Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы экологических фактов.






 

В целом, экологическая информация может быть классифицирована по ее содержанию и степени влияния на формирование отношения к природному объекту следующим образом:

1 Наибольшее влияние на процесс формирования субъективного отношения к природному объекту оказывает информация, связанная с социальным поведением: взаимодействие между особями, коммуникация, организация сообщества, репродуктивное поведение и т. п. Это экологическая информация надорганизменного уровня.

2 Несколько меньшую роль играет информация об индивидуальном поведении: питание, поиск убежища, устройство жилищ, избегание хищников, сон, поддержка чистоты тела, игра, использование орудий и т.д. Это экологическая информация организменного уровня.

3 Значительно меньшее влияние оказывает информация о морфологических, анатомических и физиологическихтособенностях природного объекта. Это экологическая информация внутриорганизменного уровня.

4 И наконец, практически не влияет (или влияет в очень незначительной степени) на процесс формирования отношения к природному объекту информация о молекулярном строении органов, протекающих в них химических реакциях, строении клеток и тканей и т. д. Это экологическая информация молекулярно-клеточного уровня.

 

Поэтому экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала делят на четыре группы: соответственно, надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.

Следует отметить, что в содержании школьного биологического образования преобладает экологическая информация внутриорганизменного и молекулярно-клеточного уровня: предполагается, что именно она наиболее эффективно формирует мировоззрение учащихся, поскольку демонстрирует общие, базовые свойства, относительно универсальные для всей живой материи, следствием чего является «понимание единства мира». Такой отбор информации обусловлен тем, что школьное образование направлено, в первую очередь, на формирование системы представлений о природе, а не на формирование отношения к ней.

Важную роль в формировании отношения к природному объекту играет также то, каким путем человек получил о нем те или иные экологические факты: от других людей (из книг) или на основе личного наблюдения. Субъективно «открытые» в результате наблюдения экологические факты оказывают большее влияние на процесс формирования отношения к природному объекту, чем экологические факты даже более высокого уровня в описанной выше иерархии, но полученные от других или из книг (даже если эти «открытия» являются истинами, давно известными науке). В этом проявляется феномен «вложенного труда», состоящий в том, что человек в большей степени, чем другими компонентами (например, затраченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности.

Следует отметить, что экологические факты, полученные в результате наблюдения за жизнью природы, являются релизерами именно когнитивного канала, а не перцептивного. Хотя такая информация и поступает к человеку в процессе непосредственного восприятия, но обрабатывается она с помощью механизмов когнитивного канала: в этом случае для процесса формирования отношения важна не сама информация как таковая, а ее интерпретация на уровне второй сигнальной системы.

_________________________

1 Лабилизировать (лат. — скользящий, неустойчивый) делать подвижным, неустойчивым, изменчивым.

2 Именно лабилизирующим воздействием на систему представлений личности о мире и возникающим в результате этого интересом и объясняется столь огромная популярность знаменитой книги рекордов Гиннесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.