Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дневник фокса Микки в контексте мемуарной и публицистической литературы 20-х годов.




 

Надо записать все свои огорчения, а то потом забуду.

Саша Черный

 

В 1821 году немецкий прозаик Э. Гофман написал второй том романа, который впоследствии приобрел мировую известность. «Житейские воззрения кота Мурра» - такое название автор дает своему двухтомному сочинению.

Новаторство Гофмана заключалось в том, что главным героем произведения стал думающий кот. Гофман делает его главным героем , так как решает написать сатирический роман. Автор создает произведение как широкую пародию на различные литературные и внелитературные явления. Одним из объектов этой многофункциональной пародии является жанр мемуарной литературы. Гофман пародирует в своем произведении возвышенный стиль мемуаристики тех времен.

По прошествии чуть более ста лет Саша Черный напишет повесть, которая будет в умах многих читателей ассоциироваться с романом Гофмана. «Дневник фокса Микки» так же, как и «Житейские воззрения кота Мурра» будет написан от лица животного. Принципиальным отличием повести Саши Черного от романа Гофмана является то, что «Дневник фокса Микки» создан для детей, хоть и имеет более сложные структурные элементы, несвойственные детской литературе.

В первой половине XX века, примерно в 20-30-е гг., среди произведений писателей русского зарубежья начинает преобладать жанры мемуарной и публицистической литературы. Обусловлено это было рядом причин, главной из которых являлась особая историческая ситуация.

После гражданской войны многие эмигрировавшие писатели остро ощутили тоску по родине. За границей русские писатели чувствовали себя чужими. В условиях запоздалого патриотизма начинает развиваться мемуаристическая и публицистическая литература. Широкое развитие литературе мемуарного и публицистического жанра приносит деятельность таких писателей, как В. Ходасевич, Н. Тэффи, И. Шмелев, И. Бунин, М. Горький и др.

Понятие «мемуары» восходит к французскому слову memoires, что означает «воспоминания». Иначе говоря, мемуары представляют собой записи современников, в которых повествуется об исторических событиях, свидетелем которых являлся сам автор.

Мемуары нельзя отождествлять с биографией, так как основной задачей мемуариста является осмысление исторического контекста своей жизни. Что же касается автобиографии, то там по большей части изображена внутренняя жизнь повествователя.

В качестве примеров мемуарных текстов можно привести: «Окаянные дни», «Одесский дневник» И. Бунина, «Записки писателя» М. Арцыбашева, «Петербургские зимы» Г. Иванова.

Повесть Саши Черного «Дневник фокса Микки» - явная пародия на мемуары писателей русского зарубежья периода 20-х гг. В повести пародируется как стиль мемуарной литературы, так и ее содержание.



В «Одесском дневнике» И. Бунина есть глава «Записная книжка», где он вспоминает о событиях 1917 года. Помимо изложения биографических фактов, в этой главе есть еще лирическое отступление, где И. Бунин обращается к описанию природы: « …Мрачный сентябрьский вечер, тучи на западе с желтоватыми щелями, от которых тучи кажутся еще темнее. Остатки листьев на деревьях у церковной ограды как-то странно и зловеще рдеют, хотя под ногами уже сумрак» [7]

Для сравнения можно привести отрывок из описания природы фоксом Микки: «Туманы – туманы – туманы. Грязь – грязь – грязь. И вдруг потянет теплом. Налетят со всех сторон сумасшедшие птицы. Небо станет как вымытая Зинина голубая юбка, и на черных палках покажутся зеленые комочки. Потом они лопнут, развернутся, зацветут…Ох, хорошо! Это называется – весна» [73]

Нельзя сказать, что между этими двумя отрывками можно провести прямую параллель, хотя бы потому, что Бунин описывает осень, а фокс Микки – весну. Единственное, что можно отметить, исходя из этих отрывков, так это то, что в художественной мемуаристике писатели часто обращались к природе, поэтому Саша Черный, подражая в повести мемуаристам, наделяет фокса Микки такой же чуткостью к окружающей его природе, какой обладают писатели-мемуаристы.

Стоит отметить связь «Дневника фокса Микки» Саши Черного и «Собачьих мемуаров» А. Аверченко. В самом названии произведения А. Аверченко присутствует слово, отсылающее нас к определенному литературному жанру, то есть к жанру мемуаров. Помимо этого, в рассказе А. Аверченко есть и публицистические элементы. Характерным отличием рассказа А. Аверченко от повести Саши Черного является амбивалентность образа героя в «Собачьих мемуарах». То есть Аверченко интересует не только очеловечивание собаки, но и «особачивание» человека:



 

« 43-го числа.

Если в Петербурге кто сейчас и в моде, – так это мы, собаки. О нас только и разговоров, наше имя у всех на устах. На каждом шагу слышим:

– Собачья жизнь! В квартире собачий холод! Голоден, как собака! Собаке – собачья смерть.

А однажды я сама, своими ушами слышала:

– Писатель Горький стоит перед советской властью на задних лапках.

Так что отныне я могу называть Горького коллегой: оба пишем, оба умеем на задних лапках стоять»

В приведенном выше отрывке А. Аверченко играет прямыми и переносными смыслами фразеологизмов. А в следующем отрывке он пародирует русского интеллигента, который переживает положение, где может быть попрана его честь:

«Число собачье.

Отчаяние и ужас! Я знаю, что все собаки отвернутся от меня с презрением,

но я больше не могу: пойду на улицу просить милостыню! Мне, породистой собаке, протягивать лапу, стоять на задних лапках, как какому-нибудь Горькому! Но... будь что будет! Чувствую, что вся покраснела от морды до кончика хвоста, когда, впервые в жизни, пролаяла сакраментальные слова:

- Подайте хлебца честной русской собаке! И пошло с тех пор...»

Еще одну параллель между повестью Саши Черного и произведениями Аверченко можно отметить на примере «Записок простодушного».

Фокс Микки так же смотрит на окружающий мир, как писатель Простодушный у А. Аверченко. То есть наивность и непосредственность сопровождают каждое его суждение.

Помимо всего прочего, повесть и сборник перекликаются названиями глав. «Дневник фокса Микки» начинается с главы: «О Зине, о еде, о корове и т.п». А в сборнике Аверченко есть глава: «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах»

Микки посещает зоопарк, у А. Аверченко также есть глава, где герой посещает подобное заведение, только у Аверченко это зверинец, а в зверинце не животные, а люди.

Публицистика в отличие от мемуарного жанра целиком направлена на осмысление политических и идеологических проблем. Понятие «публицистика» восходит к латинскому слову publicus, что означает «общественный».

Публицистическая литература направлена на популяризацию научных сведений в общественной и государственной сферах. В задачи публициста входит убеждение масс.

Повесть Саши Черного «Дненвик фокса Микки» пародирует стилевые особенности, как мемуарного жанра, так и публицистического. Ранее говорилось о том, что мемуарный жанр содержит в себе элементы дневниковых записей, поэтому повесть, написанная в форме дневника, безусловно, перекликается в этом отношении с мемуарной литературой.

В публицистической литературе, как правило, выделяют следующие жанры: фельетон, заметка, обращение, политическое письмо, публицистическая статья и дневник. [37]

Таким образом, по форме мемуарная и публицистическая литература могут совпадать.

Жанр дневника занимает особое место в публицистике. Этой теме посвящена работа М. Чулюкиной «Дневник как жанр публицистики». Автор в работе дает следующее определение дневнику как публицистическому жанру:

 

 

«Публицистический дневник — это особая форма публицистического повествования, не ограниченная рамками уже известных жанров, которые могут быть включены в него в той или иной мере и отражающая социально значимые проблемы с опорой на документальность. Ценность его видится в детализированной информации о личностях и эпохе в процессе их становления и развития» [8]

Помимо пародии на мемуарный и публицистический жанр, в «Дневнике фокса микки» сам образ героя является пародией на русского писателя-эмигранта. Пес с замашками настоящего интеллигента часто заявляет о значимости своей персоны: «Я деликатнее всех собак, потому что я породистый пес».

Фокс Микки как наблюдатель задается рядом интересующих его вопросов. Вопросы, как правило, относятся к нелогичности устройства данного мира, но нелогичность эта обусловлена субъективным взглядом на вещи. В мемуарах так же преобладает субъективное начало. Писатели в своих вопросах выражают личную оценку происходящего.

В. Новиков в своей книге «О пародии» рассуждает на тему «доброй пародии», то есть пародии, лишенной сатирической интонации. Автор приводит пример того, как харьковские филологи выпустили книгу «Парнас дыбом», где известные шуточные стихотворения изложены стилем авторов с мировой известностью. Это «научное веселье» харьковских филологов стало фактом не критики, а литературного эксперимента. [47]

Саша Черный в своей повести тоже провел своего рода литературный эксперимент. Его ищущий и думающий герой вызывает улыбку, но не дает повода злой иронии в отношении пародируемой литературы: «Ставлю большую, большую точку. Гав! Опять меня блоха укусила!.. В такую трогательную минуту… Кровопийца собачья!..»

 

 

 

 

Заключение.

 

Жить на вершине голой,

Писать простые сонеты…

И брать от людей из дола

Хлеб, вино и котлеты.

Саша Черный

 

Основной целью дипломной работы было определение роли шаржа и пародии в прозе Саши Черного для детей. Цель была достигнута. Широкий анализ детской прозы позволил выявить функции, которые выполняют шарж и пародия в детской прозе писателя.

Был выполнен также ряд поставленных в работе задач. В частности, мы сравнили методы реализации шаржа и пародии в литературе и других видах искусства. Провели сопоставительный анализ шаржа и пародии, выявив отличительные черты.

Был поставлен вопрос о детской юмористической литературе как особой сложной для изучения области. Была установлена тесная связь между детской литературой и одной из форм комического на основе сопоставления юмора и сатиры.

В теоретической главе нам удалось дать четкое определение, как шаржу, так и пародии. Были отмечены характерные особенности шаржа как разновидности карикатуры. Также была установлена двойная функция шаржа. Выяснилось, что шарж не всегда служит только средством создания комического эффекта, иногда он играет роль структурного элемента внутренней формы (например, в сказках Козлова).

Изучение пародии как отдельного приема дало более широкое представление о ее функциональной составляющей. В работе проиллюстрированы разновидности пародии. Опираясь на статью Ю. Тынянова, мы взяли за основу его утверждение, что пародия может выступать и в непародийной функции.

Изучая творчество сатириконцев, мы определили, какую роль играют шарж и пародия в их творчестве.

Анализ детской литературы первой трети XX века помог установить связь между произведениями для детей разных писателей того времени. Было выявлено, что в юмористической литературе данного периода шарж и пародия широко использовались детскими писателями.

Также был проведен анализ основных средств создания комического эффекта. Благодаря чему, мы смогли выявить роль шаржа и пародии в области комического.

За основу анализа была взята повесть Саши Черного «Дневник фокса Микки». Произведение рассматривалось в контексте всей детской прозы Саши Черного. Была выявлена связь повести с другими детскими прозаическими произведениями.

Объекты пародирования и шаржирования были рассмотрены в заключительном параграфе. Установление связи между мемуарной и публицистической литературой первой трети XX века и повестью Саши Черного способствовало более глубокому осмыслению форм пародии в «Дневнике фокса Микки».

В «Дневнике фокса Микки», как и в любом другом детском прозаическом произведении писателя, обнаруживается глубокий подтекст. Серьезная детская литература прячется под юмористической маской.

Характерной особенностью прозы Саши Черного для детей является ее автобиографичность, то есть Саша Черный детскими произведениями рассказывает о себе, только в немного иной, непривычной форме.

Современное детское чтение, безусловно, должно включать прозу и поэзию Саши Черного для детей. Его поэтический сборник «Детский остров» и так уже является символом счастливого и беззаботного детства. Того детства, которого не было у самого поэта.

Саша Черный продолжил традицию изображения собаки в русской литературе и проявил себя как новатор в этой области. Его думающий фокс не похож ни на Муму Тургенева, ни на Каштанку Чехова. Увековечив образ своего реального питомца в «Дневнике фокса Микки», Саша Черный положил начало новому типу героя в детской юмористической литературе.

 

 

Библиография.

1. Амфитеатров А.В. Собрание сочинений в 10 томах. Том 10. Книга 2. Мемуары. Горестные заметы. Воспоминания. Портреты. Записная книжка. Пародии. Эпиграммы // Записная книжка: О Саше Черном. Интелвак, 2003.

2. Андреев В. Эхо Прошедшего. М.: Советский писатель, 1986.

3. Аверченко А.

4. Брызгалова Е.Н. Творчество сатириконцев в литературной парадигме серебряного века. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/tvorchestvo-satirikontsev-v-literaturnoy-paradigme-serebryanogo-veka#ixzz3a04G1KHU (дата обращения: 05.05.2015).

5. Бунин И.А. Одесский дневник: Записи и заметки. – СПБ. : Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. – с. 82-84.

6. Вулис А. З. Литературные зеркала. М. Советский писатель. 1991.

7. Ге. Н.Н. Энциклопедический словарь

8. Голубева И.В. Мемуаристика русского зарубежья о серебряном веке как культурный феномен. Электронный ресурс. Режим доступа: http://traditions.org.ru/index.php?catid=8:2010-02-27-17-59-09&id=49:2010-05-08-17-40-54&Itemid=2&option=com_content&view=article (дата обращения: 04.04.2015).

9. Горький М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1949—1956.

10. Доманович Р.

11. Дземидок Б. О комическом. Электронный ресурс. Режим доступа: http://padaread.com/?book=44644&pg=2 (дата обращения: 15.05.2015).

12. Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. – М.: «Наука», 1968. – С. 454.

13. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с.

14. Жиркова М.А. «Дневник фокса Микки» Саши Черного как жанровый эксперимент.

15. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. – С. 26.

16. Зощенко М.М. Избранное: В 2 т-х. Л., 1978

17. Иванов А.С. Волшебник // Черный Саша. Собр. соч.: В 5 т. – Т.5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А.С. Иванова. – М.: Эллис Лак, 2007. – С. 538.

18. Иванов А.С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. Т. 5: Детский остров. – С. 574.

19. Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №4. – С. 31-32.

20. Ковалева Т.В. Поэзия для детей Саши Черного // Литература русского зарубежья (1917–1939 гг.): Новые материалы. Т.1. / Под науч. ред. А.М.Грачевой, Е.А. Михеичевой – Орел: Вешние воды, 2004. С. 142–145.

21. Колесникова О.И. Заметки о языке поэзии для детей. Русский язык в школе. - 1994. - № 4. - с. 57.

22. Колтоновская Е.А. Новая сатира. Критические этюды. Раздел И. - СПб., 1912. - с. 189.

23. Костырева О.В. Тэффи Н.А. и журнал «Сатирикон»

24. Кранихфельд В. Литературные отклики. Современный мир, 1911.

25. Лазаревский Б. Последний разговор. Памяти А.М. Черного // Россия и славянство. Париж. 1932. 13 августа.

26. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В.М. Фриче, А.В. Луначарского. 1929-1939.

27. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

28. Миленко В.Д. Саша Черный: Печальный рыцарь смеха. М.: Молодая гвардия, 2014. с. 366.

29. Минералова И.Г. Черный Саша // Русские детские писатели XX века: библиограф. Словарь. М.: Флинта, Наука, 1997. c. 477–480

30. Муратов П.П. Рим. Лацикм. Неаполь и Сицилия // Образы Италии. – Издательство З.И. Гржебина, 1924. – Т. 2. – с. 223.

31. Новиков В.И. Литературная пародия // Учебно-методическое пособие по курсу «Теория литературы». Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2009. – с. 39

32. Новожилова А.

33. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.

34. Пародия // Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005

35. Патрашкин С. «Венское» питье// День. Спб., 1913, 2 июня

36. Переднее О. Сатира и юмор в творчестве А.Т. Аверченко. Электронный ресурс. Режим доступа: http://works.tarefer.ru/44/100018/index.html (дата обращения: 01.02.2015).

37. Пильский П. Русская сатира. Одесские новости, 1911. 1/14 января.

38. Приходько В. «Детский остров» С. Черного // Детская литература. – 1993. – № 5. – С. 40-46.

39. Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. – М.: Молодая гвардия, 1993. – С. 13.

40. Пропп В. «Проблемы комизма и смеха». Издательство "Лабиринт", М., 1999. — С. 288.

41. Публицистика русского зарубежья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=560201 (дата обращения: 15.03.2015).

42. Путилова Е. Русская поэзия детям // Русская поэзия детям / Вступ. ст., составление, подгот. текста, биограф. справка и примеч. Е.О. Путиловой. – Л.: Советский писатель, 1989. – С.44.

43. Савина Ю.А. Методологические основы исследования когнитивных механизмов и языковых средств создания комического в художественном тексте. Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 404-408.

44. Сафонова Е. В. Формы, средства и приёмы создания комического в литературе [Текст] / Е. В. Сафонова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 474-478. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/52/6970/ (дата обращения: 14.02.2015).

45. Салтыков М.

46. Спиридонова Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. – М.: Наследие, 1999. – С. 167-208.

47. Спиридонова Л. Русская сатирическая литература начала XX в. – М.,1977.

48. Тэффи Н. «Переоценка ценностей»

49. Тынянов Ю.Н. О Пародии // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 284-309.

50. Усенко Л.В. Улыбка Саши Черного. Черный Саша. Избранное. - Ростов н/Д., 1990.

51. Хармс Д. Сочинения в 2-х томах. - М.: АО "Виктори", 1994.

52. Чернова М.М. «Шарж в произведениях Сергея Козлова»

53. Чарская Л.

54. Черный С. Электронный ресурс. Режим доступа: cherny-sasha.lit-info.ru (дата обращения: 12.03.2015).

55. Черный Саша. Смех – волшебный алкоголь // Спиридонова Л. Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. – М., 1999.

56. Черный Саша.

57. Черный Саша

58. Черный Саша

59. Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А.С. Иванова. – М.: Эллис Лак, 1996; переиздан в 2007.

60. Черный Саша. Что кому нравится. – М.: Молодая гвардия, 1993.

61. Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15 томах. М.: Терра. - 2008г.

62. Чуковский К.И. Саша Черный // Саша Черный. Стихотворения. – СПб.: Петерб. писатель, 1996. – С. 5-26.

63. Чуковский К.И. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Худож. лит., 1969. — Т. 6. — С. 150-162.

64. Чулюкина

65. Шарж // Энциклопедический словарь Брокгаузера и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

66. Шарж и пародия в детской литературе первой трети XX века. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kursak.net/sharzh-i-parodiya-v-detskoj-literature-pervoj-treti-xx-veka/ (дата обращения: 15.05.2015).

67. Шварц Е.Л. Корней Чуковский. Белый волк // Житие сказочника. 1991.

68. Шкловский В. Б. Искусство как прием

69. Эпиграмма. Антология сатиры и юмора России XX века. Том 41. – М.:

Изд-во Эксмо, 2005. – с. 384.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал