожительных подробностей содержит «Сон». Маленький Илюша все время стремился на волю, погулять на улице, поиграть в снежки с ребятами. Но никогда это ему не удавалось, потому что весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывали его, осыпали заботами, ласками. День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Но главной заботой дня были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После обеда всё и все погружались в спячку; Именно эта жизнь сделала Обломова та-
|