Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земельные отношения и формирование земельного рынка.






Земля как товар – это объект купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности и имеющий определенные качественные и количественные характеристики.

Цена на землю выступает как капитализированная рента. Также как и на любой товар, она определяется спросом и предложением. По мере понижения цены на рынке увеличивается спрос на земельные участки, а с ростом цен – снижается. В рыночной экономике земля, как и любое другое благо, приносящее доход, является товаром. Земля покупается и прода­ется. В экономически развитых странах купля-продажа земли обычно не превышает 3%. Поскольку предложение земли фик­сировано, то цена земли, как и рента, целиком определяются спросом на землю. Цена земли — цена собственности на участок земли.

Особенностью земли как товара является то, что покупается не сама земля, а доход, который она приносит. Иными словами, покупается право на получение регулярного дохода в течение не­определенного периода времени. Владелец земельного участка намерен получить от продажи земельного участка такую сумму, поместив которую в банк можно получить доход в виде процен­та, равного ренте.

Различают три вида плодородия почвы: природное, искусствен­ное и эффективное.

Природное, или естественное (потенциальное), плодородие возникает и развивается под влиянием естественных процессов, без воздействия человека на почву. Оно неодинаково у разных типов почв и проявляется в процессе первичного использования почвы в земледелии при освоении целинных земель. Уровень при­родного плодородия зависит главным образом от механического и химического состава почвы (содержание гумуса).

Искусственное плодородие создается трудом человека в процес­се использования земли как главного средства сельскохозяйствен­ного производства. Поэтому оно и называется искусственным. За­висит оно от уровня развития производительных сил и производст­венных отношений.

Эффективное (экономическое) плодородие представляет собой суммарное выражение естественного и искусственного плодородия почвы и тесно связано с развитием социально-экономических отно­шений общества. При совершенной социальной структуре общества, где развитие науки и техники достигает высокого уровня, создаются все условия для прогрессивного увеличения эффективного плодо­родия почвы. Рациональное использование почвы способствует повышению ее плодородия.

Земе́ льная ре́ нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты).

Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли.

Монопольная рента — особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

 

  1. Понятие и виды воспроизводства в сельском хозяйстве. Экстенсивная и интенсивная формы расширенного воспроизводства.

Воспроизводство есть постоянное возобновление элементов производства (рабочей силы, средств производства, природных ресурсов) и, прежде всего капитала. Это значит, что движущей силой воспроизводственного процесса являются капитальные затраты, рассчитанные на получение экономической выгоды.
Особенности осуществления воспроизводства в сельском хозяйстве обусловлены тем, что по сравнению с другими отраслями решающее значение здесь имеет воспроизводство природно-биологической системы - земли, растений и животных.

Принято различать два вида воспроизводства - простое и расширенное.
Простое воспроизводство характеризуется тем, что происходит повторение производства при стабильном производственно-техническом потенциале в прежнем объеме с неизменным качеством произведенного продукта. Это, в свою очередь, обусловливает неизменность факторов производства. Весь прибавочный продукт, если он производится, используется производителем на цели потребления.
При расширенном воспроизводстве размеры произведенного продукта и факторы производства в каждом последующем цикле увеличиваются. Источником обеспечения расширенного воспроизводства является прибавочный продукт - его часть должна быть использована для улучшения количественных или качественных характеристик средств и предметов труда. Инвестирование, обеспечивающее рост производственного потенциала предприятия, осуществляется не только из собственных средств, но и за счет привлекаемых финансовых ресурсов (бюджетные средства, кредиты в коммерческих банках и т.д.).
Принято различать два пути осуществления расширенного воспроизводства - экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивный путь связан с количественным увеличением средств труда. Например, для экстенсивного развития зернового производства характерным является расширение посевных площадей на прежней технологической основе (без существенного изменения применяемых технических средств и сортового состава). Так, в середине 50-х гг. освоение целинных и залежных земель позволило при сравнительно низкой урожайности решить имевшиеся на тот период продовольственные проблемы. Однако беспредельное расширение посевных площадей приводит к нарушению схем севооборотов, истощению почвенного плодородия и другим экологическим проблемам. Этот путь не имеет перспективы, так как количество земель ограничено.
затрат.
скота.
Для интенсивного пути характерно совершенствование качественных сторон процесса производства, обусловливающих увеличение количества и повышение качества конечной продукции. Улучшение качества продукции также является расширением производства, так как при равных количественных объемах стоимостная оценка более качественной продукции будет выше.
Важным направлением реализации интенсивного пути развития сельскохозяйственного производства является рост производительности труда за счет повышения квалификации работников, комплексной механизации производственных процессов.
Другим направлением использования интенсивного пути расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве является повышение урожайности культур в растениеводстве и повышение продуктивности скота - в животноводстве. Этого можно достичь в современных экономических условиях за счет использования биологического фактора, а именно внедрения в производство новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород животных. Этот путь позволяет более эффективно использовать имеющиеся в хозяйствах материальные ресурсы за счет более высокой устойчивости новых сортов к болезням и вредителям.

  1. Значение и современные тенденции развития отрасли растениеводства.

Растениево́ дство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений. Растениеводческая продукция используется как источник продуктов питания для населения, как корм в животноводстве, как сырьё во многих отраслях промышленности (особенно в пищевой, текстильной, фармацевтической и парфюмерной промышленности), а также в декоративных (в цветоводстве) и многих других целях[1].

В условиях роста конкуренции маркетинговая деятельность приобретает для товаропроизводителей растущей значимости. Как показало исследование, фермерские хозяйства имеют менее разветвленные каналы сбыта зерновых и масличных культур, чем сельхозпредприятия.

Самым весомым каналом сбыта указанной продукции как для фермеров (40% в 2003 г.), так и для сельхозпредприятий (34%) является ее продажа оптовым торговым компаниям (трейдерам).

Вторым по важности каналом реализации этой товарной группы является продажа на розничных сельхозрынках: таким образом было реализовано, соответственно, 28 и 20% урожая зерновых / масличных. Следовательно, возможность получить несколько более высокую цену и доступность этого канала сбыта может перевешивать главные его недостатки: малые товарные партии и значительные затраты рабочего времени.

Третьим по важности каналом является оптовые рынки. На них реализуют, соответственно, 19 и 12% урожая зерновых и масличных культур.
Исследование также показали, что сельхозпредприятия обычно теснее работают с государственными закупочными организациями: 6% своей товарной продукции они реализуют именно государству. А фермерские хозяйства - всего 1%. Объемы реализации зерна и масличных через другие каналы сбыта (биржи, комбикормовые заводы, прямой экспорт) были очень незначительными.

Если говорить об особенностях реализации овощной продукции, то результаты исследования ярко иллюстрируют, как объем производства влияет на выбор канала сбыта. Для фермерских хозяйств, где посевные площади под овощами, как правило, меньше, чем в сельхозпредприятиях, весомые каналы сбыта - розничные и оптовые рынки. На них реализуют, соответственно, 29 и 25% производимой фермерскими хозяйствами овощной продукции.

Для сельхозпредприятий, которые имеют значительно большие объемы производства овощей, важнейшими каналами сбыта является реализация предприятиям пищевой промышленности (32%) и оптовым торговым компаниям (25%). Как и в случае реализации зерновых и масличных, объем продажи овощей через биржи, сети супермаркетов и на экспорт в 2003 г. не превышал 1%.

  1. Значение и современные тенденции развития отрасли животноводства.

Животноводство – отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. История возникновения отрасли уходит корнями в глубокую древность, когда человек стал приручать и одомашнивать животных для использования их в своих хозяйственных нуждах. Своим упорным трудом человек изменил природу диких животных и добился повышения их продуктивности.

Животноводство обеспечивает население продуктами питания (мясо, молоко, яйца и др.), легкую промышленность – сырьем (кожа, шерсть, щетина, молоко и др.), дает живую тягловую силу (лошади, верблюды, олени) и ценное органическое удобрение –навоз. Из продуктов и отходов животноводства получают корма (костная мука, обрат и др.), а также различные лекарственные препараты (лечебные сыворотки, гормональные препараты и др.).

Отрасли животноводства – скотоводство, свиноводство, овцеводство и птицеводство различаются по виду, выходу и качеству производимой продукции, затратам кормов, средств труда на ее производство. Они предъявляют различные требования к структуре кормления, отличаются по трудоемкости, что значительно влияет на уровень совокупных затрат и эффективность производства.

Животноводство развивается в тесной связи с растениеводством. Примерно 75% массы возделываемых сельскохозяйственных культур находится в неусваиваемой человеческим организмом форме, но используется для корма животных.

Для оценки экономической эффективности производства и реализации продукции животноводства используется система показателей, которые подразделяются на общие и специфические.

К числу общих показателей эффективности относятся:

– стоимость произведенной или реализованной продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, 1 условную голову скота, 100 рублей стоимости основных производственных фондов отрасли, 1 работника;

– производственная и коммерческая себестоимость произведенных видов продукции;

– чистый доход от производства и прибыль от реализации продукции;

– уровень производственной и коммерческой рентабельности продукции животноводства;

– трудоемкость производства различных видов животноводческой продукции;

– фондоемкость и фондоотдача отраслей животноводства;

– норма прибыли.

К числу специфических показателей эффективности отрасли животноводства можно отнести:

– продуктивность животных;

– оплату корма продукцией;

– расход кормов в натуральном и стоимостном выражении в расчете на 1 ц произведенной продукции и на 1 голову;

– производство кондиционной продукции на 1 день межотельного периода или на 1 день лактации (в молочном скотоводстве);

– производство кондиционной продукции на 100 кг живой массы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.