Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, задачи, принципы, стадии и участники бюджетного процесса






Тема 2. Бюджетный процесс в Российской Федерации

Понятие, задачи, принципы, стадии и участники бюджетного процесса

Этапы составления проектов бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях

Принятие бюджета

Исполнение бюджета

Составление отчетов об исполнении бюджетов

Понятие, задачи, принципы, стадии и участники бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Перед бюджетным процессом стоят следующие задачи[1]:

- определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема доходов в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

- установление расходов бюджета по целевому назначению, а также объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий, предусмотренных бюджетом;

- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

- погашение долговых обязательств;

- автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через автоматизированную систему финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Бюджетный процесс основывается на следующих принципах:

- принцип разграничения бюджетной компетенции между органами представительной и исполнительной власти, проистекающей из того, что конституционное и бюджетное законодательство устанавливает следующее распределение компетенции по стадиям бюджетного процесса между ветвями власти: составление и исполнение бюджета отнесено к полномочиям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета – к полномочиям представительных органов власти. Каждый орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет бюджетные полномочия относительно своего уровня бюджета;

- принцип специализации бюджетных показателей, реализующийся через бюджетную классификацию;

- принцип ежегодности бюджета, означающий обязательное принятие бюджета на каждый календарный год до начала планируемого года;

- принцип гласности в бюджетном процессе, предполагающий широкое обсуждение проекта бюджета представительным органом соответствующего уровня, доведение его до сведения населения, опубликование утвержденного бюджета.

Стадиями бюджетного процесса являются:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение проектов бюджетов;

- исполнение бюджета;

- составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В соответствии Бюджетным кодексом участниками бюджетно­го процессаявляются[2]:

- Президент РФ опре­деляет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете, имеет право «вето» на финансовое законодатель­ство, принятое Федеральным Собранием РФ.

- Главы администраций республик, краев, областей в составе РФ определяют цели финансовой политики на соответствующих территориях, а также подписывают региональные законы о бюджете и иные законы, связанные с формированием доходной базы и принятием расходных обязательств.

- Главы муниципальных органов власти устанавливают порядок составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период; вносят на рассмотрение и утверждение в представительные органы власти проекты бюджета, проекты изменений в бюджеты, отчет об их исполнении; вносят на рассмотрение представительных органов власти проекты решений, предусматривающих установление, изменение или отмену местных налогов, сборов, применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и неналоговых платежей; устанавливают порядок разработки прогноза социально-экономического развития Волгограда на очередной финансовый год и плановый период и долгосрочных муниципальных целевых программ (подпрограмм).

- Законодательные (представительные) органы государственной власти. К их полномочиямотносятся: рассмотрение и утверждение бюджетов соответствующего уровня, а так­же отчетов об их исполнении; осуществление последующе­го контроля за исполнением соответствующих бюджетов; формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответству­ющих бюджетов.

- Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы му­ниципальных образований), к их полномочиям относятся: обеспечение состав­ления проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов; разработка и утверждение методики распределения и (или) порядков предоставления межбюджетных трансфертов; обеспечение исполнения бюд­жета и составление бюджетной отчетности; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законода­тельных (представительных) органов; управление государ­ственным (муниципальным) долгом.

- Финансовые органы, их полномочиямив бюджетном про­цессе являются: составление проекта соответствующего бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансово­го плана); представление его с необходимыми документа­ми и материалами для внесения в законодательный (пред­ставительный) орган; организация исполнения бюджета; установление порядка составления бюджетной отчетности. Финансовые органы обязаны ежемесячно составлять отчет о кассовом исполнении бюджета.

- Федеральное казначейство, его основная функцияв бюд­жетном процессе заключается в осуществлении бюджетных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюд­жетов бюджетной системы РФ.

- Банк России, будучи участником бюджетного процесса, совместно с Правительством РФ разрабатывает и представ­ляет на рассмотрение Государственной Думы основные на­правления денежно-кредитной политики. Кроме назван­ных полномочий Банк России обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по го­сударственным ценным бумагам РФ.

- Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представитель­ными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годо­вой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, про­водят экспертизы проектов указанных бюджетов, долго­срочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ.

- Главный распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значи­мое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассиг­нования и лимиты бюджетных обязательств между подве­домственными распорядителями и получателями бюджет­ных средств. Примеры ГРБС: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» и пр.

- Распорядитель бюджетных средств – это орган госу­дарственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, име­ющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственны­ми распорядителями и получателями бюджетных средств. Примеры РБС: Городская Дума, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

- Главный администратор доходов бюджета – это опре­деленный законом (решением) о бюджете орган государ­ственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государствен­ным внебюджетным фондом, Банк России или иная орга­низация, имеющие в своем ведении администраторов до­ходов бюджета и являющиеся администраторами доходов бюджета. Пример: Федеральная налоговая служба; Банк России; Комитет по управлению муниципальным имуществом; Департамент земельных ресурсов (в Москве).

- Администратор доходов бюджета – это орган государ­ственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, бюджетное учрежде­ние, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчис­ления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной систе­мы РФ. Пример: ИФНС; бюджетные учреждения; ПФР, ФСС.

- Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета – это определенный законом (реше­нием) о бюджете орган государственной власти (государ­ственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государствен­ным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансиро­вания дефицита бюджета и являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

- Администратор источников финансирования дефицита бюджета – это орган государственной власти, орган мест­ного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право осуществлять операции с ис­точниками финансирования дефицита бюджета.

- Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного само­управления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджет­ных средств бюджетное учреждение, имеющие право на при­нятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. По­лучателем бюджетных средств осуществляется непосредственное использование бюджетных средств и исполнение бюджетных обязательств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.