Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III: основные философские проблемы 1 страница






 

ВОПРОС 18. Бытие.

 

1. Общее понятие онтологии. Проблема бытия – первоначальный предмет философии.

 

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

 

2. Содержание категории «бытие».

 

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

 

окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

 

окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

 

материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

 

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

 

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

 

3. Формы бытия.

 

Основными формами бытия являются:

 

материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

 

идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

 

человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

 

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

 

Среди бытия также выделяются:

 

ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

 

феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

 

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

 

4. Бытие и небытие.

 

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

 

Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

 

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.


 

ВОПРОС 19. Материя (материальное бытие).

 

1. Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя».

 

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

 

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

 

материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

 

объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;

 

субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

 

позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

 

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

 

2. Структура материи: ее элементы и уровни.

 

Элементами структуры материи являются:

 

неживая природа;

 

живая природа;

 

социум (общество).

 

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

 

Уровнями неживой природы являются:

 

субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньше, чем атом);

 

микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);

 

ядерный (ядро атома);

 

атомарный (атомы);

 

молекулярный (молекулы);

 

уровень единичных вещей;

 

уровень макротел;

 

уровень планет;

 

уровень систем планет;

 

уровень галактик;

 

уровень систем галактик;

 

уровень метагалактик;

 

уровень Вселенной, мира в целом.

 

К уровням живой природы относятся:

 

доклеточный (ДНК, РНК, белки);

 

клеточный (клетка);

 

уровень многоклеточных организмов;

 

уровень видов;

 

уровень популяций;

 

биоценозы;

 

уровень биосферы в целом.

 

К уровням социума относятся:

 

отдельный индивид;

 

семья;

 

группа;

 

коллективы разных уровней;

 

социальные группы (классы, страты);

 

этносы;

 

нации;

 

расы;

 

отдельные общества;

 

государства;

 

союзы государств;

 

человечество в целом.

 

3. Характерные черты (свойства) материи.

 

Характерными чертами материи являются:

 

наличие движения;

 

самоорганизация;

 

размещенность в пространстве и времени;

 

способность к отражению.

 

4. Движение – неотъемлемое свойство материи.

 

Движение – неотъемлемое свойство материи. Выделяются:

 

механическое движение;

 

физическое движение;

 

химическое движение;

 

биологическое движение;

 

социальное движение.

 

Движение материи:

 

возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

 

всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);

 

постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

 

Движение также может быть:

 

количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

 

качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

 

Количественное движение (самоизменение материи) делится на:

 

динамическое;

 

популяционное.

 

Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

 

Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

 

5. Способность материи к самоорганизации.

 

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

 

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.

 

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

 

1) «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид матери, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу;

 

2) «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

 

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

 

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.

 

6. Расположенность материи во времени и пространстве.

 

Материя имеет расположение во времени и пространстве.

 

По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

 

субстанциональный;

 

реляционный.

 

Сторонники первого – субстанционального (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

 

Сторонники второго – реляционного (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

 

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

 

время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

 

пространство – форма бытия матери, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

 

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

 

Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом Эйнштейном:

 

подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

 

перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

 

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

 

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

 

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

 

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) – следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема…

 

Отражение бывает:

 

физическим;

 

химическим;

 

механическим.

 

Особый вид отражения – биологический, который включает в себя стадии:

 

раздраженности;

 

чувствительности;

 

психического отражения.

 

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.


 

ВОПРОС 20. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение.

 

1. Сложность проблемы сознания для философии.

 

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

 

В настоящее философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

 

сознание существует;

 

оно имеет особую, идеальную природу 9сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

 

2. Основные подходы к проблеме сознания в философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический материализм).

 

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

 

физикализм;

 

солипсизм;

 

объективный идеализм;

 

умеренный материализм.

 

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

 

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

 

головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

 

сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

 

человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

 

медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

 

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:

 

образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

 

сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

 

никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

 

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвления являются:

 

«теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

 

теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

 

теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

 

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

 

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся):

 

объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

 

умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.

 

3. Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще только человеку.

 

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

 

сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

 

сознание присуще всем живым организмам;

 

сознание – свойство исключительно человеческое.

 

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание су4ществует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

 

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

 

теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

 

теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

 

теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

 

теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

 

теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство матери.

 

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

 

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

 

жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

 

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

 

животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;

 

многие действия, совершаемые животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

 

животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

 

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

 

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей.

 

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.


 

ВОПРОС 21. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.

 

1. Общее понятие теории отражения. Свойство материи отражать другие виды материи.

 

В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

 

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

 

Ключевыми понятиями теории отражения являются:

 

отражение;

 

раздражимость;

 

чувствительность;

 

психическое отражение;

 

сознательная форма отражения.

 

Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по своей природе – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

 

Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т.д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме…

 

Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими («Каждая вещь – эхо и зеркало Вселенной»).

 

Элементарными формами отражения являются:

 

механическое;

 

физическое;

 

химическое.

 

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

 

2. Формы биологического отражения.

 

Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:

 

раздражимость;

 

чувствительность;

 

психическое отражение.

 

Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем».

 

Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

 

Психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

 

Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

 

Сознание человека отличается от сознания внешних животных:

 

большей глубиной;

 

большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду;

 

способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);

 

возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах).

 

3. Основные свойства человеческого сознания.

 

Главными свойствами человеческого сознания являются:

 

идеальность;

 

интенциональность;

 

идеаторность.

 

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

 

противоположно материальному миру;

 

независимо от материи;

 

в некоторых случаях первично по отношению к материи;

 

неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств.

 

Это означает следующее.

 

Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может «вмещать» в себя все – песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы – самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).

 

Сознание во многих случаях предшествует материи – точнее, матери, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложные замыслы (образы) – строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т.д.

 

Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.

 

Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

 

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

 

предмета сознания (что «видит» сознание);

 

формы (как оно воспринимает предмет).

 

Основными формами сознания являются:

 

восприятие;

 

осмысление;

 

оценка;

 

воспоминание;

 

фантазирование;

 

жизненный опыт.

 

Предметом сознания, в свою очередь, являются:

 

окружающий мир, его предметы, явления;

 

особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.

 

Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

 

Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.

 

Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.