Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






зрелость






Метод определения массовой доли жира (кислотный метод) основан на выделении жира из йогурта под действием концентрированной серной кислоты и изоамилового спирта с последующим центрифугированием и измерением объема выделившегося жира в градуированной части жиромера – ГОСТ 5867-90

Методика определения массовой доли сухих веществ с использованием марли в качестве инертного наполнителя – ГОСТ 3626- 73

Метод определения фосфатазы по реакции с фенолфталеинфосфатом натрия основан на гидролизе фенолфталеинфосфата натрия ферментом фосфатазой, содержащейся в молоке и молочных продуктах. Освобождающийся при гидролизе фенолфталеин в щелочной среде дает розовое окрашивание – ГОСТ 3623-73

 

2.2 Анализ ассортимента йогуртов реализуемых на рынке г. Улан-Удэ

 

Данный анализ выполнялся на основе исследований ассортимента йогурта в следующих магазинах г. Улан-Удэ: трех крупных сетевых магазинах, в которых наибольший поток покупателей, крупном несетевом магазине и небольшом магазине формата «магазин у дома».

Для этого анализа был взят ассортимент йогуртов, представленный в магазине «Николаевский», находящемся по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 86а; супермаркете «Титан», находящемся по улице Балтахинова, 15(КТК Гэлэкси); супермаркета «ТЦ Абсолют», которая находится по улице Сахьянова, 9; супермаркет «Славянский Базар», находящий по улице Смолина, 65; ИП магазин «Ласточка» по улице Линховоина, 12Б (Центральный рынок).

Рассмотрим ассортимент йогуртов, реализуемых в магазине «Николаевский» (таблица 7).

 

 

Таблица 7 - Ассортимент йогуртов в магазине «Николаевский»

Название продукта Изготовитель Наименования Масса упаковки, г. Цена за упаковку руб.
Йогурт «Фруатель» Молоко Бурятии 2, 5%   49, 80
яблоко-банан
персик-груша
Йогурт   Молоко Бурятии 1, 5%   40, 43
«Клубника со сливками»
Йогурт «Select» Erhmann Двухслойный 2%   50, 30
клубника
вишня
абрикос-манго
Биойогурт «Активия» Danone 2, 5% питьевой   34, 30
лесные ягоды
клубника
Биойогурт «Байкальский» «Янта» 2, 5%   47, 70
земляника
персик
Йогурт «Активия»   Danone   питьевое 2, 1%   57, 40
ананас
клубника
лесные ягоды 52, 20
Йогурт «Здрайверы» «Вимм-Билль-Данн» 2, 5%   20, 20
клубника-малина
вишня-черника
Йогурт «Для всей семьи» Danone 1, 5% с ароматом   34, 60
клубники
абрикоса
Йогурт «Даниссимо» Danone 2, 9%   18, 10
груша-карамель
черника
Йогурт «Растишка» Danone завтрак 2, 5%   23, 00
клубника
яблоко-груша
персик-абрикос
Йогурт «Растишка» Danone питьевой 3%   21, 00
клубника
черника
яблоко-груша

Как видно из исходных данных таблицы, ассортимент йогурта, представленный в универсаме, насчитывает 25 наименований йогуртов от 5 разных производителей.

Для того чтобы анализировать структуру йогурта по массовой доле жира, по производителям и по массе упаковки йогурта, нужно выявить процентное соотношение по количеству наименований. В таблице 8 представлена структура ассортимента по массовой доле жира.

 

Таблица 8 - Структура ассортимента йогурта по массовой доле жира

Массовая доля жира, % Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
до 1, 5    
2-3    
Итог    

 

Из представленных в таблице данных видно, что в магазине «Николаевский» представлен ассортимент йогурта с невысоким содержанием массовой доли жира - до 3%. Наибольшее количество наименований йогурта представлено с жирностью от 2 до 3% (22 наименования).

Структура ассортимента йогуртов по производителям представлена в таблице 9.

 

Таблица 9 - Структура ассортимента йогурта по производителям

Наименование производителей Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
Erhmann    
Молоко Бурятии    
Вимм-Билль-Данн    
Danone    
Янта    
Итог    

 

Наибольшее количество наименований йогурта в магазине представлено производителем Danone (60%), это продукция торговых марок «Растишка», «Активия», «Даниссимо», «Для всей семьи». Продукция производителя «Erhmann» и «Молоко Бурятии» представлена всего 3 наименованиями (12%). Наименьшим количеством наименований йогурта представленного в данном магазине являются производители «Вимм-Билль-Данн» и «Янта» по 8%.

В таблице 10 представлена структура ассортимента йогуртов по массе упаковки.

 

Таблица 10 - Структура ассортимента йогурта по массе упаковки

Масса упаковки, г. Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
85-150    
     
450-500    
Итог    

 

По результатам проведенного анализа видно, что самое большое количество йогурта представлено в упаковке массой от 85 до 150 граммов (52%), также незначительное количество продукта расфасовано в упаковке массой 290 граммов (12%). И лишь 7 наименований – в упаковке массой 450-500 граммов.

Далее произведем анализ ассортимента йогуртов, реализуемых в супермаркете «Титан». В таблице 11 представлен полный ассортимент йогурта, который имеется в супермаркете.

 

Таблица 11 - Ассортимент йогуртов в супермаркете «Титан»

Название продукта Изготовитель Наименования Масса упаковки, г. Цена за упаковку, р.
         
Йогурт «Фруатель» Молоко Бурятии 2, 5%   40, 50
персик-груша
яблоко-банан
малина-черника
клубника-киви

Продолжение таблицы 11

         
Йогурт «Фруктовый» Молоко Бурятии 2, 5%   58, 70
Биойогурт «Молочная Азбука» Молоко Бурятии 2, 5% со вкусом   53, 00
клубника-злаки
чернослив-злаки
вишня-злаки
абрикос-злаки
злаки
Йогурт «Моя ферма» Молоко Бурятии 1, 5% со вкусом   44, 00
клубника со сливками
лесные ягоды
Йогурт Молоко Бурятии 1, 5%   39, 50  
лесные ягоды  
манго-персик  
клубника со сливками  
Биойогурт «Bio - Маx» Вимм-Билль-Данн питьевой 2, 7%   32, 00  
клубника  
черника  
персик  
Биойогурт «Bio-Max» Вимм-Билль-Данн 2, 5%   21, 00  
черника  
персик  
клубника-земляника  
Йогурт «Чудо» Вимм-Билль-Данн питьевой 1, 2%   21, 50  
черника  
мультифрукт  
лесные ягоды  
земляника  
клюква-малина  
Йогурт «Здрайверы» Вимм-Билль-Данн 2, 5%   25, 70  
черника-малина  
вишня-черешня  
персик-маракуйа  
Йогурт «Для всей семьи» Danone питьевой 1, 5%   29, 20  
персик-абрикос  
вишня-черешня  
дыня-манго  

 

Продолжение таблицы 11

         
Йогурт «Даниссимо» Danone Фантазия 6, 9% со вкусом   16, 80
черника-малина
персик-маракуйа
клубника
Йогурт «Даниссимо» Danone 2, 1% со вкусом   17, 80
яблоко
абрикос-манго
ананас-дыня
Йогурт «Активия» Danone Быстрый завтрак 3, 1%   32, 60
ананас
клубника
персик
Йогурт «Активия» Danone питьевой 2, 1%   50, 20
ананас
клубника
чернослив
вишня - черная смородина
Йогурт «Даниссимо» Danone 2, 5% со вкусом   43, 00
манго
абрикоса
Йогурт «Растишка» Danone 3%   19, 00
яблоко-груша
клубника
Йогурт «Растишка» с печеньем Danone 3%   40, 90
яблоко-груша
земляника
Йогурт «Растишка» Danone питьевой 1, 5%   29, 70
гранат
клубника
Йогурт «Select» Erhmann Двухслойный 2 %   45, 30
клубника
вишня
абрикос-манго
Биойогурт «Байкальский» «Янта» 2, 5%   47, 70
земляника
персик
Йогурт «Янта» Обезжиренный   40, 50
злаки
лесные ягоды
злаки и чернослив

Из исходных данных таблицы было выявлено, что ассортимент магазина насчитывает 62 наименования йогуртов от четырех разных производителей.

Анализ структуры по массовой доле жира представлен в таблице 12.

 

Таблица 12 - Структура йогурта по массовой доле жира

Массовая доля жира, % Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
0-1, 5    
2-3    
6, 9    
Итог    

 

Из исходных данных видно, что самое большее количество наименований йогурта в магазине «Титан» представлено с жирностью 2-3% (67%). Наименьшее количество наименований йогурта с массовой долей жира 6, 9% (5%).

Структура ассортимента йогуртов по производителям представлена в таблице 13.

 

Таблица 13 - Структура йогурта по производителям

Наименование производителей Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
Молоко Бурятии    
Вимм-Билль-Данн    
Erhmann    
Danone    
Янта    
Итог    

 

Из представленных в таблице данных видно, что наибольшее количество наименований йогурта в магазине представлено производителем «Danone» (44%). А наименьшее количество наименований йогуртов представлено производителем Erhmann (5%).

Структура ассортимента йогуртов по массе упаковки представлена в таблице 14.

 

Таблица 14 - Структура йогурта по массе упаковки

Масса упаковки, г. Количество упаковок, шт. Процентное соотношение, %
85-170    
     
450-500    
Итог    

 

Наибольшее количество наименований йогурта представлено в упаковке с массой от 85 до 170 граммов (45%). А наименьшее количество наименований йогуртов представлено в упаковках 290 граммов (21%).

Рассмотрим далее ассортимент йогурта в ТЦ «Абсолют» (таблица 15).

 

Таблица 15 - Ассортимент йогуртов в супермаркете «Абсолют»

Название продукта Изготовитель Наименования Масса упаковки, г. Цена за упаковку руб.
         
Йогурт «Био-Баланс» Danone питьевой 1, 5%   29, 20
вишня
черника-злаки
клубника
чернослив
Йогурт «Для всей семьи» Danone питьевой 1, 5%   30, 70
абрикос
земляника
клубника
Йогурт «Активия» Danone питьевой 2.9%   35, 20
чернослив
натуральный
вишня
мюсли и киви
лесные ягоды
клубника

 

Продолжение таблицы 15

         
Йогурт «Активия» Danone питьевой 2, 1%   36, 50
ананас
дыня-земляника
яблоко-злаки
лесные ягоды
чернослив
злаки
клубника-земляника
Йогурт «Даниссимо» Danone Фантазия 6, 9%   35, 60
хлопья в шоколаде
хрустящие шарики в шоколаде
Йогурт «Растишка» Danone питьевой 1, 6%    
земляника
лесные ягоды
яблоко
Йогурт «Эрмигурт» Erhmann легкий 0, 1%   19, 20
лесные ягоды
вишня
ананас-дыня
яблоко-груша
абрикос-манго
персик-маракуйя
Йогурт «Чудо» Вимм-Билль-Данн сливочный 2, 5%   20, 00
клубника-земляника
вишня-черешня
тропические фрукты
лесные ягоды
Био-йогурт «Bio-Max» Вимм-Билль-Данн 2, 7%   40, 80
клубника
чернослив
яблоко-злаки
Био-йогурт «Bio-Max» Вимм-Билль-Данн 2, 7%   41.20
яблоко - злаки
чернослив
Йогурт «Здрайверы» Вимм-Билль-Данн 2, 5%   31, 70
клубника-малина
абрикос
мультифрукт

 

Продолжение таблицы 15

         
Йогурт «Агуша» Вимм-Билль-Данн 5%   23, 50
бананом
клубника
Йогурт «Агуша» Вимм-Билль-Данн 5%     36, 10
со злаками
клубника
Йогурт «Фруктовый» Молоко Бурятии 2, 5%   58, 70
Биойогурт «Молочная Азбука» Молоко Бурятии 2, 5% со вкусом   47, 50
клубника-злаки
чернослив-злаки
вишня-злаки
абрикос-злаки
злаки
Йогурт «Моя ферма» Молоко Бурятии 1, 5% со вкусом   46, 50
клубника со сливками
лесные ягоды
манго-персик
Йогурт Молоко Бурятии 1, 5%   40, 10
лесные ягоды
манго-персик
клубника со сливками
Биойогурт «Байкальский» «Янта» 2, 5%   47, 70
земляника
персик
Йогурт «Янта» обезжиренный   40, 50
злаки
лесные ягоды
злаки - чернослив
зеленый чай-лимон

 

Из исходных данных таблицы было выявлено, что ассортимент магазина ТЦ «Абсолюта» насчитывает 65 наименований йогуртов от пяти разных производителей.

Далее проведем анализ структуры по массовой доле жира йогурта, результаты которого представлены в таблице 16.

Таблица 16 – Структура йогурта по массовой доле жира

Массовая доля жира, % Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
0 -1, 5    
1, 6-3    
5-6, 9    
Итог    

 

Из исходных данных видно, что самое большое количество йогурта с массовой долей жирности является от 1, 6% до 3% (58%). А наименее представлены йогурты с массовой долей жира 5-6, 9% (10%).

Структура ассортимента йогуртов по производителям представлена в таблице 17.

 

Таблица 17 - Структура йогурта по производителям

Наименование производителей Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
Erhmann    
Вимм-Билль-Данн    
Danone    
Молоко Бурятии    
Янта    
Итог    

 

Из представленных данных в таблице видно, что наибольшее количество наименований йогурта в магазине представлено производителем Danone (42%). А наименьшее количество йогурта представлено производителями «Erhmann» и «Янта» (10%).

Структура ассортимента йогуртов по массе упаковки представлена в таблице 18.

 

Таблица 18 - Структура йогурта по массе упаковки

Масса упаковки, г. Количество упаковок, шт. Процентное соотношение, %
     
85-100    

Продолжение таблицы 18

     
110-200    
290-450    
Итог    

 

По результатам проведенного анализа видно, что наибольшее количество наименований йогурта представлено в упаковках массой от 290 до 450 граммов (58%).

Далее произведем анализ ассортимента супермаркет «Славянский Базар». В таблице 19 представлен весь полный ассортимент йогурта, который имеется в супермаркете.

 

Таблица 19 - Ассортимент йогуртов в супермаркете «Славянский Базар»

Название продукта Изготовитель Наименования Масса упаковки, г. Цена за упаковку, руб.
         
Йогурт «Для всей семьи» Danone 1, 5% с ароматом   35, 90
клубники
абрикоса
Йогурт «Здрайверы» Вимм-Билль-Данн 2, 5% со вкусом   34, 50
абрикоса
клубники-малины
мультифрукт
яблоко
Йогурт «Растишка» Danone питьевой 1, 6%   20, 50
клубника-земляника
малина-черника
Йогурт «Даниссимо» Danone 6, 9% со вкусом   20, 80
черника-малина
персик-маракуйа
клубника
Йогурт «Активия» Danone питьевой 6, 9%   43, 80
вишня-клубника
вишня-черника
абрикос-манго

 

 

Продолжение таблицы 19

         
Йогурт «Даниссимо» Danone 2, 5% со вкусом   43, 00
манго
абрикос
клубника-яблоко-груша
Йогурт «Глашенька» Erhmann 2, 5% со вкусом   22, 10
груша - ваниль
клубника

 

Из исходных данных таблицы было выявлено, что ассортимент магазина насчитывает 19 наименований йогуртов от трех разных производителей.

Анализ структуры йогурта по массовой доле жира представлен в таблице 20.

 

Таблица 20 – Структура йогурта по массовой доле жира

Массовая доля жира, % Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
1, 5    
1, 6-2, 5    
6, 9    
Итог    

 

Из исходных данных видно, что наибольшее количество наименований йогурта представлено с массовой долей жирности от 1, 6 до 2, 5% (58%).

Структура ассортимента йогуртов по производителям представлена в таблице 21.

 

Таблица 21 - Структура йогурта по производителям

Наименование производителей Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
Danone    
Вимм-Билль-Данн    
Erhmann    
Итог    

Из представленных в таблице данных видно, что наибольшее количество наименований йогурта в магазине представлено производителем «Danone» (70%).

Структура ассортимента йогуртов по массе упаковке представлена в таблице 22.

 

Таблица 22 - Структура йогурта по массе упаковки

Масса упаковки, г. Количество упаковок, шт. Процентное соотношение, %
85-120    
125-200    
     
Итог    

 

Наибольше количество наименований йогурта представлено с упаковкой с массой от 85-120 граммов (53%). А наименьшее количество наименований йогуртов представлено массой 450 граммов (10%).

И в последнюю очередь рассмотрим ассортимент йогурта в ИП магазине «Ласточка», в котором наиболее узкий ассортимент йогурта, чем в других магазина, за счет небольшой площади магазина.

Весь перечень ассортимента йогурта представлен в таблице 23.

 

Таблица 23 - Ассортимент йогуртов в магазине «Ласточка»

Название продукта Изготовитель Наименования Масса упаковки, г. Цена за упаковку, руб.
         
Йогурт «Для всей семьи» Danone 1, 5%   37, 50
вишня
лесные ягоды
Йогурт «Активия» Danone 2, 9%   32, 00
клубника
вишня
Йогурт «Агуша» Вимм-Билль-Данн 5%   23, 50
бананом
клубника

 

Продолжение таблицы 23

         
Йогурт «Агуша» Вимм-Билль-Данн 5%   36, 10
со злаками
клубника
Йогурт «Здрайверы» Вимм-Билль-Данн 2, 5%   34, 00
клубника-малина
мультифрукт

 

Из исходных данных таблицы было выявлено, что ассортимент магазина насчитывает 10 наименований йогуртов от двух разных производителей.

В таблице 24 представлены результаты анализа ассортимента йогурта по массовой доле жира

 

Таблица 24 - Структура йогурта по массовой доле жира

Массовая доля жира, % Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
1, 5    
2, 5-2, 9    
     
Итог    

 

Из исходных данных видно, что наибольшее количество наименований йогурта представлено жирностью от 2, 5 до 2, 9% и 5% (40%). Наименьшим количеством наименований йогурта представлено массовой доли жира - 1, 2% (20%).

В таблице 25 представлены результаты анализа ассортимента йогурта по производителям.

 

Таблица 25 – Структура йогуртов по производителям

Наименование производителей Количество наименований, шт. Процентное соотношение, %
Danone    
Вимм-Билль-Данн    
Итог    

Из представленных в таблице данных видно, что в магазине представлена продукция всего двух производителей: «Вимм-Билль-Данн» (60%) и «Danone» (40)%.

В таблице 26 представлены результаты анализа ассортимента йогурта по массе упаковки.

 

Таблица 26 – Структура йогуртов по массе упаковки

Масса упаковки, г. Количество упаковок, шт. Процентное соотношение, %
     
150-200    
     
Итог    

 

По результатам проведенного анализа видно, что наибольшее количество упаковок представлено массой от 85граммов и от 150-200 граммов (40%). Наименьшим количеством упаковок имеет масса от 450 граммов (20%).

В целом, ассортимент йогурта, реализуемый на рынке г. Улан-Удэ представлен в таблице А.1 Приложения А.

В общем счете ассортимент йогурта, реализуемого в г. Улан-Удэ составляет 105 наименований, пяти производителей, разной массовой доли жирности и в различных упаковках.

В таблице 27 представлена структура по производителям в целом всего ассортимента йогурта в пяти торговых точках.

 

Таблица 27 - Структура рынка йогурта по производителям

Наименование производителя Доля на рынке, %
ОАО «Вимм-Билль-Данн»  
ОАО «Молоко Бурятии»  
«Danone»  
ООО «Erhmann»  
ООО «Янта»  

Из данной таблицы видно, что основную долю на рынке составляет продукция «Danone» (43%) и «Вимм-Билль-Данн» (28%).

На рынке г. Улан-Удэ представлен только один республиканский производитель йогурта – «Молоко Бурятия», выпускающий йогурт под марками «Фруатель», «Моя ферма», «Биойогурт».

На рисунке 1 представлена структура рынка йогурта по производителям в натуральном выражении (доли национальных, глобальных и локальных производителей в предложении).

Рисунок 1 – Структура рынка йогурта по производителям в натуральном выражении, % (доли национальных, глобальных и локальных производителей)

Из данных видно, что на рынке представлено в основном от мировых производителей, от российского производителя в меньшем количестве.

Структура ассортимента йогуртов в зависимости от массовой доли жира представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура ассортимента йогурта по массовой доле жира

 

Из данных представленных на рисунке видно, что в основном в ассортименте присутствует продукция с массовой долей жира от 1, 6 до 3 % (61%). Йогурты с массовой долей жирностью более 5% представлены в меньшем количестве (29%). А йогурты с массовой долей жирностью менее 1, 6 % пользуются еще меньшим спросом у населения, поэтому на рынке они присутствуют в малом количестве (10%).

Далее проведем анализ ассортимента йогурта по виду упаковки и по объему фасовки.

Ассортимент йогурта представлен в самой различной упаковке. На такой йогурт, как от производителя «Danone» в магазине присутствует различная вариация упаковки – от пластикового стаканчика до пака.

Структура ассортимента по виду упаковки и объему фасовки представлена в таблице 28.

 

Таблица 28 - Структура ассортимента по виду упаковки и объему фасовки

    Вид упаковки   Объем, мл
До 200 201-300 301- 500
Число наименований Число наименований Число наименований
Пластиковый стакан     -
Пластиковая бутылочка      
Кувшинчики «Эколин» - -  
Термосвариваемые пакеты - -  
Тетра Пак - -  
Дой - пак   - -
Итого      

 

Как видно из приведенной таблицы, наибольшую долю в ассортименте занимает йогурт в упаковке пластиковые стаканчики – 42 наименования йогурта реализуется именно в этой упаковке. Второй по доле в ассортименте является пластиковая бутылочка – 23 наименования йогурта выпускается в этой упаковке. А наименьшую долю составляет термосвариваемые пакеты – всего три наименования реализуется в данной упаковке. В основном на рынке представлен йогурт с объемом фасовки до 200 мл.

Далее проведем анализ цен на йогурт, используя связь между форматом торговой точки (сетевая, несетевая, магазин для обеспеченных слоев) и устанавливаемыми ценами в них на йогурт.

Так, цены на йогурт в сетевых структурах соотносятся с ценами несетевых магазинов двояким образом. В зависимости от позиционирования сетевой структуры как супермаркета для всех слоев населения или как преимущественно ориентированной на обеспеченные слои населения города, цены на йогурт в сетевых магазинах могут быть и ниже цен несетевых магазинов, и превышать их (таблица 29). В количественном выражении цены в магазинах сетей ниже, чем в несетевых магазинах в среднем на два-пять рублей. В сетевых структурах, ориентированных на обеспеченных жителей города, цены на различные марки йогурта несколько выше цен несетевых магазинов, в среднем на два-четыре рубля.

Цены на продукцию йогурта в крупных и малых несетевых магазинах различаются незначительно. В целом наблюдается тенденция к более высокому уровню цен на йогурты в крупных несетевых магазинах по отношению к малым несетевым магазинам, составляющая в количественном выражении два-три рубля.

 

Таблица 29 - Примеры цен на некоторые популярные марки йогурта в сетевых и в несетевых магазинах г. Улан-Удэ

Наименование продукции Николаевский Титан Абсолют Несетевой магазин «Славянский Базар» Малый несетевой магазин «Ласточка»
«Для всей семьи» 450 гр. 32, 60 29, 20 30, 70 33, 90 34, 50
Здрайверы 85 гр. 35, 20 32, 20 31, 70 34, 50 34, 00

 

Таким образом, из таблицы видно, что для данных йогуртов небольшая разница в ценах, в целом, где то в два-пять рубля. Исходя из данных ясно, что каждый потребитель йогурта отдаст предпочтение крупным сетевым магазинам, таким как «Абсолют» и «Титан», так как их ценовая политика отвечает главному критерию при выборе йогурта – цена/качество.

Для полного анализа рынка необходимо рассчитать рациональность ассортимента. Рациональность ассортимента является важным показателем при анализе рынка, так как он характеризует насколько товар, присутствующий на рынке способен полно удовлетворять потребности разных категорий потребителей.

Для определения рациональности ассортимента необходимо исследовать его ширину, полноту, новизну и устойчивость.

Результаты анализа структуры ассортимента йогурта представлены в таблице 30.

 

Таблица 30 - Результаты анализа показателей ассортимента йогурта

Показатели ассортимента Значения, % Коэффициенты весомости
Широта   0, 3
Полнота: - с м.д.ж. менее 1, 6% - с м.д.ж. от 1, 6 до 3% - с м.д.ж. более 5% Средняя     0, 25
Новизна   0, 15
Устойчивость   0, 3
Рациональность  

 

Исходя из этого, получаем, что данные супермаркеты насыщены йогуртом на 88%, полнота ассортимента данного продукта довольно высокая. Ассортимент устойчив на 93% и периодически пополняется.

Рациональность ассортимента йогурта равна 16. Идеальным показателем рациональности считается 25. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ассортимент йогурта, реализуемого в г. Улан-Удэ можно считать недостаточно рациональным.

Также проведем анализ ассортимента йогурта, представленного на рынке г. Улан-Удэ с точки зрения жизненного цикла товаров (ЖЦТ).

Рациональная структура ассортимента должна содержать товары, находящиеся на различных этапах жизненного цикла и пользующихся различным спросом в определенном соотношении.

Как известно, жизненный цикл товара - это модель, описывающая изменения спроса на продукт с момента его первоначального появления на рынке до полного прекращения его продаж. Считается, что эти изменения носят именно циклический характер, поэтому с помощью модели ЖЦТ маркетинг может делать более реальные стратегические планы.

Жизненный цикл товара (продукта) на рынке включает в себя следующие стадии:

- р ождение (или внедрение, выход на рынок)

- рост (также может отдельно выделяться стадия развертывания, находящаяся между ростом и зрелостью, которая характеризуется резким снижением темпов роста рынка)

зрелость

- насыщение (или спад)

Проанализируем рынок йогурта г. Улан-Удэ исходя из этих стадий. В стадии внедрения, выхода на рынок находится новинка от «Erhmann» «Глашенька» в пластиковом стаканчике.

В стадии роста на рынке города Улан-Удэ представлены товары, производители которых только начинают входить на Улан-Удэнский рынок. Это такие товары как: йогурт «Select» (Erhmann), Йогурт (Янта)

В стадии зрелости сейчас на рынке представлена продукция таких промышленных «гигантов» как: «Здрайверы», «Агуша», «Био Мах» (ОАО «Вимм-Билль-Данн») «Даниссимо», «Активия», «Растишка» («Danone»), «Фруатель», «Биойогурт» (ОАО «Молоко Бурятии»). На этой стадии компании активно продолжают расширять ассортимент, улучшать упаковку.

В стадии спада на рынке города Улан-Удэ не наблюдается ни один йогурт.

Результаты анализа рынка йогурта с точки зрения ЖЦТ представлены в таблице 31.

Таблица 31 – Деление продукции в зависимости от этапов ЖЦТ

Товары в стадии внедрения, выхода на рынок Товары в стадии роста Товары в стадии зрелости Товары в стадии спада
«Глашенька» (Erhmann) Йогурт (Янта) «Здрайверы» (Вимм-Билль-Данн)  
«Моя ферма» (Молоко Бурятии) Йогурт «Select» (Erhmann) «Агуша» (Вимм-Билль-Данн)  
    «Био - Мах» (Вимм-Билль-Данн)  
    «Даниссимо» (Danone)  
    «Активия» (Danone)  
    «Растишка» (Danone)  
    «Фруатель» (Молоко Бурятии)  
    «Биойогурт» (Молоко Бурятии)  
    «Для всей семьи» (Danone)  
Итого:
       

 

На рисунке 3 представлено процентное соотношение нахождения товаров в разных стадиях.

Рисунок 3- Структура рынка йогурта с точки зрения жизненного цикла товара

Таким образом, из рисунка видно, что основная доля йогурта, реализуемой в городе, находится в стадии зрелости (70%). В стадии внедрения и роста находится одинаковом количестве по 15%. А на стадии спада в данный момент нет ни одного йогурта.

Это означает, что на рынке города Улан-Удэ представлены товары, обладающие жизнеспособностью и находящиеся достаточно долго на рынке, так как они пользуются спросом, приносят доход производителям и продавцам.

 

2.3 Анализ потребительских предпочтений йогуртов, реализуемых в г. Улан-Удэ

 

С развитием рынка йогуртов в России потребителями йогуртов стали практически все слои населения, всех возрастов и различных уровней дохода. Потребители имеют высокий уровень приверженности маркам и производителям, представленным на рынке. Но всё же рынок йогуртов имеет значительные перспективы роста.

Целью исследования является выявление информацию о том, какая торговая марка и вкусовые предпочтения о йогурте наиболее пользуется спросом потребителей в городе Улан-Удэ.

Задачи:

- изучить наиболее популярную марку йогурта среди респондентов;

- исследовать предпочтения покупателей относительно упаковки, вкусовых добавок;

- узнать влияние на конкретный выбор йогурта, где и как часто его приобретают;

Предметом исследования являются анкеты с перечнем вопросов о йогуртах.

Объектом являются предлагаемые варианты ответов о йогурте.

Способ исследования – анкетирование.

Для того чтобы анализировать спрос на какие именно йогурты на рынке города Улан-Удэ, необходимо изучать предпочтения потребителей. Основные моменты, которые необходимо было затронуть в рамках исследования, были изложены в анкете (см. приложении 2). Данная анкета состоит из 15 вопросов, касающихся предпочтений покупателей о магазинах, марках, производителей, вкусовых предпочтений йогурта.

Чтобы рассчитать число респондентов, которое требуется для опроса, определяется по формуле:

, (3)

где n – объем выборки;

Z - нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности;

p - найденная вариация для выборки;

q - точность, которая равна (100-р);

e - допустимая ошибка.

Нормативное отклонение определяется, исходя из выбранного уровня доверительности. Уровень доверительности равен 95%, который соответствует нормированному отклонению 1, 96 [19].

Для получения значения объема выборки принимаем вариацию равную 50%, допустимая ошибка –10%. Используя известные данные, рассчитываем объем выборки по формуле 3.

Рассчитанное значение означает, что для проведения анализа покупательских предпочтений необходимо опросить не менее 96 человек.

Согласно выборке, которая была установлена, в опросе участвовали 100 человек (62 женщины и 38 мужчин). Также была установлена выборка по возрасту, которая представлена в таблице 32.

 

Таблица 32 - Выборка по возрасту

Возраст Количество респондентов Процентное соотношение, %
До 20 лет    
От 20 до 30 лет    
От 30 до 40 лет    
От 40 до 50 лет    
От 50 до 60 лет    
Более 60 лет    
Итого    

 

Исходя из данных видно, что большинство опрошенных людей в возрасте от 30 до 40 лет. Также в данном опросе участвовало 26% людей в возрасте от 40 до 50 лет. Самое малое процентное количество опрошенных людей составило в возрасте до 20, от 50 до 60 и более 60 лет (9%, 6% и 2% соответственно).

Также в анкетировании было затронут вопрос о доходах в семье. На рисунке 4 представлено процентное соотношение доходов в семье.

 

Рисунок 4 – Процентное соотношение доходов в семье

 

Из данных представленных на рисунке видно, что большинство опрошенных имеют доход от 20-40 тысяч рублей (40%). Самую малую долю из опрошенных занимает люди с доходом больше 60 тысяч рублей.

Также по данным исследования было установлено, какие слои население были опрошены в данной анкете (рис.5).

Рисунок 5 – Процентное соотношение по виду деятельности

 

Из данных видно, что большинство опрошенных работающие люди (26%) и предприниматели (21%), также студенты и служащие составляют не малую часть покупателей. И самую малую долю составляют учащийся и безработные и пенсионеры (5%, 6% и 8% соответственно).

Из опрошенных людей только два человека ответили, что не покупают йогурт. Поэтому их в дальнейшем анализе не учитываются.

По результатам маркетингового исследования можно понять, что чаще всего потребители покупают питьевые йогурты и предпочтение отдаётся йогуртам с кусочками фруктов, со злаками и био - йогурты (без каких-либо добавок).

На рисунке 6 представлено, какой йогурт потребители покупают чаще всего в магазинах.

Рисунок 6 – Предпочтение потребителей в зависимости от вида йогурта

 

Из данных анализа видно, что потребители йогурта и мужчины и женщины предпочитают питьевой йогурт (56% и 51% соответственно). А наименьшим спросом у покупателей являются вязкие йогурты у женщин на 44%, а у мужчин 49%.

Выбор питьевых йогуртов обуславливается быстрым ритмом жизни современного человека, который зачастую не предусматривает полноценный обед дома во время рабочего дня. Поэтому питьевой йогурт – это один из наиболее оптимальных вариантов перекусывания на ходу, который принесёт скорее пользу, чем вред, в отличие от альтернативы – fast food, тем более йогурт быстро снимает чувство голода, как и большинство кисломолочных продуктов, к тому же он приносит удовольствие своими вкусовыми характеристиками.

Прежде, чем говорить о частоте покупки йогурта, нужно выяснить какой объём упаковки является наиболее популярным, потому что при ответе «1-3 раза в неделю» человек может покупать упаковки объемом 125 грамм и 500 грамм, а это уже совершенно разные величины.

Приведём рисунок 7 зависимости предпочитаемой упаковки от пола респондента.

Рисунок 7 – Предпочтение потребителей в зависимости от объема упаковки

 

Из диаграммы видно, что мужчины и женщины предпочитают объём упаковки в 250 грамм (42% и 48% соответственно). Наименьшее количество женщин выбрали 500 грамм (24%), а из мужчин предпочитают купить 125 грамм (22%). Это во многом связано с тем, что мужчины очень мало тратят времени на совершение покупки.

Теперь рассмотрим рисунок 8, где наглядно представлен частота покупки.

 

Рисунок 8 – Предпочтение потребителей в зависимости от частоты покупки.

 

Здесь предпочтения мужчин и женщин почти равные, хотя респонденты мужского пола покупают йогурты чуть чаще, но всё же в среднем три-пять раз в неделю. Отсюда можно сделать вывод, что большинство респондентов употребляют в пищу йогурт через два дня. Это можно объяснить тем, что при потреблении йогурта каждый день, он может быстро надоесть, но, с другой стороны, считается, что этот продукт вкусен, полезен и удобен в употреблении, поэтому три-пять раз в неделю это оптимальный вариант потребления.

Самый главный вопрос, который задавался респондентам, чем они руководствуются при покупке йогуртов. Это был вопрос с множественным ответом, который представлен на рисунке 9.

 

Рисунок 9 - Критерии оценки йогурта при покупке

 

Таким образом, можно выделить две основных критерия, которыми руководствуются при покупке йогуртов:

1. Цена

2. Вкус

Приверженность бренду – это привязанность клиентов к определенному бренду, даже если он дороже брендов конкурентов. Приверженность бренду — цель всех маркетологов. Ее очень трудно добиться и очень легко потерять. Если бренд утрачивает связь со своей идентичностью, предает свои ценности или слишком расширяется, он нарушает этот контракт и теряет лояльность потребителей. Потребитель следует схеме повторной покупки, потому что именно эта торговая марка хорошо удовлетворяет его потребности или потому что у него формируется личная приверженность марке. Приверженность марке также может быть следствием ее эмоционального влияния на потребителя или ее влияния на самооценку потребителя.

В ходе исследования была проанализирована приверженность потребителей к определенной марке производителя. При этом респондентам задавался вопрос о том, йогурты какой марки они предпочитают покупать.

На рисунке 10 представлена приверженность потребителей к определенной марке.

Рисунок 10 – Приверженность потребителей к определённой марке

 

Наибольшее количество из опрошенных мужчин выбирают йогурт «Био-Мах» – его выбирают 26%. Женщины данное наименование йогурта выбрали только 18%. Среди опрошенных большинство женщин выбирают йогурт «Эрмигурт» (22%), а мужчины этот йогурт выбрали только 16%. Йогурт «Растишка» набрал наименьший процент у мужчин и женщин (8% и 12% соответственно). Также 24% мужчин и 20% женщин ответили, что не имеет значения какой йогурт им покупать в магазине.

Большую роль в анализе приверженности покупателя к определённой марке йогуртов играет определение того, знает ли потребитель заранее, какую марку йогуртов купит, или же он покупает, непосредственно приходя в магазин.

На рисунке 11 представлен выбор марки йогурта при покупке потребителей.

Рисунок 11 – Выбор марки йогурта при покупке

 

Исходя из данных видно, что 63% покупательниц принимают решение о покупке йогурта непосредственно в магазине: пробуют товар, если это возможно (дегустация, например), изучают упаковки, беседуют с продавцами, читают листовки на прилавках, плакаты на стенах и т. д. Из опрошенных мужчин 48% выбирают в магазине марку йогурта. Большинство мужчин заранее знают, какую марку йогуртов купят. Они уверенно и быстро проходит в определенную секцию магазина, берет нужную вещь и почти сразу направляется платить за нее.

Чтобы наиболее полно оценить приверженность к определённым маркам йогуртов, предложили респондентам представить, что они не нашли в магазине марку, которую регулярно покупают.

На рисунке 12 представлена реакция на отсутствие любимой марки.

 

Рисунок 12 - Реакция на отсутствие любимой марки

 

Из данных видно, что большинство из опрошенных женщин купят любой йогурт, похожий на привычный йогурт (42%). Также видно, что женщины чаще всего отложат покупку данного вида йогурта, чем мужчины (24%). Из опрошенных некоторые женщин пойдут в другой магазин, чтобы купить ту марку йогурта, который им нужен (10%). Большинство мужчин купят любой йогурт (64%), также купят любой йогурт похожий йогурт (30%).

Для наиболее полного оценки приверженности покупателя к определённым йогуртам, респондентам были перечислены несколько производителей йогуртов (на рисунке 13).

Рисунок 13 – Приверженность покупателей к производителям йогуртов

 

Исходя из данных видно, что большинство из опрошенных людей покупают йогурт от производителя «Danone», «Вимм-Билль-Данн» и «Молоко Бурятии (24%, 22% и 20% соответственно). А наименьшим спросом у покупателей является производители «Erhmann» и «Янта»(18% и 16%).

Источниками получения информации о новинках на рынке продукции в наше время являются СМИ, в местах продажи товаров, на улицах и т.д.

Для исследования данного факта были опрошены покупатели, которым было перечислено несколько мест, где обычно они могут узнать о новинках данного продукта. Итоги этого опроса представлено на рисунке 14.

 

 

Рисунок 14 – Места получения информации

 

Исходя из данных на рисунке видно, что покупатели чаще всего получают информацию из ТВ (42%). Также информацию о новинках продукта получают из рекламы представленных в магазинах (30%). Но меньше всего узнают о новинках из радио (12%).

Также в опросе было затронуто вопрос о том обращают ли покупатели внимание на рекламу продукта. Данные опроса представлены на рисунке 15.

 

Рисунок 15 – Реклама продукта

 

Из данного рисунка видно, что большинство женщин и мужчин обращают внимание на рекламу продукта (86% и 55% соответственно). А вовсе не замечают на рекламу продукта только 45% мужчин и 14% женщин. Большинство из них работающие люди и предприниматели, в них число можно также соотнести студентов и служащий. Самую малую часть покупателей составляют учащиеся, пенсионеры и безработные.

В ходе анализа потребительского предпочтения йогурта с помощью анкеты было выявлено, что основными потребителями являются люди в возрасте от 20 лет до 50 лет. Из этого числа самыми активными потребителями являются женщины в возрасте от 30 до 50 лет. Потребители данного продукта в большей степени имеют доход от 10 до 40 тысяч рублей.

Мужчины и женщины покупают в большей степени питьевой йогурт, это обусловлено тем, что такой йогурт удобно и практично брать на обед или просто перекусить. Поэтому именно питьевые йогурты покупают чаще, чем вязкие. Это могут быть производители питьевых йогуртов, таких как Danone (Био-йогурт «Био-Баланс», йогурт «Активия», «Для всей семьи», «Растишка» и т.д.), Вимм-Билль-Данн («Био-Мах», «Имунеле» и т.д.), Молоко Бурятии («Био-йогурт», «Моя ферма», «Фруатель») и био-йогурты от «Янта». Вязкие йогурты берут в основном детям или для употребления дома в качестве завтрака. В их число можно отнести такие йогурты как «Растишка», «Даниссимо» (Danone), «Чудо», «Агуша» (Вимм-Билль-Данн), «Эрмигурт», «Глашенька» (Erhmann). Их покупают нечасто, но если покупают для детей, то их берут более пяти дней в неделю. Из перечисленных в анкете наименований йогуртов было выявлено, что женщины предпочитают «Эрмигурт», «Даниссимо», а у мужчин более предпочтительны «Био-Мах», «Эрмигурт».

Большинство потребители предпочитают покупать йогурты массой 250 грамм. В других представленных упаковках мужчины выбирают йогурты по 500 грамм, а женщины в этом случае по 125 грамм.

Большинство респондентов покупают йогурт как десерт. Поэтому при выборе йогурта они в первую очередь обращают внимание на вкус и цену йогурта. Помимо этого женщины при покупке обращают внимание на жирность, срок годности, полезность. А мужчины более равнодушно, чем женщины, относятся к рекламе, производителю.

Большинство мужчин, приходя в магазин, точно знают, какой им йогурт нужен, а женщины больше тратят времени на покупку. Чаще всего на их выбор влияют реклама, акции и скидки и т.д. Мужчинам не имеет значения, какое наименование йогурта покупать, им без разницы, они могут купить любой йогурт, когда отсутствует их привычный покупаемый йогурт. А женщины стараются в этом случае купить похожий йогурт.

О новинках йогурта большинство из опрошенных людей ответило, что узнают по ТВ, в рекламах, размещенных в точках продажи. На рекламу продукта большинство потребителей ответило, что относятся положительно. Но в это число не входят большее количество мужчин, участвовавших в анкетировании.

Таким образом, из приведенного анализа видно, что основными потребителями йогурта являются люди в возрасте 20-50 лет со средним уровнем достатка (от 20-40 тыс. руб.) и молодежь (с невысоким уровнем достатка до 10 тыс. руб.).

Опрошенные респонденты покупают как питьевые, так и вязкие йогурты. Вязкие йогурты, в основном, покупают для детей. Частота покупки йогуртов, в основном, три - пять раз в неделю.

Определяющим фактором покупки йогуртов определённой марки является не только низкая цена, но и вкусовые свойства йогуртов, а так же его полезность.

 

2.4 Сегментация потребительского рынка и выбор целевых сегментов рынка

 

Сегментация — это разделение рынка на отдельные гр






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.