Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополистическая конкуренция






Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность).

В условиях дифференциации благ трудно найти 2 фирмы, которые производили бы один и тот же продукт. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта.

Нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала своего дела, невелик.

Кривая спроса менее эластична, чем при чистой конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта.

Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие фирмы. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: экономическая прибыль равна нулю.

P > min AC, это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей. Эти избыточные мощности являются платой за дифференциацию продукта.

5.Рынки несовершенной конкуренции: олигополия, монополия, монопсония.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара. Каждый предприниматель стремится увеличить прибыль и расширить масштабы своей хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, конкуренты.

Конкурентная борьба существует как среди продавцов, так и среди покупателей. Конкуренция среди продавцов усиливается, если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него. Иногда продавцу приходится даже снижать цену, чтобы продать свой товар, а это может привести к сокращению производства данного товара. Если же спрос больше, чем предложение, конкурентная борьба возникает среди покупателей: каждый старается предложить более высокую цену на дефицитный товар, по сравнению с ценой соперника. Цена повышается, что приводит к увеличению производства данного товара.

Характер конкуренции может быть различным, и связан с существованием различных рыночных структур. Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит:

  • количество и размеры фирм;
  • степень концентрации производства;
  • степень дифференциации товаров различных фирм;
  • наличие или отсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка;
  • доступность рыночной информации и т.д.

Первоначально выделяется рынок совершенной, или свободной, и несовершенной конкуренции. Совершенная (свободная, чистая) конкуренция - это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:

  1. множество покупателей и продавцов;
  2. высокая мобильность факторов производства;
  3. отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
  4. однородность (стандартность) продаваемой продукции;
  5. равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.

Перечисленные условия характеризуют идеальный рынок, который в чистом виде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции. Однако в целях упрощения анализа часто рассматривается именно этот вид рыночной структуры как основа или первый шаг исследования в понимании способа функционирования рынка.

Несовершенная конкуренция - отсутствие хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции представлены на рис. 2.1 [6].

Рис. 2.1. Формы несовершенной конкуренции.

Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силу объективных причин могут возникнуть:

  • сырьевая монополия - наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса;
  • административная монополия - государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д.);
  • естественная монополия - производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы).

Наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др. Действуют и корпоративные монополии.

Монополии противоположна монопсония - рыночная структура, при которой единственный покупатель диктует объем продаж и цену.

В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом (единственному продавцу противостоит один покупатель), возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия.

Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа крупных фирм, некоторые из которых контролируют значительную долю рынка. В такой ситуации вступление на рынок новых фирм возможно, но затруднено; контроль над ценами не всеобъемлющий, но существенен; конкуренция носит неценовой характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров и др.).

Олигополии противоположна олигопсония - рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего два конкурента, возникает дуополия.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случае высока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценовая конкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.

Характерные черты четырех основных моделей рынка представлены в таблице [19].

Перечисленные ранее рыночные структуры можно условно разделить на реальные и идеальные (абстрактные). Если монополистическая конкуренция и олигополия достаточно широко распространены в реальной экономике, то совершенная конкуренция, монополия и монопсония являются скорее абстрактными моделями, к которым реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться.

 

6.Монополизм и экономическое развитие. Анти- и про- монопольная политика государства.


Антимонопольное регулирование и особенности монополизма в Российской Федерации

Антимонопольная политика - это система мер, осуществляемых государственными органами, направленная на систематическое регулирование рыночного обмена с целью поддержания его конкурентного характера.

Исходные правила антимонопольного регулирования определяются антимонопольным законодательством и проводятся в жизнь специализированными государственными службами. В России для этого в 2004 г. создана федеральная антимонопольная служба (ФАС) Правительства РФ.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и закон Шермана в США (1890), получивший широкую популярность как «Хартия экономической свободы». Закон запретил контракты, объединения и сговоры с целью ограничения торговли, предусмотрел для нарушителей тюремное заключение. Затем антимонопольное законодательство совершенствовалось по мере накопления практического опыта функционирования национальных рынков.

Закон Клейтона (1914) ограничил рост монополии «в самом ее зародыше». В 1936 г. по закону Робинсона-Патмана была запрещена ценовая дискриминация покупателей.

Другие развитые страны разработали антимонопольное законодательство только после Второй мировой войны. Наиболее жесткими и всеобъемлющими являются британское и германское законодательство.

Развитие антимонопольного законодательства остается одним из важных инструментов антимонопольной политики. Наиболее эффективное давление на государственную антимонопольную политику оказывают не потребители, а товаропроизводители. И слишком часто это понятие будет формироваться под влиянием стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной жизни.

В то же время нормой экономической жизни остается не свободная, совершенная конкуренция, а монополия, как важнейший, а зачастую решающий фактор экономического развития страны. Наличие монополии во всех странах с рыночной экономикой (и в России) представляет естественный процесс реализации экономических интересов, закономерности рыночной системы.

Не случайно лишь немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, в частности, американскими судами, закончились заметным снижением количества нарушителей законов.

В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» недобросовестная конкуренция определяется как «любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или уже причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации». В Законе доминирующим признается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке составляет 65% и более. Этот предел может быть и меньше, если есть доказательства монополизма. Не может быть признано доминирующим положение субъекта, если его доля на рынке товара не превышает 35%. Основные функции ФАС: разработка предложений для правительства РФ по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства; экспертных заключений по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции; рекомендации органам власти и управления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции производства и обращения товаров (услуг); контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; контроль крупных продаж и покупок акций и др.

Централизованная структура экономики (министерства, главки, отраслевые объединения), преобладание административных методов хозяйствования в России до начала радикальных реформ создали предпосылки для массовых проявлений монополизма. Предприятия создавались и расширялись в соответствии с потребностями в их продукции для всей страны или данного района. Крупные предприятия при переходе к рынку закрепляли свои экономические преимущества.

Важная особенность российского монополизма - бывшая абсолютная монополия собственности государственных предприятий на производство и продажу основной массы товаров и услуг.

Абсолютный монополизм государства в экономике следует отличать от монополизма отдельных хозяйственных объединений, фирм. Последние могут охватывать целые географические зоны. В централизованной экономике с целью удобства управления, приближения к потребителю предприятия «закреплялись» за определенными регионами. В итоге потребитель лишался возможности выбора других товаров и услуг, а «тепличные» условия создавали монополиста. Такие же условия остаются и при переходе к рынку, например, для предприятий ЖКХ. Результат регионального монополизма - техническая и экономическая отсталость предприятий.

Многие крупные российские предприятия создавались с учетом глубокой специализации. Это затрудняет их демополизацию. Выход из положения многие специалисты видят в создании на добровольных началах крупных хозяйственных структур типа промышленно-финансовых групп (ФПГ), вертикально-интегрированных структур (ВИС), многоотраслевых корпораций, кластеров и даже олигополии и фирм монополистической конкуренции. Рынок должен становиться более конкурентным также за счет развития малого и среднего предпринимательства.

Постоянной заботой ФАС является реформирование и контроль за деятельностью естественных монополий; пресечение нечестных методов конкурентной борьбы; гибкая таможенная политика; поддержание конкуренции налоговыми, ценовыми, кредитными мерами; применение санкций к нарушителям антимонопольных законов и норм.

Главным направлением снижения роли и влияния монополизма в России является развитие конкурентного рынка в отраслях и регионах страны.

Монополия – наличие единственного продавца, положение в хозяйственном процессе, при котором отсутствует состязательность в конкуренции.

Виды монополии:

Закрытая монополия (административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии, технологии, технологии организации и т.д.). Любая закрытая монополия когда-нибудь открывается. Вопрос закрытости – это вопрос стоимости товара заменителя.

Открытаямонополия – монополия, когда фирма становится единственным поставщиком продукта, не имея при этом каких-либо специальных ограничений от конкуренции. Она может возникать из-за прорыва в создании нового продукта, либо существования бренда, авторитета.

Естественнаямонополия –существует там, где в силу различных обстоятельств экономия от масштабов производства дает возможность одному предприятию производить товары и услуги с более минимальными средними издержками, чем при производстве несколькими фирмами, при условии, что нет близкого заменителя.(Например, метро)

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  2. ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  3. создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  4. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  5. " забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:

1. Эффект масштаба.

Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют " естественной монополией". т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. (пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.).

2. Исключительные права.

В ряде стран правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения, пользующихся товарами и услугами монополистов.

3. Патенты и лицензии.

4. Собственность на важнейшие виды сырья.

Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

 

Ценовая политика монополистов.

Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в расходах на доставку и хранение в различных регионах.

 

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста.

Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции.

Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих. Как правило, такая ценовая дискриминация связана с постоянными издержками производства и распределения товаров и услуг.

2. Дискриминация среди покупателей.

Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж, что при дальнейшем повышении цены привело бы к снижению дохода фирмы. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.

Последствия ценовой дискриминации. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те участки рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, также обслуживаются.

Двойственная роль монополии Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, " естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности с антимонопольными (антитрестовскими) законами, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование ведется в двух направлениях:

1. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях. Государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением и в первую очередь контроль за политикой в области цен. Цель государственного регулирования естественных монополий состоит в том, чтобы защитить общество от их всевластия на рынках путем регулирования цен и регламентации качества обслуживания

2. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принимает форму антимонопольного законодательства.

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства. Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся: 1) соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок; 2) отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями; 3) соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции; 4) ценовые соглашения.

 

7.Рынок труда и заработная плата.

Труд, безусловно, является главным фактором функционирования производства. Труд неотделим от своего носителя и в отличие от сырья, материалов, оборудования и земли не может стать собственностью предпринимателя. Труд не только производственный, но и социальный фактор, обладающий определенными правами, которые защищают профсоюзы и государство. Рынок труда - сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг. На нём происходит обмен труда на заработную плату. Спрос на труд предъявляют работодатели, каковыми могут выступать и частные фирмы, и государство. Предложение труда представлено на рынке труда наемными работниками.

В результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена услуги труда - заработная плата, оплата наёмного работника за использование его труда как фактора производства. Номинальная заработная плата - сумма денег, полученная за выполненную работу. Реальная заработная плата - это сумма товаров и услуг, которые могут быть приобретены на деньги, полученные за выполненную работу.

Факторы, определяющие спрос на труд:

· 1. Спрос на конечную продукцию: чем выше спрос на продукт, тем выше и спрос на труд.

· 2. Взаимозаменяемость факторов производств: если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.

· 3. Заработная плата: зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.

· 4. Уровень квалификации работников - при прочих равных условиях предполагает более высокую предельную производительность, что может повести к замещению трудом менее доходных факторов производства.

· 5. Предельная доходность труда: на конкурентном рынке объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (заработной платой), т.е. MRPL=w, где w – стоимость заработной платы, MRPL – предельная доходность труда.

Предложение услуг труда определяется следующими факторами:

· 1. Величина реальной заработной платы: чем выше заработная плата, тем больше предложение труда.

· 2. Время: рынку труда свойственны два эффекта: эффект замещения и эффект дохода. Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда. Но по мере роста заработной платы, уменьшается предельная полезность потребляемых благ и увеличивается ценность свободного времени, что делает его более привлекательным. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы. Таким образом, прямая зависимость между уровнем реальной заработной платы и объемом предложения услуг труда проявляется лишь в определенных пределах, после чего зависимость между ними меняется на противоположную.

 

· 3. Стратегия нанимаемого: работник инвестирует время и деньги в повышение собственных производственных возможностей путем получения образования, платит за образование и отказывается от получения дохода, который он мог бы получить в данное время. Цена услуги труда (заработная плата) и количество востребованного труда (занятость) зависят от типа рынка труда.

Можно выделить следующие типы рынка труда:

1. Конкурентный рынок труда. Вне зависимости от фирмы, уровень заработной платы одинаков, а доля отдельной фирмы слишком мала, чтобы она могла повлиять на ставку заработной платы. Поэтому для отделения фирмы предложение труда является абсолютноэластичным. При этом предельные затраты фирмы на труд равны ставке заработной платы. Поскольку фирма не определяет заработну плату, то от нее зависит лишь количество нанимаемых работников. Фирма нанимает дополнительных работников до тех пор, пока рост выручки превосходит рост издержек, т.е. пока не будет достигнуто равенство MRPL=MRCL=w.

2. Монопсонический рынок труда. Более реалистическим является рынок несовершенной конкуренции, в частности, монопсонии. Он складывается на локальном рынке труда при наличии единственного работодателя или небольшого количества их. Фирма-монопсонист (градообразующая фирма) может определять уровень заработной платы и численность нанимаемых работников. Кривая предложения поднимается плавно, так как фирма должна платить более высокую зарплату для привлечения большего числа работников. При этом она вынуждена доплачивать ранее нанятым рабочим разницу между их ставкой и ставкой следующего рабочего. Например, если ставка первого работающего равна 6, а следующего - 7, то двум рабочим она заплатит 14 и предельные издержки на труд будут равны 14-6 = 8. Поэтому кривая предельных издержек на труд (MRCL) не совпадает с кривой предложения труда (SL). Чтобы максимизировать прибыль, наниматель уравновешивает MRCL с MRPL. При этом он будет нанимать меньше рабочих (Qm) и платить им меньшую зарплату (W), чем на конкурентном рынке.

3. Модель рынка труда с участием профсоюзов. Определяющую роль играет продавец фактора труда. Таким продавцом - монополистом могут стать профсоюзы. Тогда они могут:

· а) ограничивать предложение труда, что ведет к росту заработной платы,

· б) увеличивать спрос на труд путем стимулирования спроса на готовую продукцию фирмы, отрасли,

· в) участвовать в переговорах с правительством по поводу уровня минимальной заработной платы, что вызывает сдвиг всей шкалы заработной платы вверх,

· г) оговаривать уровень заработной платы при заключении количества договоров.

Добиваясь более выгодных условий найма и оплаты для своих членов, профсоюз может способствовать росту безработицы (ставка заработной платы выше равновесной) и сокращению занятости, увеличению средних издержекк и утрате фирмой конкурентных позиций.

4. Рынок двухсторонней монополии. Это такая модель, где монополии покупателя (монопсонии) противоставляется монополия продавца, фирме – монопсонисту противостоит профсоюз - монополист. В этом случае уровень заработной платы зависит от соотношения этих сил, который приближается к конкурентному рынку. Если сильна администрация – устанавливается ниже, если профсоюзы - выше конкурентного значения.

Помимо зависимости от типа рынка, количество занятых и размер заработной платы зависят от формы ее организации.

1. Сдельная форма организации заработной платы. Зависит, прежде всего, от количества произведенной продукции и уровня квалификации работника, а потому она применима в дискретных технологических процессах. Для этого разрабатывалась тарифная система, включающая тарифно-квалификационные справочники (перечень требований к выполнению работ по каждой профессии и каждому разряду) и тарифные сетки (указывались стоимость заработной платы 1 разряда и тарифные коэффициенты по каждому из последующих. Умножение стоимости 1 разряда на тарифные коэффициенты определяло ставки для более квалифицированных рабочих).

2. При повременной заработной плате важнейшими факторами ее дифференциации является уровень квалификации работника и отработанное им время, применяется при непрерывных производственных процессах, когда количество произведенной продукции не зависит от индивидуальных усилий работника, например, задается принудительно ритмом конвейера.

3. Метод аналитической оценки рабочих мест – наиболее адекватная потребностям времени система определения качественных различий в труде, в соответствии с которой каждый из видов работ, производящихся на предприятии занимает свое определенное место в иерархии рабочих мест на предприятии. Полученная структура работ служит основой для дифференциации ставок заработной платы. Критерии:

· 1) квалификация,

· 2) усилия (физические и умственные),

· 3) ответственность работников за выполнение работ,

· 4) условия труда.

4. Контрактная форма организации заработной платы. Согласно контракту, работник получает право выбора формы оплаты труда, продолжительности и формы занятости, места работы. Возрастает роль единовременных выплат, которые часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями.
Номинальная заработная плата - заработная плата в денежном выражении. Характеризует уровень заработной платы вне связи с ценами на товары и услуги. По ее размеру можно судить об уровне дохода, но не об уровне потребления человека.
Реальная заработная плата - заработная плата, выраженная в материальных благах и услугах; показывает, какое количество предметов потребления и услуг работник может фактически приобрести на свою заработную плату. Реальная заработная плата определяется размером номинальной заработной платы, уровнем цен на предметы потребления и услуги, а также величиной взимаемых налогов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.