Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура выпускной квалификационной работ






- титульный лист – оформляется по образцу, приведенному в Приложении 1;

- содержание (порядок расположения отдельных ее частей с указанием страниц – см.: Приложение 2);

- введение (вводная часть исследования, содержащая определенные параметры);

- основная часть, которая содержит главы (состоящие из параграфов) либо разделы:

- глава / раздел 1 – здесь рассматриваются теоретические (теоретико-методологические) основы изучаемой проблемы;

- главы / разделы 2, 3 – в них содержится анализ изучаемой проблемы, решение ряда поставленных задач;

- заключение (итог проведенного исследования, обобщающий предложения и выводы автора);

- список литературы (включает перечень источников, на которые сделаны ссылки в тексте работы);

- приложения (приводятся используемые в работе документы, таблицы, графики и др.).

Во Введении дается обоснование актуальности выбранной темы выпускной работы. Актуальность темы – это ее значимость, важность, приоритетность среди других тем и политических событий. Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к исследовательским работам студента. То, насколько правильно ее автор понимает эту тему и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Автор работы должен кратко обосновать причины выбора имен­но данной темы, охарактеризовать особенности современного состоя­ния политических процессов, которые актуализируют выбор темы и не­достаточность ее разработанности в научных исследованиях.

Освещение актуальности должно быть аргументированным, но немногословным, поэтому начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Выявление степени научной разработанности проблемы должно демонстрировать понимание студентом состояния глубины изученности исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной науке, способность его ориентации в массиве научной информации, видения эволюции научной мысли, выявления неразработанных и слабо разработанных аспектов исследуемой проблемы. Краткий обзор литературы по теме должен показать знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку выпускная работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по ее вопросам, а не по всей проблеме в целом. В таком обзоре не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного. Наиболее ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме работы, должны быть названы и критически оценены.

Обязательными элементами Введения являются формулировки объекта и предмета, цели и задач исследования.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования – это область реальности, на которую направлено исследование. Предмет исследования – это изучаемая в данной работе сторона объекта.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы.

Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающиеся в ней противоречия) и подлежит изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему выпускной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Цель исследования - это мысленное прогнозирование результата выпускной работы, то, чего нужно достичь в конечном ее итоге. Определение цели не должно выходить за рамки выбранной темы, в то же время оно не должно быть сужено до одного, даже наиболее важного, аспекта темы. Следует стремиться к тому, чтобы формулировки темы, предмета и цели соответствовали, но не повторяли друг друга.

Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Задачи исследования оп­ределяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные способы достижения цели. Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить, уточнить, описать, рассмотреть, установить, выявить, сформулировать, разработать, предложить и т.п.

Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой выпускной работой. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав/разделов работы. Это важно также и потому, что заголовки глав/разделов или параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Во Введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относится источниковая и эмпирическая база исследования, то есть указание на то, какие конкретные материалы были использованы при выполнении работы (нормативно-правовые акты, статистические сборники, данные социологических исследований, архивные документы, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет и т.п.).

Далее во Введении следует выделить методологическую базу исследования. Здесь указываются применяемые в работе методы исследования (системный, структурно-функциональный, сравнительный, исторический, институциональный и т.п.). Методы исследования это средства, способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Во Введении выпускной работы необходимо также показать научно-практическую значимость полученных в ходе исследования результатов, могущих послужить, например, «для дальнейшего изучения», «понимания», «уточнения», «развития» чего-либо. Кроме того, материалы и положения исследования могут быть применены, например, в учебном, образовательном процессе.

В конце Введения раскрывается структура и содержание выпускной работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов с обоснованием последовательности их расположения и кратким описанием их содержания.

С параметрами, необходимыми для Введения, рекомендуется предварительно определиться уже при выборе темы. Это, правда, не значит, что написание работы следует начинать непременно с Введения. Оно предваряет выпускную работу. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей авторского творчества оно может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связано с тем, что в начале исследования Введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать замыслы и наметить план, а если в конце, то есть когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризовать ее с помощью параметров Введения.

Стиль изложения Введения – тезисный, форма изложения – постановочная.

Следует помнить, что по качеству написания Введения можно судить о степени компетентности автора и его знании освещаемой.

Объём Введения не должен превышать 10% от общего объёма работы, который составляет 75 – 80 страниц.

Основная часть работы состоит из глав (а главы из параграфов) или разделов (представляющих единое целое, не разделяющихся на параграфы). Названия каждой главы/раздела и каждого параграфа в главе должны быть чётко сформулированы, логически связаны друг с другом и отражать содержание темы исследования. При необходимости анализируется эмпирический материал. В конце каждой главы/раздела должны быть сформулированы основные выводы, вытекающие из предпринятого анализа. Все положения других авторов, факты, цифровые данные должны подтверждаться ссылками на источники и литературу. Не следует перегружать текст цитатами.

Изложение материала по выбранной проблеме должно быть научным, при этом важно не просто описание существующих в науке подходов, политической практики, а их критический анализ.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефини­ций), точность их определения и научная обоснованность. Новые термины, употребляемые в работе, должны быть обоснован­ны ссылкой на иссле­дования ученых и практиков.

Особое место в работе занимаетсодержание Первой главы/раздела, посвященное теоретическим или теоретико-методологическим основам изучаемой проблемы.

Все главы/разделы и параграфы необходимо выделять так, чтобы они были соразмерны друг другу, как по структуре, так и по объему. Главы/разделы и параграфы являются логическим продолжением друг друга, то есть соединяются последовательностью изложения, вытекают один из другого. Эта часть работы должна показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Заключение должно отражать результаты проведенного исследования, содержать обобщенную итоговую оценку проделанной работы и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В нем дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций),

Допустима нумерация сделанных выводов (предложений, рекомен­даций) с указанием их адресатов, например, органам федеральной власти, органам государственного управления, органам местного самоуправле­ния, политическим партиям, группам интересов, образовательным учреждениям и т.п..

Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня работы и показывает уровень профессиональной зрелости и квалификации ее автора.

Список использованной литературы составляется в следующей последовательности: нормативно-правовые акты (если имеются), список научной литературы по разделам в алфавитном порядке. Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в тексте работы. Нельзя включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте дипломной работы.

Должна использоваться сквозная нумерация источников с группировкой по следующим разделам:

1. Официальные материалы (нормативно-правовые акты).

2. Статистические материалы.

3. Монографии и научные статьи.

4. Учебники и учебные пособия.

5. Электронные материалы.

Использованные источники и литература должны быть размещены в разделах в следующем порядке: сначала на русском языке, затем на иностранных языках.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.