Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №9. 1. Правовой статус государственного служащего.






1. Правовой статус государственного служащего.

 

Должности государственной службы

 

1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

2. Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности правоохранительной службы.

3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

 

Реестры должностей государственной службы

 

Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей правоохранительной службы.

Указанные перечни утверждаются Президентом Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

 

Государственные служащие

 

1. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. Представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Формирование кадрового состава государственной службы

 

1. Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

использованием современных кадровых технологий;

применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

2. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

3. Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

 

1. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

2. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

3. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

на неопределенный срок;

на определенный срок;

на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

4. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

5. Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

 

Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания

 

1. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

2. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

3. При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.

5. Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Стаж (общая продолжительность) государственной службы. Персональные данные государственных служащих

 

1. Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

2. В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

3. Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

 

Реестры государственных служащих

 

1. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих.

2. Сведения, внесенные в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации в государственных органах субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

 

 

Управление государственной службой

 

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.

 

Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы

 

Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.

 

Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития

 

1. Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

 

2. Система органов государственной власти субъектов РФ.

 

Система органов государственной власти субъектов РФ: принципы и правовая основа деятельности

Система органов государственной власти является обязательным атрибутом каждого го­сударственного образования, формирующего­ся на основании статей действующей Конститу­ции РФ, разделяющей органы государственной власти на федеральные органы государствен­ной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственная власть осуществляется теми органами государственной власти, которые были образованы в субъектах РФ. Система ор­ганов государственной власти субъектов РФ ос­новывается на тех же принципах, что и систе­ма федеральных органов государственной власти РФ: на принципе разделения властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ принцип разде­ления властей заключается в делении государ­ственной власти на судебную, законодательную, исполнительную власти.

Системы региональных органов и муници­пальных органов государственной власти нахо­дятся в совместном подчинении у системы фе­деральных органов государственной власти РФ. В процессе совместного управления местными государственными органами система органов государственной власти в субъектах РФ и феде­ральные органы государственной власти РФ издают федеральные законы и принимают нор­мативные акты субъектов РФ. Субъекты РФ вправе самостоятельно на основании Конституции РФ формировать собственную систему органов государственной власти, т.е. использовать принцип разделения властей при их формиро­вании. При осуществлении законотворческой деятельности органы государственной власти в субъектах РФ обязаны согласовывать свою дея­тельность с федеральными органами государ­ственной власти РФ.

На основании ст. 77 Конституции РФ системы органов государственной власти всех субъектов РФ образуют федеральную систему государ­ственной власти РФ, при этом часть своих пол­номочий федеративный орган может разделять между субъектами государственной власти РФ. Формирование и принципы осуществления влас­тных полномочий системы органов государствен­ной власти субъектов РФ обеспечиваются пра­вовой основой и регулируются действующей Конституцией РФ, феде­ральными законами и указами Президен­та РФ, такими как:

2) Указ Президента РФ от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации дея­тельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и террито­риальных органов федеральных органов ис­полнительной власти»;

3) ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих прин­ципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 03 июня 2006 г.).

 

Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия

Высшее должностное лицо субъекта Федера­ции является главой высшего органа исполни­тельной власти субъекта РФ, свою деятельность осуществляет на осно­вании Конституции РФ, ряда законов о выборах должностных лиц РФ, высшего закона субъекта РФ. Институт высшего должностного лица в субъек­тах Федерации сформировался в 1991 г. в виде государственного правового института. Утверж­дение высшего должностного лица в субъекте Федерации как руководителя двояко влияет на принцип разделения властей. Одно должностное лицо параллельно исполняет полномочия испол­нительной власти и функции государственной власти. Данное положение нарушает установ­ленную систему сдержек и противовесов, закреп­ленную в качестве баланса между разными вет­вями власти. В результате вероятна ситуация, когда одна ветвь государственной власти станет преобладающей по отношению к остальным вет­вям власти. В настоящее время действует Указ Президента РФ «Вопросы взаимодействия и ко­ординации деятельности органов исполнитель­ной власти субъектов РФ и территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым высшему должностному лицу субъекта РФ довере­ны следующие полномочия:

1) официальное представление соответствую­щего субъекта РФ в федеральных отноше­ниях государственной власти РФ, на официальных мероприятиях, предписанных по государ­ственному протоколу;

10) выступление от имени соответствующего субъекта РФ;

11) подписание и обнародование принятых норма­тивных актов государственной думой субъекта РФ либо отклонение таковых с пояснением причин;

12) заключение соглашений и договоров в пре­дусмотренном федеральном порядке;

13) организация правительства субъекта;

14)утверждение или отклонение должностных лиц субъекта РФ согласно с Федеральным зако­ном и от имени исполнительного органа го­сударственной власти субъекта РФ;

15) предложение к рассмотрению Президентом РФ, Правительством РФ, других органов власти законодательных актов, проектов в пределах своей компетенции;

16) назначение официального представителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в Совете Федерации Федеративного собрания РФ, основываясь на правовых актах субъекта РФ и Федеральном законе;

17) назначение полномочных представителей в государственной думе субъекта РФ, других орга­нах государственной власти;

К) предложение кандидатуры на рассмотрение государственной думы субъекта РФ на должности судей уставного суда субъекта РФ;

11) выполнение других полномочий, предусмот­ренных Конституцией РФ, Уставом, закона­ми субъекта РФ и Федеральными законами.

 

Система органов исполнительной власти в субъектах Федерации

Система органов исполнительной власти ос­новывается на принципах федерализма, ее за­конодательная база — на Конституции РФ, рес­публик, входящих в состав РФ, законах РФ и субъектов РФ. Принцип федерализма обеспе­чивает действующую систему исполнительной власти. Систему органов исполнительной власти в субъектах РФ представляет высшее должност­ное лицо субъекта РФ, территориальные органы исполнительной власти и правительство. Систе­ма органов исполнительной власти — звено го­сударственного аппарата, необходимое для осуществления функций государственно-власт­ного характера. Система органов исполнитель­ной власти в субъекте РФ включает федераль­ные органы исполнительной власти РФ, органы исполнительной власти субъекта РФ: прави­тельство субъекта, территориальные, отрасле­вые, функциональные органы исполнительной власти. Система органов исполнительной власти формируется непосредственно субъектами РФ в соответствии с принципами конституциональ­ного строя РФ и ФЗ «Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Возглавляет систему ис­полнительной власти в субъектах РФ высший орган субъекта РФ: мэр, губернатор, глава ад­министрации.

Система органов исполнительной власти в субъектах Федерации классифицирует­ся по различным признакам:

1) федеративное государственное устройство РФ:

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) органы исполнительной власти субъекта;

2) объем и характер компетенций:

а) органы общей компетенции;

б) органы специальной компетенции;

в) органы отраслевой компетенции;

г) органы внутриотраслевой компетенции;

д) органы межотраслевой компетенции;

е) органы смешанной компетенции;

3) организационно-правовые формы:

а) правительство;

б) совет министров;

в) министерства;

г) государственные комитеты;

д) комитеты и службы;

е) главные управления;
ж) управления;

з) инспекции;

и) агентства;

к) департаменты и администрации, мэрии;

л) иные органы исполнительной власти.

Порядок разрешения подведомствен­ных вопросов:

1) единоначальный;

2) коллегиальный.

Единство системы органов исполнительной власти в субъектах РФ выражается в обязатель­ном соблюдении актов федеральных органов.

 

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации: модели организации, структура функции

Законодательные органы власти субъек­тов Федерации представляют собой постоянно действующий орган государственной власти субъекта РФ. Процесс формирования, функции, структура, роль в деятельности государствен­ной власти регулируются Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Процесс формирования законодательных орга­нов субъектов РФ осуществляется методом вы­боров. В законодательные органы субъектов выбираются граждане РФ, постоянно прожи­вающими на территории РФ и обладающие пассивным избирательным правом. Выборы в законодательные органы проводятся на осно­вании прямого всеобщего и равного избира­тельного права методом тайного голосования. Во всех законодательных органах субъектов РФ создаются коллегии, которые выполняют раз­ные функции и наделены разными полномочия­ми в зависимости от многих причин, например от социально-политической ситуации в субъек­те РФ. Часто коллегии при законодательных органах выполняют функции по организации деятельности законодательного органа власти в субъекте Федерации. Однако такие коллегии не должны обладать полномочным правом по самостоятельному выполнению функций законодательного органа государственной власти субъекта Федерации. Коллегия имеет право только на то, чтобы существовать как совеща­тельный орган при законодательной власти. Сам коллегиальный орган при законодательной власти субъекта Федерации состоит из председателя законодательного органа, заместителей пред­седателя и председателей постоянных комис­сий или комитетов. Иногда могут присутствовать руководители депутатских групп.

Структура законодательного органа власти субъектов Федерации является совокупностью органов, которые входят в состав самого зако­нодательного органа власти. Структура законо­дательной власти представляет собой группу институтов власти, которые осуществляют дея­тельность по узким направлениям с целью бо­лее продуктивной работы.

Законодательные органы субъектов фе­дерации выполняют ряд функций, которые включают в себя:

1) разработку и принятие устава или конститу­ции субъекта Федерации, поправок и изме­нений к ним;

2) выполнение регулирующих функций относи­тельно предметов ведения субъектов Феде­рации и РФ в полном объеме полномочий субъектов Федерации;

3) осуществление основных функций по законо­дательной, контрольной, организационной и социально-экономической деятельности в субъектах Федерации;

4) осуществление других функций, которые про­писаны в Конституции РФ, уставах субъектов Федерации.

 

 

Контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов Федерации

Контроль над деятельностью органов государственной власти субъектов РФ осу­ществляет Институт федерального вмешатель­ства, структура которого состоит из следующих компонентов;

1) наличия причины для вмешательства, т.е. ус­ловий;

2) законодательной базы, обоснования действий представителей института вмешательства;

3) состава субъектов — членов института феде­рального вмешательства;

4) состава субъектов, ведение которых можно контролировать институту федерального вмешательства;

5) процедур и мер института федерального вме­шательства.

Институт федерального вмешательства выпол­няет функции контроля и надзора над деятельно­стью органов государственной власти в субъек­тах РФ. Среди мер, применяемых институтом федерального вмешательства, присутствуют принуждение, предписание и другие меры, пре­дусмотренные Конституцией РФ и Федеральны­ми законами. Также контроль над деятельностью субъектов РФ осуществляют судебные органы, Президент РФ, Министерство юстиции РФ и Ге­неральная прокуратура РФ. Существует пере­чень ситуаций, при которых институт вме­шательства имеет право на выполнение своих полномочий:

1) законодательные нормы нечетко сформули­рованы или их формулировка явно негативного характера, и ее применение может на­нести вред как государству, так и рядовым гражданам, их имуществу, здоровью, их про­фессиональной деятельности;

2) спорный предмет ведения не оформлен в за­конном порядке и не упоминается в Консти­туции РФ, других законодательных докумен­тах, в таком случае институт вмешательства имеет право ввести новые полномочия соответствующего субъекта Федерации;

3) делегированные субъектам Федерации полно­мочия противоречат друг другу, и создается ситуация, когда несколько субъектов Федера­ции обладают одинаковыми полномочиями на один предмет ведения, при этом отсутствуют нормативные акты (федеральные законы), ко­торые могли бы разрешить спорную ситуацию;

4) преднамеренное или непреднамеренное без­действие института государственной власти в случаях, когда ответственность должна была наступить, но без соответствующего оформ­ления в законную силу не вступила.

В процессе контроля над деятельностью субъектов Федерации институтом феде­рального вмешательства могут принимать участие все государственные органы власти всех уровней, особенно органы власти, за­интересованные в решении проблемы: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Каз­начейство РФ и его филиалы как наблюдатели, Полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, Счетная палата РФ, Генераль­ная прокуратура РФ, кредиторы, суды.

 

 

Междисциплинарный экзамен: «Государственное и муниципальное управление»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.