Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 23. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса






Эту теорию отличает от всех иных философских учений, прежде всего, то, что в ней впервые в истории философской мысли органически сочетается диалектика с научным материализмом. В предшествующей философии материализм и диалектика были оторваны друг от друга. Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину. В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание – это процесс, который носит сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика.

Новая концепция доказывала, что философия не является «наукой наук» или «наукой над науками». Диалектический материализм – это наука, которая изучает коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления. Исследуя наиболее общие законы развития мира, марксистская философия выступает научной методологией частных наук. Маркс и Энгельс с материалистических позиций подошли к объяснению не только природы, но и истории общества.

Диалектический материализм впервые распространяет материалистическое понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа, цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике. Практика - есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект – это предмет приложения человеческих сил. Основные виды практики:

1) обработка природы людьми (материально-производственная деятельность);

2)обработка людей людьми (социально-преобразующая деятельность).

Вся общественная жизнь является практической.

Исторический материализм. Основа любого человеческого общества - добывание средств к существованию. Каждая система производственных отношений возникает на определенном этапе развития производственных сил. Надстройка - совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми (идеология, мораль) и учреждений и организаций (суды, партии, церковь). Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новый базис, который вызревает в рамках старого, и который переходит в качественный, революционный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Общественно-экономические формации – первобытный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, коммунизм и последняя стадия - социализм. Основной движущей силой истории выступают народные массы, хотя и роль личности не отрицается.

Отчуждение - процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Отчужденный труд Марксом рассматривается в 4 аспектах:

 

1. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве - средством жизни, средством для существования. Рабочий полностью от них зависит.

2. Процесс труда для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен.

3. Труд подневольный отнимает у человека его " родовую" жизнь. Род человечества живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь – деятельный контакт с природой, в котором главное - труд, производство. Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода.

4. Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочие, но и все люди являются отчужденными. Отношения между людьми тоже отчужденные. Устранение отчуждения - процесс, обратный отчуждению, - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общественными преобразованиями, с освобождением которых в основе имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, превратится в реализацию человеком своих лучших сторон.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.