Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №8. 1. Общие положения системы государственной службы РФ.






 

1. Общие положения системы государственной службы РФ.

Государственная служба Российской Федерации

 

Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

 

Система государственной службы

 

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

 

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

 

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

 

Федеральная государственная служба

 

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

 

Государственная гражданская служба

 

1. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

 

Правоохранительная служба

 

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

2. Особенности федеративного государственного устройства России.

Особенности государственного устройства Российской Федерации. Федеративные отношения

Модель федеративного государства присуща государственному устройству РФ.

Федерацию образовали следующие ад­министративно-территориальные и нацио­нально-территориальные единицы, за­крепленные в Конституции РФ:

1) республики;

2) края, области;

3) города федерального значения;

4) автономная область;

5) автономные округа.

Указанные единицы стали субъектами РФ. Принципы федерального государства в со­ответствии с Конституцией РФ:

1) единство правового поля;

2) незыблемость целостности государства;

3) единство государственного строя.

Особенностью российского федера­лизма является удивительное сочетание феде­ральных, национальных и территориальных осо­бенностей. Россия осуществляет национальную политику, главными задачами которой яв­ляются:

1) создание равноценных отношений между на­родами, находящимися на территории РФ;

2) установление мер и способов разрешения государственных проблем.

В Российской Федерации четко распределе­ны полномочия между ее субъектами и центром, вследствие чего РФ эффективно существует в качестве федеративного государства.

Случаи разграничения полномочий в на­стоящее время проводятся на основании:

1) Конституции РФ;

2) Федеративного договора;

3) договоров между отдельными субъектами и РФ. Существуют 3 сферы ведения:

1) исключительная (РФ):

а) государственное строительство;

б) вопросы внешней и внутренней политики;

в) создание правовой системы;

г) государственные награды, звания;

д) вопросы экономики;

2) совместная (РФ и субъектов):

а) обеспечение установления единых правил организации местного самоуправления, природопользования, адвокатуры, здравоохранения, соответствие налогов и сборов субъектов РФ местным налогам и сборам, водного законодательства, трудового, семейного, жилищного, административного, охраны окружающей среды;

б) обеспечение правопорядка и соответствия законодательных актов субъектов РФ законодательству РФ;

3) субъектов РФ: иные вопросы, не входящие ни в одну из перечисленных сфер ведения.
Такой способ выделения трех сфер ведения является принципом разграничения полномо­чий между субъектами РФ и РФ.

 

 


Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ

Процесс разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ закреплен в Конституции РФ по принципу «что не написано в Конституции РФ, относится к ведению субъектов РФ». Так как тер­ритория РФ состоит из самостоятельных субъек­тов РФ, всего водного и воздушного простран­ства, то разграничение предметов ведения проводится именно по этому принципу. Разгра­ничение предметов ведения между РФ и субъек­тами РФ проводится на основании ряда природ­ных, экономических, культурных, социальных, географических и других особенностей субъек­тов РФ. Чаще всего к предметам ведения РФ и субъектов РФ относят:

1) развитие агропромышленного комплекса субъектов РФ;

2) распределение бюджета внутри субъектов РФ;

3) экономическое развитие и контроль структур­ных экономических изменений субъектов РФ;

4) управление социальной защиты населения субъекта РФ, в том числе пенсионное обеспе­чение, решение вопросов занятости населения, развитие молодежной политики, образования. Также к предметам ведения могут относиться организация социальных защитных мероприя­тий, направленных на поддержку малообеспе­ченных и многодетных семей, инвалидов;

5) организация энергетических, информацион­ных, транспортных систем субъектов;

6) разработка и проведение кадровой политики в субъектах РФ;

7) поддержка и развитие военно-промышленно­го комплекса и усиление гражданской оборо­ны в субъектах РФ.

Субъекты вправе вносить в договор между РФ и субъектами РФ собственные предметы веде­ния в соответствии с особенностями своего региона (округа, субъекта).

К предметам ведения относят также полномо­чия управления в субъектах РФ, которые могут стать предметом спорных ситуаций. При су­ществовании централизованного федерального государственного управления происходит зако­номерное обострение противоречий относитель­но разделения полномочий, функций и ответ­ственности между субъектами РФ и РФ.

Также на основании Федерального закона от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расшире­нием перечня вопросов местного значения му­ниципальных образований» (с изм. и доп. от 3 июня 2006 г.) субъекты РФ вправе принимать и реализовывать свои программы по охране и использованию природы, животного мира. Расширились полномочия по организации эко­логической экспертизы, государственной до­кументальной экспертизы в области градост­роительства. Однако эти полномочия не были переданы как собственные полномочия субъек­там РФ.



Образование федеральных округов. Полномочный представитель президента РФ

Образование федеральных округов произошло в соответствии с Указом от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе прези­дента РФ в федеральном округе» (с изм. и доп. 21 марта 2005 г). Федерация образовывается административно-территориальными и нацио­нально-территориальными единицами.

1. Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха, Корякский и Чукотский авто­номные округа, Сахалинская область, Примор­ский и Хабаровский края, Камчатская и Мага­данская области.

2. Центральный федеральный округ: г. Москва, Ярославская, Белгородская, Иванов­ская, Липецкая, Калужская, Курская, Смолен­ская и иные области.

3. Северо-Западный федеральный ок­руг: Ненецкий автономный округ, Мурманская, Ленинградская, Архангельская, Волгодонская и иные области.

4. Приволжский федеральный округ: Перм­ская, Самарская, Саратовская, Кировская облас­ти, республики Башкортостан, Марий-Эл, Татар­стан, Коми-Пермяцкий автономный округ и иные.

5. Южный федеральный округ: республи­ки Адыгеей, Краснодарский, Ставро­польский края, Астраханская, Ростовская, Вол­гоградская области и иные.

6. Уральский федеральный округ: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области и иные.

7. Сибирский федеральный округ: Алтай­ский, Красноярский края, Иркутская, Омская, Кемеровская, Новосибирская, Томская области, Усть-Ордынский и Бурятский автономные окру­га и иные.

8 Северо-Кавказский федеральный округ: Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика, Ставропольский край и иные.

9. Крымский федеральный округ: республика Крым и город федерального значения Севастополь.

 

Полномочный представитель Президен­та РФ — должностное лицо, которое представ­ляет Президента РФ на территории федерально­го округа, осуществляющее его конституционные полномочия.

Задачи Полномочного представителя Президента РФ:

1) реализация направлений внешней и внутрен­ней политики РФ;

2) отчет перед Президентом РФ о социально-экономической среде в округе. Функции Полномочного представителя Президента РФ:

1) анализ и направление предложений по совершенствованию реализации направлений внутренней и внешней политики РФ в феде­ральном округе;

2) разработка программы социально-экономи­ческого развития в федеральном округе.

Права Полномочного представителя Президента РФ:

1) запрашивать необходимую информацию от органов государственной и муниципальной власти субъекта;

2) производить контроль за использованием федерального государственного имущества.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе подчиняется Президен­ту РФ, назначается на должность Президентом РФ.

Система органов государственной власти субъектов РФ: принципы и правовая основа деятельности

Система органов государственной власти является обязательным атрибутом каждого го­сударственного образования, формирующего­ся на основании статей действующей Конститу­ции РФ, разделяющей органы государственной власти на федеральные органы государствен­ной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственная власть осуществляется теми органами государственной власти, которые были образованы в субъектах РФ. Система ор­ганов государственной власти субъектов РФ ос­новывается на тех же принципах, что и систе­ма федеральных органов государственной власти РФ: на принципе разделения властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ принцип разде­ления властей заключается в делении государ­ственной власти на судебную, законодательную, исполнительную власти.

Системы региональных органов и муници­пальных органов государственной власти нахо­дятся в совместном подчинении у системы фе­деральных органов государственной власти РФ. В процессе совместного управления местными государственными органами система органов государственной власти в субъектах РФ и феде­ральные органы государственной власти РФ издают федеральные законы и принимают нор­мативные акты субъектов РФ. Субъекты РФ вправе самостоятельно на основании Конституции РФ формировать собственную систему органов государственной власти, т.е. использовать принцип разделения властей при их формиро­вании. При осуществлении законотворческой деятельности органы государственной власти в субъектах РФ обязаны согласовывать свою дея­тельность с федеральными органами государ­ственной власти РФ.

На основании ст. 77 Конституции РФ системы органов государственной власти всех субъектов РФ образуют федеральную систему государ­ственной власти РФ, при этом часть своих пол­номочий федеративный орган может разделять между субъектами государственной власти РФ. Формирование и принципы осуществления влас­тных полномочий системы органов государствен­ной власти субъектов РФ обеспечиваются пра­вовой основой и регулируются действующей Конституцией РФ, феде­ральными законами и указами Президен­та РФ, такими как:

1) Указ Президента РФ от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации дея­тельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и террито­риальных органов федеральных органов ис­полнительной власти»;

ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих прин­ципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 03 июня 2006 г.)

Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия

Высшее должностное лицо субъекта Федера­ции является главой высшего органа исполни­тельной власти субъекта РФ, свою деятельность осуществляет на осно­вании Конституции РФ, ряда законов о выборах должностных лиц РФ, высшего закона субъекта РФ. Институт высшего должностного лица в субъек­тах Федерации сформировался в 1991 г. в виде государственного правового института.

Утверж­дение высшего должностного лица в субъекте Федерации как руководителя двояко влияет на принцип разделения властей. Одно должностное лицо параллельно исполняет полномочия испол­нительной власти и функции государственной власти. Данное положение нарушает установ­ленную систему сдержек и противовесов, закреп­ленную в качестве баланса между разными вет­вями власти. В результате вероятна ситуация, когда одна ветвь государственной власти станет преобладающей по отношению к остальным вет­вям власти.

В настоящее время действует Указ Президента РФ «Вопросы взаимодействия и ко­ординации деятельности органов исполнитель­ной власти субъектов РФ и территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым высшему должностному лицу субъекта РФ довере­ны следующие полномочия:

1) официальное представление соответствую­щего субъекта РФ в федеральных отноше­ниях государственной власти РФ, на официальных мероприятиях, предписанных по государ­ственному протоколу;

2) выступление от имени соответствующего субъекта РФ;

3) подписание и обнародование принятых норма­тивных актов государственной думой субъекта РФ либо отклонение таковых с пояснением причин;

4) заключение соглашений и договоров в пре­дусмотренном федеральном порядке;

5) организация правительства субъекта;

6)утверждение или отклонение должностных лиц субъекта РФ согласно с Федеральным зако­ном и от имени исполнительного органа го­сударственной власти субъекта РФ;

7) предложение к рассмотрению Президентом РФ, Правительством РФ, других органов власти законодательных актов, проектов в пределах своей компетенции;

8) назначение официального представителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в Совете Федерации Федеративного собрания РФ, основываясь на правовых актах субъекта РФ и Федеральном законе;

9) назначение полномочных представителей в государственной думе субъекта РФ, других орга­нах государственной власти;

10) предложение кандидатуры на рассмотрение государственной думы субъекта РФ на должности судей уставного суда субъекта РФ;

11) выполнение других полномочий, предусмот­ренных Конституцией РФ, Уставом, закона­ми субъекта РФ и Федеральными законами.

 

Междисциплинарный экзамен: «Государственное и муниципальное управление»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.