Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Микроэкономика






 

 

  1. Взаимодействие цены, спроса и предложения в рыночном механизме

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Выходит, что рост цены сам по себе не стимулирует увеличение спроса, спрос растет из-за ожидания, что цены вырастут еще больше. И это ожидание, кстати, не всегда может быть оправданным, и покупатель в какой-то мере рискует, бросаясь покупать дорожающий товар. Однако продавцу такие ожидания со стороны потребителей выгодны, поэтому нередко он старается поддерживать их со своей стороны, распространяя слухи, намеки и т.д. Так что динамика величин спроса зависит не только от реального повышения цены, но еще и от ожидаемого. Таким образом, социально-психологическое состояние потребителей превращается в настоящий экономический фактор. И с помощью анализа увеличения спроса во время роста цены можно количественно проследить «инфляционную» панику среди населения.

Еще один парадокс, который становится понятнее благодаря рассмотрению предыдущей ситуации – это снижение спроса при понижении цены, хотя, согласно закону, спрос тогда должен расти. Снова в игру вступает фактор ожидания. Зачем покупать сейчас, если завтра может быть еще дешевле. Закон спроса, который в этом случае предписывает увеличение спроса, вступит в силу, но «завтра».

И третий распространенный парадокс – тот, который делает спрос на традиционно недешевые товары устойчивым и «нереагирующим» на внешние факторы. В принципе, это еще один вид парадокса, который был описан в самом начале. Такие товары, которые при любых обстоятельствах остаются дорогими, потому и покупают, что они являются беспроигрышными инвестициями, не теряющими свою цену. Среди таких товаров можно назвать золото, драгоценности, меха, землю, изделия искусства… К тому же цены на такие товары могут еще и повышаться, а значит, покупатель может рассчитывать на извлечение выгоды от такого товара «завтра».

Эффект Веблена — демонстративное потребление, которое возникает при потреблении благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой. Такое потребление подчёркивает социальную значимость (статусность) того, кто может себе это позволить. Назван по имени экономиста Торстейна Бунде Веблена.

При таком эффекте наблюдается прямая зависимость: повышение цены на товар приводит к повышению уровня его потребления.

Эффект Гиффена (Giffen effect, парадокс Гиффена) — снижение цены на отдельные виды товара приводит к снижению на них спроса. Справедливо и обратное: повышение цены на отдельные виды товара приводит к повышению на них спроса.

Эффект Гиффена относится к реакции покупателей на экономическую или политическую ситуацию и распространяется на товары первой необходимости. Различное поведение покупателей в отношении товаров, позволило сформулировать разделение товаров на две группы: обычные товары и " товары Гиффена".

Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на товар, люди начинают покупать этого товара больше. В этом заключается парадоксальный эффект Гиффена. Характерными примерами товаров Гиффена можно считать: рис, макароны, хлеб, кратковременный эффект наблюдается при повышении цен на бензин.

Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса.

 

 

Цена спроса - это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара.

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров-заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 1) рыночная цена при состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца; 2) цена, по которой продавец предлагает товар на данном рынке.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.

Последствия неравновесных цен: избыток товара, дефицит, застой.

НАЛОГИ – обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с физических и юридических лиц и поступающие в государственный и местный бюджеты. В данной модели для ее упрощения рассматривается потоварный налог (налог в фиксированной сумме с каждой единицы товара), причем предполагается, что его уплачивает продавец.

Налог выступает одним из экономических рычагов регулирования рынка.

Смещая точку равновесной цены, налог не нарушает законов спроса и предложения.

Налоги также искажают общее равновесие так, как способствуют отклонению цен от равновесных. Это влияет, с одной стороны, на производителей (снижая стимулы производства), а с другой стороны на выбор потребителей. Последние, стремясь уменьшить налоговое бремя, выбирают товары-заменители. Растущий эффект взаимозаменяемости приводит к искажениям совокупного спроса и в конечном счете к потерям эффективности.

Цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовывать свои действия, приходить к взаимному компромиссу. На рынке совокупность индивидуальных решений продавцов и покупателей получает свое признание. При этом условия торговли корректируются до тех пор, пока эта совокупность не станет сбалансированной, т. е. пока спрос не будет уравновешен предложением. А главное — конкурентное равновесие позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обоих участников рыночных отношений. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше, чем были готовы.

Излишек потребителя — это разница между ценой спроса, то есть максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за товар и рыночной ценой, которую они в действительности уплатили. Аналогично, излишек производителя.

Излишек производителя — это разница между рыночной ценой, которую получили за свой товар и ценами предложений, то есть теми ценами, по которым готовы были его предложить. Сумма излишков (треугольник, м.б. равнобедренный) и характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия. Конкурентное равновесие позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обоих участников рыночных отношений. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем предполагали вначале, а производители продали больше и дороже, чем были готовы. Точка равновесия на конкурентном рынке эффективна по Паретто, т.к. не возможно повышение благосостояния одних участников рыночного процесса без ущерба для других. Итак, если существует свободный рынок, экономика эффективно распределяет ресурсы, но с точки зрения общественного оптиума (благосостояния), это условие необходимое, но не достаточное, т.к. существует несправедливость в распределении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.