Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Актуальность исследования предопределяется тем, что внедрение Федеральных государственных стандартов дошкольного образования призвано решить проблему






Актуальность исследования предопределяется тем, что внедрение Федеральных государственных стандартов дошкольного образования призвано решить проблему недооценки роли игровой деятельности в развитии ребенка-дошкольника. В игре заложены огромные возможности для логико-математического развития детей, в частности для освоения ими операции классификации.

Основными показателями умственного развития старших дошкольников в первую очередь является развитие творческого мышления и овладения способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные новые в результате логические приемы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.

Исследования ученых (Ф.Н. Блехер, Л.лН. Мадышева, З.А. Михайлова, А.А. Столяр) показали, что логико-математические игры развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры позволяют детям осваивать средства познания: эталоны, цвета, формы, величины, способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравнением, счетом.

Одним из средств формирования логических операций классификации может выступать логико-математическая игра. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно открывает способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания. Особо подчеркнем роль логико-математической игры как метода обучения и развития математических представлений, а также формирований операций классификации.

Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитии математических способностей ребенка. К ним относится стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаться; действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра зажигающая огонек пытливости любознательности».

Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения.

Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.

В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Работа по формированию мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения – осуществляется в ходе выполнения специальных заданий как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, так и в других видах деятельности детей.

В основе овладения математическими представлениями лежит выполнение ряда мыслительных операций-классификации. Поэтому в образовательном процессе значительное место отводится их формированию. Усвоение операций-классификации также важны для социальной адаптации детей, так как помогают приобрести, упорядочить, систематизировать собственный опыт.

Операция классификации необходима для успешного узнавания и запоминания новых предметов и явлений окружающего мира, объединения их в группы на основании выделенного общего признака, что облегчает ориентировку в социуме. На занятиях по формированию элементарных математических представлений, в играх, бытовых поручениях классификацию можно производить по следующим критериям: по названию, по размеру, по цвету, по форме, по другим признакам нематематического характера.

Педагог сообщает детям заданное основание для классификации, и они выполняют разделение.

Проблеме формирования логических операций классификации в логико-математической игре уделяется недостаточно внимания. Наблюдается противоречие между потребностью практики в развитии у дошкольников логических операций классификации и недостаточной методической разработкой способов и условий их формирования. С учетом этого противоречия была сформирована проблема нашего исследования: каковы условия формирования операций классификации в логико-математической игре? Цель исследования: теоретически обосновать условия освоения старшими дошкольниками операции классификации в логико-математической игре, разработать методические рекомендации для воспитателей по их формированию. Объект исследования: Процесс освоения старшими дошкольниками операции классификации. Предмет исследования: условия освоения операции классификации старшими дошкольниками в логико-математической игре.

На основе изучения теоретической литературы нами была выдвинута гипотеза: процесс освоения старшими дошкольниками операции классификации будет осуществляться успешно, если будет разработан комплекс логико-математических игр с постепенным усложнение классификационной задачи и учитывающий индивидуальные особенности старших дошкольников.

Исходя из цели, объекта, и гипотезы, мы определили следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности освоения старшими дошкольниками логической операции классификации.

2. Теоретически обосновать роль и условия использования логико-математических игр в освоении операции классификации детьми старшего дошкольного возраста.

3. В ходе опытно – экспериментальной работы определить уровень сформированности операции классификации у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать методические рекомендации для воспитателей по формированию у старших дошкольников операции классификации в логико-математической игре.

Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, беседа, изучение документации педагогов, наблюдение, педагогический эксперимент.

Базой исследования послужило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 «Снегурочка», Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Сургут, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 6-А.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические и научно – методические материалы по освоению операций классификации в логико-математической игре могут быть использованы в практике работы педагогов ДОУ, в системе педагогического просвещения родителей, в системе повышения квалификации работников дошкольных учреждениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.