Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социального факта. Онтологические и гносеологические факты.






Школа гуманитарных наук ДВФУ

Одобрено решением Ученого совета Школы выписка из протокола от 20 февраля №___   УТВЕРЖДАЮ Директор   ___________Ф.Е. Ажимов «___» ___________ 2014 г.
   
   

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

Специальность 040201.65 Социология

Специализация «Общая социология»

Форма подготовки очная

I. Содержание программы государственного экзамена

 

Понятие социального факта. Онтологические и гносеологические факты.

Понятие социального факта ввел в науку француз Эмиль Дюркгейм.

Окружающее нас общество Дюркгейм определил как социальную реальность и выделил в ней отдельные элементы - социальные факты. Эти социальные факты рассматриваются в двух аспектах - онтологическом (бытийном) и гносеологическом (познавательном).

В онтологическом аспекте, социальный факт - это любое, независящие от наблюдателя, состояние действительности или свершившиеся события.

В гносеологическом аспекте, социальный факт - обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов социальной действительности, в некотором пространственно-временном интервале.

Таким образом, социальный факт - явления и событие и значение об этом явлении и событии.

Организованный процесс получения нового знания о явлениях и процессах общественной жизни, в котором сочетаются разнообразные формы научного знания, составляет содержание социологического исследования. Социологические исследования предполагает изучение социальных фактов.

Социологическое исследование как измерение в широком смысле - это сбор новых фактов и их интерпретация в терминах выбранной или построенной в соответствии с поставленной задачей теоретической модели с помощью методов, адекватных операциональным определениям свойств конструктов, лежащих в основании этой модели.

Пример: предположим, что мы провели упомянутый " массовый количественный опрос". Онтологическими фактами в таком случае будут служить ответы респондентов как первичные социологические данные, зафиксированные в социологических анкетах. Например, факт состоит в том, что некий респондент в ответ на указанный выше вопрос отметил код 5 - " разошелся с женой". Когда мы посчитаем проценты (что обычно связывается с количественной стратегией), то получим новые онтологические факты, характеризующие уже не отдельного респондента, а выборку в целом. В качестве примера такого онтологического факта может выступать, скажем, то обстоятельство, что у 30% мигрантов браки распались, или что среди молодых мигрантов количество браков, распавшихся в течение первых двух лет адаптации к новой среде, вдвое выше, чем среди мигрантов старших возрастов и т.д. Назовем факты первого вида онтологическими фактами первого уровня, а второго вида - онтологическими фактами второго уровня. Таким образом, априорные представления об изучаемой закономерности (в нашем случае имеется в виду гипотеза о большей склонности к распаду молодых семей) мы тоже " превратили" в число - в онтологический факт, состоящий в том, что доля распавшихся браков среди молодых мигрантов значительно выше, чем среди респондентов более старшего возраста.

Конечно, подобные онтологические факты что-то говорят об изучаемом феномене. Но содержательные социологические выводы будут носить несколько иной характер. Они будут соответствовать гносеологическим фактам. Например, мы будем говорить, что молодежь более склонна к разводу, и попытаемся как-то объяснить это, исходя из нашего 103 предшествующего опыта. Мы можем априори полагать, что только многолетняя совместная жизнь супругов, определенного рода " притирка" их друг к другу делает брак устойчивым, способным выдерживать непривычные условия существования, и будем считать, что наблюдение подтвердило нашу гипотезу. Это подтверждение и будет служить гносеологическим фактом. Таким образом, гносеологические факты получаются в результате интерпретации онтологических. Поэтому гносеологический факт мыслим только в рамках определенной теоретической модели. Однако с наличием априорной модели связано и получение онтологических фактов. Так, априорные модельные соображения обусловили то, что у каждого респондента мы интересовались именно тем, распался ли его брак; то, что мы сравнивали число распавшихся браков именно для старых и молодых; то, что мы выбрали для проверки нашей гипотезы именно тот или иной математический метод. Таким образом, мы не можем говорить о полной независимости онтологических фактов от сознания исследователя: сама анкета является плодом его теоретических размышлений. В этом проявляется относительность деления всех фактов на онтологические и гносеологические.

3. Виды социологического исследования: разведывательное, описательное, аналитическое.

Структура процесса организации и основные принципы планирования социологического исследования.

Кабинетные методы сбора информации опираются на вторичные источники, поэтому часто называются методами работы с документами. В качестве документов выступают материалы как вторичных (внешних и внутренних) источников, так и первичных документов: ответы на открытые вопросы анкет, материалы фокус-групп и свободных интервью. Кроме того, в качестве документов рассматриваются художественные произведения, научные и монографические издания, кино-, видео-, аудио-, фотоматериалы и т. п.

Кабинетные методы используются при подготовке полевого исследования (поскольку позволяют предварительно ознакомиться с объектом и отраслью исследования); при формировании рабочих гипотез, при сборе статистической информации для обоснования выборочных процедур; при проверке и интерпретации информации, полученной с помощью полевых методов.

Кабинетные методы используются и как самостоятельные методы сбора информации при исследовании рынка, изучении традиций, динамики общественного мнения по какой-либо проблеме, при исследовании рекламных сюжетов и стимулов, направленных на активизацию потребителей.

Общая характеристика кабинетных методов сбора информации

Метод Характеристика Достоинства Недостатки
Традиционный (классический) анализ Анализ сути материала с заданной точки зрения Выделяет основные идеи, отслеживает логику связей, противоречия, зависимость контекста материала и обстоятельств его появления Субъективность, трудоемкость
Контент-анализ документов Анализ наличия в содержании материалов определенных смысловых категорий Возможность статистической обработки. Высокая объективность Необходимо однозначное правило формализации, неполное раскрытие содержания, необходимость большого массива информации
Информативно-целевой анализ Анализ информативности материалов Оценивает способность автора реализовать коммуникативные намерения Применяется только для текстовых материалов





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.