Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКЕ




Под логистической цепью(ЛЦ)— подразумевается организованная совокупность логистических операций, обеспечивающая достижение общих целей. Логистическая цепь обладает следующими свойствами:

■ системность; подразумевается, что каждая отдельно взятая операция не образует логистическую цепь, а возникает лишь в определенном состоянии логистических операций;

■ устойчивость, т.е. способность ЛЦ сохраняться до полного выполнения задач ее организации;

■ гибкость, т.е. изменчивость состава (звеньев) цепи при изменении задач и функций;

■ адаптивность, т.е. постоянная настройка элементов ЛЦ на изменяющуюся конъюнктуру рынка;

■ эффективность — ЛЦ сохраняется до тех пор, пока это выгодно всем ее участникам.

В свойствах реальных ЛЦ заложены их основные преимущества:

■ добровольное объединение ресурсов и усилий субъектов распределительной логистики для достижения общесистемных целей;

■ технологическое и организационное сопряжение логистических операций для минимизации потерь несопряженности;

■ экономическое единство выражения конечного результата функционирования ЛЦ по каждой операции и для каждого участника;

■ совместное генерирование идей, обеспечивающих повышение эффективности распределительной логистики.

Все разнообразие возможных ЛЦ можно классифицировать по признакам:

■ количеству звеньев (операций) — двух-, трех- и многозвенные цепи;

■ составу участников — внутренние, когда участники цепи являются только подразделениями предприятия, и внешние, т.е. цепи, образуемые как результат взаимодействия экономически самостоятельных субъектов;

■ времени действия — постоянные или долговременные, периодического действия и разовые;

■ обслуживаемым рынкам — глобальные, региональные и локальные цепи.

Эта классификация, безусловно, не охватывает все разнообразие ЛЦ, поэтому сосредоточим внимание лишь на определяющем признаке — на количестве звеньев и главным образом на составе участников ЛЦ.

По составу участников ЛЦ распределительной логистики различают двух-, трех- и многозвенные. Формально они совпадают с каналами сбыта (рис. 8.4).

Рис. 8.4.Основные логистические цепи распределительной логистики

Простейшая ЛЦ, получившая название «прямой сбыт», включает только двух участников: товаропроизводителя и потребителя. Обычно она целесообразна при значительных объемах потребления или при изготовлении продукции на заказ (в частности, при создании инвестиционного продукта). Розничное звено между товаропроизводителем и покупателем возникает тогда, когда появляется потребность в небольших покупках массового товара массовым потребителем (обычно товары широкого потребления). Впрочем, именно по товарам массового спроса подразделения розничной сети редко взаимодействуют с товаропроизводителями (за исключением, пожалуй, супермаркетов). Им экономически выгоднее покупать товар у посредника, роль которого чаще всего выполняет оптовое звено (торгово-закупочная база, оптовый склад и т.п.).



Роли дилера, дистрибьютора и торгового представительства в ЛЦ обычно определяются степенью их самостоятельности. Торговое представительство чаще всего является дочерним предприятием товаропроизводителя и обладает тем большей экономической самостоятельностью, чем оно дальше (территориально) расположено от головного завода. Дистрибьютора отличает от дилера помимо масштаба продаж то, что он не только перепродает товар, но и принимает на себя ответственность за операции физического распределения, т.е. хранение, транспортировку, подготовку к потреблению.

Кроме обсужденных выше участников ЛЦ, возможны и иные представители: торговые агенты, брокеры, комиссионеры и др.

При выборе варианта ЛЦ необходимо руководствоваться следующими критериями:

■ полнота, своевременность и комплектность выполнения заказов потребителей;

■ минимум предельных затрат на единицу прироста полезного эффекта сбытовой деятельности;

■ возможность возмещения дефектных товаров и организация сервиса;

■ экономическая выгода для каждого участника логистической цепи при сохранении конкурентоспособности товара на рынке.

Формальная целостность ЛЦ распределительной логистики есть не что иное, как номинальное единство интересов всех участников. Реально приходится всегда поддерживать баланс интересов на основе различных методов сотрудничества.



Интегрированные ЛЦ образуют логистические системы распределения продукции.Под такими системами понимают совокупность взаимосвязанных логистических цепей, образующих организационно-экономическое единство хозяйствующих субъектов, объединенных общностью сбытового процесса.

Логистические системы могут быть автономными, т.е. независимыми, и релятивными, т.е. относительными (зависимыми). По характеру взаимосвязи между элементами различают простые и эшелонированные (многоуровневые) системы. По способу организации можно выделить системы, построенные на принципах субординации (соподчиненности) и координации (взаимозависимости), т.е. субординированные и координированные системы. По масштабам охвата сбытовых процессов правомерно называть макро- и микрологистические системы. Макрологистические системы распределительной логистики достаточно работоспособны в рамках промышленно-финансовых групп или холдингов, а микрологистические системы вполне применимы для моделирования сбытовой деятельности предприятия.

Любая логистическая система распределительной логистики функционирует как открытая, гибкая, адаптивная система организации сбытовой деятельности. На уровне предприятия она включает несколько подсистем: материально-техническую; организационно-экономическую; социально-психологическую; нормативно-правовую (рис. 8.5).

Рис. 8.5. Принципиальная схема распределительной логистической системы

Материально-техническая подсистема включает складское и тарное хозяйство, транспортные и информационные коммуникации, средства упаковки и подготовки продукции к потреблению, системы ремонта и обслуживания, а также другие материальные и технические компоненты сбытовой деятельности.

Организационно-экономическая подсистема строится на взаимодействии планирования, организации, контроля, оценки, анализа и регулирования сбытовой деятельности.

Социально-психологическая подсистема объединяет такие взаимосвязанные элементы, как кадры, стимулы, побудительные мотивы, интересы участников сбытового процесса.

Нормативно-правовая подсистема образует нормативную базу логистической системы и строится на основе законов, подзаконных актов, а также внутренних нормативов предприятия, регламентирующих порядок организации сбытовой деятельности.

Эффективность системного подхода к управлению сбытом на базе логистического моделирования доказана всесторонне. В частности, развитие комплексного управления товародвижением в системах снабжения и сбыта позволяет сократить перевалки грузов не менее чем в 1,5—2 раза; при комплексном учете совокупных затрат на перевозку, хранение и погрузочно-разгрузочные работы возможна экономия на 7-20%.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал