Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре ООП.






Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО Б1 Общекультурный блок, дисциплина относится к базовой части цикла. Изучение дисциплины рассчитано на 3 семестра, общий объем 8 зачетных единиц, общая трудоемкость дисциплины 288 часов, в том числе аудиторная нагрузка 102 часа, самостоятельная работа 186 часов. Отчетности: 4 семестр – зачет, 5 семестр – зачет, 6 семестр -.

Дисциплина формирует следующие компетенции:

  • обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
  • способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2);
  • способность применять общенаучные методы в правовых исследованиях (ОНК-7); владение навыками оформления научной работы в соответствии с действующими требованиями, в том числе с использованием средств электронно-вычислительной техники (ИК-9);
  • уверенное владение навыками работы со справочными правовыми системами, библиотечными электронными ресурсами (ИК-10);
  • способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
  • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
  • способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3).

Содержание разделов дисциплины, изучаемых в 5 семестре

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Тема 7. Мир как система. Системный подход в современной науке. Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм. Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Проблема человеческого времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии.
  Тема 8. Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Деление. Почкование. Спорообразование. Половое размножение. Мейоз, гаметогенез. Сперматогенез и овогенез. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее осеменение. Партеногенез (естественный и искусственный). Двойное оплодотворение у цветковых растений. Понятие об онтогенезе. Проэмбриональный этап развития. Эмбриональный период. Дробление. Развитие зародышевых листков. Гистогенез и органогенез. Дифференциация и детерминация клеток. Постэмбриональный онтогенез. Ювенильный и пубертатный периоды. Прямое и непрямое развитие. Старение и смерть. Продолжительность жизни. Наследственность и непрерывность жизни. Наследуемость признаков и их генетическая детерминируемость. Наследование, не связанное с полом. Наследование контролируемое, ограниченное и сцепленное с полом. Изменчивость и непрерывность разнообразия жизни. Генотип и фенотип. Признаки качественные и количественные. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Доминантность и рецессивность. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Механизмы генетического определения пола. Детерминирование пола окружающей средой. Роль половых хромосом и генов в детерминации пола. Молекулярные механизмы и генетический контроль рекомбинации. Линейный порядок генов в хромосоме. Современная концепция гена. Концепция «один ген – один полипептид».
  Тема 9. Концепция эволюционизма в современной науке. Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции. Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры.
  Тема 10. Человек и биосфера Экологический кризис и экологическая катастрофа. Локальные, региональные и глобальные кризисы и катастрофы. Антропогенные кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Основные типы антропогенного воздействия на природные экосистемы. Преобразование, загрязнение и эксплуатация природных систем. Загрязнение окружающей среды как форма антропогенного воздействия. Классификация типов загрязнений. Химические, физические, биологические загрязнения. Антропогенное воздействие на атмосферу. Проблема «озоновых дыр». Антропогенное воздействие на гидросферу. Антропогенное воздействие на литосферу. Основные методы сохранения окружающей природной среды. Статус особо охраняемых природных объектов. Экологическое нормирование, использование нормативов. Экологический мониторинг, типы мониторинга. Экологический контроль, аудит, экспертиза. Экологическое воспитание и образование. Осознание человеком своей ответственности перед остальной биосферой. Причины, побуждающие охранять природу. Переход от антропоцентризма к биоцентризму. Что мешает разработке концепции глобального развития человечества? Особенности поведения сложных нелинейных систем со многими цепями обратной связи. О связи причины и следствия в сложных системах. “Мировая динамика” Джея Форрестера. Пределы роста. Влияние научных и технических достижений на поведение глобальной модели. Многоуровневая компьютерная модель системы мирового развития М.Месаровича и Э.Пестеля.
  Тема 11. Происхождение человека. Представление об антропосоциогенезе в современном естествознании. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Возникновение социальных связей. Становление социальной жизни и трансформация биологических законов. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens. Проблема моно- и полифилии в происхождении человека. Проблема биологического многообразия вида в концепции расообразования и ее социальные импликации. Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии). Эволюция мозга как биосоциальная проблема. Гипотезы речевого филогенеза и их значение для социогуманитарных наук. Ограниченность методологии натурализма в объяснении происхождения человека. Монизм и дуализм в решении биосоциальной проблемы. Значение принципа монизма для решения проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Е.В.Брызгалина Концепции современного естествознания. М., Проспект, 2013

Е.В.Брызгалина Индивидуальность человека М., 2003

Е.В.Брызгалина Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996.

Е.В.Брызгалина «Концепции современного естествознания» Курс лекций М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1997

 

б) дополнительная литература






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.