Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III: основные философские проблемы 2 страница







 

ВОПРОС 22. Диалектика.

 

1. Общее понятие диалектики и развития.

 

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

 

законы диалектики;

 

категории;

 

принципы.

 

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

 

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

 

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

 

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

 

2. Общее понятие законов диалектики.

 

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

 

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

 

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

 

охватывают все сферы окружающей действительности;

 

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

 

Выделяются три базовых закона диалектики:

 

единства и борьбы противоположностей;

 

переход количества в качество;

 

отрицания отрицания;

 

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

 

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

 

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

 

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

 

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

 

Можно также выделить различные виды борьбы:

 

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

 

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

 

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

 

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

 

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

 

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

 

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

 

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

 

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

 

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

 

Мера – единство количества и качества.

 

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

 

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

 

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

 

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

 

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

 

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

 

резко, одномоментно;

 

незаметно, эволюционно.

 

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

 

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

 

5. Закон отрицания отрицания.

 

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

 

Примеры:

 

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

 

«эстафета поколений»;

 

смена вкусов в культуре, музыке;

 

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

 

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

 

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

 

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

 

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

 

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

 

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

 

Примеры:

 

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

 

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

 

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

 

6. Основные принципы диалектики.

 

Основными принципами диалектики являются:

 

принцип всеобщей связи;

 

принцип системности;

 

принцип причинности;

 

принцип историзма.

 

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

 

Связи могут быть:

 

внешние и внутренние;

 

непосредственные и опосредованные;

 

генетические и функциональные;

 

пространственные и временные;

 

случайные и закономерные.

 

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

 

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

 

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

 

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

 

вечность неуничтожимость истории, мира;

 

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

 

7. Категории диалектики.

 

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

 

сущность и явление;

 

форма и содержание;

 

причина и следствие;

 

единичное, особенное, всеобщее;

 

возможность и действительность;

 

необходимость и случайность.


 

ВОПРОС 23. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека.

 

1. Общее понятие человека и личности. Неразрывность социального и биологического начал в человеке.

 

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становиться еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.

 

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

 

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

 

Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

 

Таким образом, человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начала человека контролирует биологическое.

 

Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно – биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

 

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

 

2. Выделение качеств человека – способ характеристики его личности.

 

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности – врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

 

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

 

В значительной мере качества формируется под влиянием семьи и общества.

 

В философии выделяются позитивные моральные качества:

 

гуманизм;

 

человечность;

 

честь;

 

совесть;

 

скромность;

 

великодушие;

 

справедливость;

 

верность;

 

иные качества.

 

И общество осуждаемые – негативные:

 

чванливость;

 

цинизм;

 

грубость;

 

тунеядство;

 

трусость;

 

нигилизм;

 

иные негативные черты.

 

К общественно полезным качествам относятся:

 

воля;

 

решимость;

 

мудрость;

 

умение;

 

установки;

 

убеждения;

 

патриотизм.

 

Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие меньше.

 

3. Общее понятие и содержание потребностей и интересов, их классификация и иерархия.

 

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

 

Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость.

 

Потребности могут быть:

 

биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

 

духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;

 

материальными – обеспечить достойный уровень жизни;

 

социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

 

Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья.

 

Значительная доля потребностей (кроме биологичесикх) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

 

Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

 

Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы – также двигатель прогресса.

 

Среди интересов выделяются:

 

личные (индивидуальные);

 

групповые;

 

классовые (интересы социальных групп – рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

 

общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

 

государственные;

 

интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

 

Также интересы могут быть:

 

материальными и духовными;

 

нормальными и ненормальными;

 

долговременными и ближайшими;

 

разрешенными и неразрешенными;

 

общими и антагонистическими.

 

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребности и интересы детей и стариков также могут быть иными).

 

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т.д.), и соотносятся с общими интересами.

 

4. Социальные нормы и их влияние на личность.

 

Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

 

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.

 

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.

 

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

 

поддерживают порядок, равновесие в обществе;

 

подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;

 

помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

 

Видами социальных норм являются:

 

нормы морали;

 

нормы группы, коллектива;

 

специальные (профессиональные) нормы;

 

нормы права.

 

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или обществом); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

 

Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т.д.).

 

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т.д.).

 

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

 

устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами;

 

имеют общеобязательный характер;

 

формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме);

 

регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще);

 

подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).

 

5. Деятельность и ее значение для превращения индивида в личность.

 

Жизнь человека и общества невозможна без деятельности – целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

 

В совместном развитом обществе труд – одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

 

Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

 

Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.

 

6. Жизненная позиция личности, ее виды.

 

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

 

Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

 

Выделяются две основные жизненные позиции:

 

пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

 

активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

 

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

 

авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

 

групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестоко придерживается норм, принятых в группе);

 

общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению»); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

 

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

 

активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;

 

подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

 

игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

 

непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры – Ленин и другие).

 

7. Воспитание личности.

 

Для нормального вхождения в общество, для его адаптации, гармонично существования самого общества необходимо воспитание личности.

 

Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

 

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

 

В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.

 

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).

 

Основные цели воспитания:

 

подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);

 

развить общественно ценные качества личности;

 

стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

 

научить человека взаимодействию с другими людьми;

 

научить человека труду.


 

ВОПРОС 24. Общество.

 

1. Понятие общества.

 

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

 

2. Две основные сферы общественного бытия и главные сферы жизни общества.

 

Общественное бытие имеет две стороны:

 

объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.);

 

субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

 

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.

 

Основными сферами жизни общества являются:

 

экономическая;

 

социальная;

 

политическая;

 

духовная.

 

3. Экономическая сфера.

 

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

 

производство;

 

распределение;

 

обмен;

 

потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

 

Экономическая сфера существует в следующих формах:

 

экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

 

деятельность институтов управления экономикой;

 

способ производства материальных благ.

 

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

 

производительные силы;

 

производственные отношения.

 

Производительные силы – люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

 

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

 

орудия труда;

 

сырье и материалы;

 

здания, сооружения;

 

транспорт и т.д.

 

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.

 

К ним принадлежат:

 

отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.