Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях




Обучение психологии в средних учебных заведениях.Одной из заметных тенденции последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных за­ведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбира­ют его достаточно часто. Связано это прежде всего с распространением научно-популярной психологической литературы и возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям. В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных кур­сов по психологии в школах.

В настоящее время существует два основных типа программ обучения психо­логии в российских школах: 1) предметно-ориентированные; 2) личностно-ориентированные.

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень зна­ний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также уме­ния их практического использования. Программа может быть научно- пли прак­тически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного мате­риала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечислен­ных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при изучении других школьных предметов.

В программах личностно-орнентированного типа уроки психологии выступа­ют как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя мо­жет подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объек­тивная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направ­ленное на оказание помощи в их личностном развитии.

1. Уроки психологии предметно-ориентированного типа по содержанию и мето­дам проведения являются обычными уроками, как и уроки но леем другим пред­метам, которые изучаются а школе. Они могут быть обязательными пли факуль­тативными, но всегда ставятся к сетку учебного расписания школы. Обязательной является проверка учителем знаний и умений учащихся, так же как и посещение уроков. 2. Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и мето­дам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебною расписания, а участие в них являет­ся добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенною времени являет­ся обязательным (как и во многих психологических тренингах).



В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологическойкультуры школьни­ков может осуществляться в разных формах образовательнойдеятельности школы:

1) уроки психологии предметно-ориентированного типа; 2) уроки по другим школьным предметам; 3) внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.

Обучение психологии в ВУЗах. Специальное обучение в высших учебных заведениях США основывается прежде всего на профессиональной ориентации будущих специалистов, направ­ленной на подготовку к научной деятельности или же к практической психоло­гической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответствующие общему (General Track) или специальному (Career Track) направлениям подготовки. Студентам предлагается три типа курсов по психологии: 1. обязательные; 2. специальные курсы по интересам; 3. продвинутые интегративные курсы (Володарская, Лизунова)

Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование самым тес­ным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Этим обуслов­лена, в частности, его большая продолжительность.



Кроме того, российское высшее психологическое образование, как и американ­ское, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологиче­ских дисциплин.

Российское высшее образование по психологическим специальностям и на­правлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготов­ку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значе­ние для обучения студентов-психологов. Поэтому они изучают такие предметы, как концепции современного естествознания, анатомия и физиология централь­ной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:

1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподава­тель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответст­вии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.

2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-пси­холог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей.

3. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клини­ческий психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответст­вии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей. Перечень направлений подготовки и специальностей, 2000:

1. Обучение по специальности «020400 — Психология» предполагает общее пси­хологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также препода­вать психологию в учебных заведениях. Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологи­ческих факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: * диагностическую и коррекционную; * экспертную и консультативную; * учебно-воспитательную; * научно-исследовательскую; * культурно-просветительную. Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следую­щих сфер: 1. Общая психология. 2. Психология личности. 3. Социальная психология. 4. Политическая психология. 5. Психология менеджмента 6. Юридическая психология. 7. Психология труда и организационная психология. 8. Клиническая психология (с 1998 г. стала отдельной специальностью). 9. Психофизиология. 10. Специальная психология. 11. Психология развития и акмеология.12. Педагогическая психология. 13. Психологическое консультирование.14. Психология социальной работы. 15. Спортивная психология.

2. Обучение по специальности -«031000 — Педагогика и психология» предпола­гает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяю­щие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие уча­щихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях раз­личного типа. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: - коррекционно-развивающую; - преподавательскую; - научно-методическую; - социально-педагогическую; - воспитательную; - культурно-просветительную; - управленческую.

3. Обучение по специальности -«022700 — Клиническая психология» предпола­гает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-ис­следовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресур­сов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического раз­вития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и ду­ховным состоянием. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в уч­реждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфе­ре управления, производства и бизнеса: - диагностическую; - экспертную; - коррекционную; - профилактическую; - реабилитационную; - консультативную; - научно-исследовательскую; - культурно-просветительную; - учебно-воспитательную.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал