Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 72 Выручка от реализации продукции






Существует два вида выручки. 1. Бухгалтерская прибыль – валовый доход от реализации продукции. 2. Чистая прибыль – средства полученные после оплаты обязательных платежей.

Чистая прибыль тратится на:

1. Дивидендные выплаты

2. Премирование работников (не обязательно финансово, путёвки и прочее)

3. Накопительная часть (резервный и прочие фонды)

4. Потребительная часть (возвращается в оборот)

В принципе это всё. Больше тут ничего не добавишь, но на всякий случай запихну сюда большой текст, что б не считали лентяем.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или(и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина " балансовая прибыль" связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, ихпрочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

 

Вопрос№ 73 Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.

Основной капитал предприятия – это денежные средства вложенные в основные фонды предприятия.

В состав основного капитала входят:
основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (это денежная оценка ОФ и материальных ценностей, имеющих длительный срок службы);
незавершённые долгосрочные инвестиции – затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий;
долгосрочные финансовые инвестиции – инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Нематериальные активы. Могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

К основным фондам относят: здания – вид основных фондов, включающий архитектурно – строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей; сооружения – объекты инженерной инфраструктуры,; рабочие и силовые машины и оборудование – мелкие части капитала, которые используются в производстве товаров; измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника.

Кругооборот основного капитала смотрите по красивой схеме в вопросе №71. Спасибо за внимание, удачно сдачи госов; -)

 

 

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

  • Содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
  • Дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
  • Служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Бюджетирование - это процесс построения и исполнения бюджета предприятия на основе бюджетов отдельных подразделений.

2) Бюджетирование - это процесс планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период.

3) Бюджетирование - это финансовое планирование в компании

Бюджетирование – это технология организации менеджерского (управленческого) учета, предусматривающая разработку и использование системы бюджетов для планирования и оперативного управления организацией.

Основные этапы подготовки бюджета:

Подготовка прогноза продаж.

Определение ожидаемого объема производства.

Расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов.

Определение движения денежных средств и других финансовых показателей.

Составление планируемых финансовых отчетов.

Бюджетирование представляет управленческий инструмент распределения (планирования)ресурсов, охарактеризованных в денежных и натуральных показателях для достижения стратегических целей бизнеса. Бюджетирование также можно представить как процесс анализа ранее принятых решений (контроль), через который предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов предприятия, " добротности и качества используемых источников".

Основная сложность бюджетного процесса определяется тем, что принятие управленческих решений связано с будущими событиями и необходимостью прогнозирования. Неопределенность внешнего окружения может вызывать искушение утверждать о невозможности планирования. Однако здесь все как раз наоборот: если существует стабильное окружение, то и не существует потребности в планировании. Планирование в данном случае - простой перенос фактических данных в будущие периоды. Именно неопределенность диктует необходимость, сложность, но также важность планирования. Возможно ошибки планирования - самые дорогостоящие из всех корпоративных.

Структурное бюджетирование представляет собой целостную систему, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до контроля за их исполнением.

Стандартным способом организации бюджетирования является разбиение и планирование доходов, расходов и прочих показателей финансовой деятельности организации по статьям различного уровня подробности.

Важной особенностью является взаимосвязь различных показателей финансового плана – доходы зависят от продаж, расходы зависят от планируемого объема производства и т.п.

75. 12. Основные направления стратегического менеджмента.

В настоящее выделяется пять основных направлений стратегического менеджмента:

1. Определение сферы деятельности и разработка миссии организации

2. Разработка долговременных и краткосрочных целей деятельности организации

3. Разработка стратегии достижения целей деятельности

4. Реализация стратегии организации

5. Оценка эффективности стратегии по результатам деятельности организации и введение корректирующих воздействий

Поскольку условия современного бизнеса крайне динамичны, данный процесс является непрерывным и представляет собой постоянно возобновляющийся цикл с интенсивными обратными связями. Кроме того границы между фазами цикла достаточно условны. Так, постановка конкретных стратегических задач, безусловно, выигрывает от наличия концептуального видения перспектив бизнеса. С другой стороны, целеполагание и выбор стратегии в свою очередь стимулируют дальнейшее развитие концептуальных представлений (о месте фирмы в бизнесе, основных направлениях ее деятельности, принципиальных установках, стандартах поведения и пр.). Практический же опыт реализации стратегического плана может радикально изменить все составляющие последнего (и общую концепцию, и намеченные цели, и выбранные стратегии).

Первый этап. Определение сферы деятельности организации предполагает: – определение удовлетворяемой потребности; – идентификацию потребителей; – определение способа удовлетворения потребностей конкретных потребителей. То есть необходимо ответить на вопрос: " Что, для Кого и Как мы производим? "

Второй этап. Определение долгосрочных и краткосрочных целей организации. После того, как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные (3 – 5 лет и более) и краткосрочные (1 – 2 года) цели организации. Третий этап. Формулирование стратегии. Формулировка стратегии – функция управления, заключающаяся в формировании миссии организации, определении целей деятельности и создании стратегии. Конечным продуктом формулировки стратегии является стратегический план. Стратегический план – документ, содержащий цель организации, ее направления развития, долгосрочные и краткосрочные задачи и стратегию развития. Стратегия необходима как всей компании в целом, так и отдельным ее связующим звеньям – научные исследования, продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д.

Четвертый и пятый этапы. Реализация стратегии, оценка ее эффективности и корректировка предыдущих этапов. Два последних этапа рассматриваются совместно, так как они не имеют четких разграничений. В процессе реализации стратегии идет постоянная ее оценка и корректировка. Реализация стратегии – это функция не только высшего руководства, а работа для всей управленческой команды. Все менеджеры выступают как реализаторы стратегии в рамках своих полномочий и ответственности. Последний этап является мостиком, возвращающим компанию к исходным первым пунктам, но на качественно новом уровне. Таким образом, процесс стратегического менеджмента можно представить в виде непрерывной восходящей вверх спирали.

76. Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности.

Инновационная политика - это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом осознается, что определенная часть проектов новшеств неизбежно окажется нереализованной. Вместе с тем, во всех развитых странах мира делаются попытки создания четкой политики, способной реагировать на быстрые и неожиданные изменения ситуации, поддерживать сложные проекты с высокой степенью технического и финансового риска. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом. Инновационная политика государства направлена на хозяйственное использование научно-технического потенциала, на укрепление внутренних связей научно-техническом комплексе. Формирование инновационной политики взаимосвязано, прежде всего, с переориентацией системы государственного регулирования на всемерное поощрение предпринимательства, частной инициативы. Набор методов и средств государственной инновационной политики достаточно широк. Это различного рода мероприятия, стимулирующие инновационную активность бизнеса; корректирование налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства; регулирование передачи технологии; система контрактных взаимоотношений; снятие ряда ограничений в отношении охраны окружающей среды, антимонопольное законодательство; различные формы поддержки межорганизационной кооперации и малого инновационного бизнеса. Государство, создавая необходимые условия для реализации инновационной политики, влияет на развитие не только государственного, но и частного сектора инновационной деятельности При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45 % в национальном доходе. Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:

  1. стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;
  2. система экономических льгот субъектам инноваций и инвесторам, включая иностранных;
  3. поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.

Государство может выступить непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергетики). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой (отраслью), что отражается при объявлении долгосрочной инновационной политики и выделении текущих приоритетов. В зависимости от бюджетных возможностей, полномочий, делегированных в регионы, значимости инноваций для экономики в целом определяются степень и форма поддержки (участия), а также глубина и метод государственного регулирования. Вместе с тем важные макроэкономические категории, такие, как благоприятные ставки процента и налогов, масштаб кредитных ресурсов, имеют фундаментальное значение для инноваций. Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

  • совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
  • участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
  • организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
  • создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

 

77. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание

Финансовый анализ - базовая основа экономического анализа и управления финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования.

Методы финансового анализа - горизонтальный (временной), вертикальный, трендовый, сравнительный (пространственный), факторный, метод финансовых коэффициентов. Информационное обеспечение анализа финансового состояния.

Предварительный анализ финансового состояния - обобщенная характеристика оценки -экономического потенциала субъекта (имущественного и финансового положения, «больных» статей баланса) и результатов финансово-хозяйственной деятельности (прибыльности, динамичности, эффективности использования экономического потенциала).

Понятие платежеспособности субъекта и его показатель. Балансовое уравнение платежеспособности. Понятие ликвидности и ее показатели. Нормативные показатели оценки платежеспособности. Понятие экономического эффекта и экономической эффективности.

Детальный анализ финансового состояния субъекта хозяйствования - подробная характеристика имущественного и финансового положения субъекта, результатов его деятельности и возможностей развития. Направления углубленного анализа: исследование экономического и финансового положения субъекта; анализ и оценка экономического

потенциала субъекта; анализ и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности за прошлые периоды.

Информационная основа углубленного анализа финансового состояния субъекта хозяйствования.

Анализ финансового состояния - это часть финансового анализа. Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимой для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности предприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Способность предприятия своевременно производить платежи свидетельствует о его хорошем финансовом положении.

Финансовое состояние предприятия (ФСП)- это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Внутренний анализ осуществляется для нужд управления предприятием. Его цель- обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикаций отчетности. Его цель- установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основными задачами как внутреннего, так и внешнего анализа являются:

  • Общая оценка финансового положения и факторов его изменения;
  • Изучение соответствия между средствами и источниками, рациональности их размещения и эффективности использования;
  • Соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;
  • Определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;
  • Долгосрочное и краткосрочное прогнозирование устойчивости финансового положения.

Для решения этих задач изучаются:

  • Наличие, состав и структура средств предприятия; причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия; причины и последствия их изменения;
  • Состояние, структура и изменение долгосрочных активов;
  • Наличие, структура текущих активов в сферах производства и обращения, причины и последствия их изменения;
  • Ликвидность и качество дебиторской задолженности;
  • Наличие, состав и структура источников средств, причины и последствия их изменения;
  • Платежеспособность и финансовая гибкость.

Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса очень трудно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

  1. c общепринятыми “нормами” для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
  2. c аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
  3. с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения улучшения или ухудшения ФСП.

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: сравнение, сводка и группировка, цепные подстановки, прием разниц. В отдельных случаях могут использоваться методы экономико-математического моделирования (регрессивный анализ, корреляционный анализ).

Информационной базой для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность. Отчетность организации (хозяйствующего субъекта) - это система показателей, характеризующая результаты и отражающая условия ее работы за истекший период.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.

В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяется размер и источники заемных средств, оцениваются объем выручки от реализации и размер прибыли,

При этом следует сравнивать фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей.

При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Система показателей, используемых для аналитической работы

При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.

Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы (для разработки финансовой политики особое значение имеет выбор системы показателей, поскольку они являются основой для оценки деятельности предприятия внешними пользователями отчетности, такими как инвесторы, акционеры, кредиторы).

78. Факторный анализ финансово-экономических показателей

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа: Постановка цели анализа. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами). Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ. Детерминированный факторный анализ основывается на методике изучения влияния таких факторов, взаимосвязь которых с обобщающим экономическим показателем является функциональной. Последнее означает, что обобщающий показатель представляет собой либо произведение, либо частное от деления, либо алгебраическую сумму отдельных факторов. Стохастический факторный анализ основывается на методике исследования влияния таких факторов, взаимосвязь которых с обобщающим экономическим показателем является вероятностной, иначе — корреляционной. В условиях наличия функциональной взаимосвязи с изменением аргумента всегда имеет место и соответствующе изменение функции. При наличии же вероятностной взаимосвязи изменение аргумента может сочетаться с несколькими значениями изменения функции. Факторный анализ подразделяется также на прямой, иначе дедуктивный анализ и обратный (индуктивный) анализ. Первый вид анализа осуществляет изучение влияния факторов дедуктивным методом, то есть в направлении от общего к частному. При обратном факторном анализе влияние факторов исследуется индуктивным методом — в направлении от частных факторов к обобщающим экономическим показателям. Факторный анализ финансовой устойчивости предусматривает построение такой цепочки показателей, на основе которых можно сделать вывод о финансовом состоянии организации. Для этого собственный капитал компании раскладывается на отдельные элементы, каждый из которых может оказывать определенное влияние на результирующий показатель, в этом случае модель факторного анализа устойчивости будет иметь вид: СК/И = (СК/ИДФ) * (ИДФ/ЗК) * (ЗК/И) = *СК/Индф) * (Индф/И)

где СК - величина собственного капитала; И - сумма активов компании (валюта баланса);

ЗК - сумма привлеченного капитала;

ИДФ - имущество в денежной форме (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения);

Индф - имущество в неденежной форме (внеоборотные активы + запасы + НДС + дебиторская задолженность + прочие оборотные активы).

Следует отметить, что эта цепочка показателей может использоваться для анализа статики и динамики. Подставляя в данную формулу данные только на начало или только на конец отчетного периода, а также их приростные значения, можно будет получать характеристику собственной составляющей имущества на тот или иной период времени. Под собственной составляющей имущества (СК/КАП) понимается доля имущества, обеспеченная собственным капиталом. Важность собственной составляющей имущества объясняется тем, что данное соотношение объективно характеризует достигнутый экономический потенциал для дальнейшего развития, что при прочих равных условиях дает оценку и индикатору абсолютной платежеспособности предприятия, и финансовому рычагу, как в структуре капитала, так и в структуре активов. Подводя итог можно сказать что, финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов компании над ее расходами. Финансовая устойчивость обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами и способствует непрерывному процессу производства и реализации продуктов или услуг компанией.

 

79. 79. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМПРЕДПРИЯТИЯ

Финансовый механизм предприятий – это система управления финансами, совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми де-нежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обес-печивает рентабельную работу, и получение максимальной прибыли.

Финансовый механизм предприятия - составная, центральная часть хозяйственного меха-низма предприятия, что объясняется ведущей ролью финансов в сфере материального производства.

Финансовый механизм предприятия строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Его основы устанавливаются государством для решения тех задач, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития.

Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:

а) организация финансовых отношений;

б) управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержание первой функции финансового механизма является создание им стройной си-стемы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

Действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это система рационального управления процессами финанси-рования хозяйственной деятельности предпринимательской организации. В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на финансовый механизм.

Финансовый механизм состоит из двух подсистем:

управляющей;

управляемой.

Управляющая подсистема включает в себя финансовую службу предприятия и ее подраз-деления, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финан-совая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.

Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя:

финансовые отношения;

источники финансовых ресурсов;

финансовые ресурсы предприятия;

денежный оборот предприятия.

В качестве основного объекта управления в финансовом механизме выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходя-щих через расчетный и другие счета предприятия.

Управлять денежным оборотом - значит прогнозировать и планировать его возможные состояния в ближайшей и в отдаленной перспективе, определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу.

 

Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выра-жающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Организация финансового механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация пло-хая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.

Организация финансового механизма сводится прежде всего к объединению людей, сов-местно реализующих финансовую программу на основе каких-то правил и процедур.

К организационным процедурам относятся: создание органов управления финансами, по-строение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм норма-тивов и т. п.

Организация финансового механизма отражает также тесную взаимосвязь между систе-мой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается через координацию и регулирование.

Координация (лат. соре + ordinatio — расположение в порядке) в финансовом механизме означает согласованность работ всех звеньев системы механизма, аппарата управление и специалистов. Координация, обеспечивает единство отношений финансового механизма и финансовых ресурсов.

Регулирование (лат. regulate — подчинение определенному порядку, правилу) в финансо-вом механизме означает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством ко-торого достигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновении от-клонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий.

Планирование в финансовом механизме представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование — это, прежде всего, процесс администрирования, т. е. он носит директивный характер.

Стимулирование в финансовом механизме выражается в использовании финансовых сти-мулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Стимул (лат. Stimulus, остроконечная палка, которой погоняли животных) — это побуж-дение к действию, побудительная причина. К финансовым стимулам относятся цены, кре-дит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процент-ные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т. п.

Финансовые стимулы воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу творческую активность и производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность производственного и торгового процессов (получение чистой прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.).

Таким образом, в финансовом механизме соединяются в единое целое процессы админи-стрирования и стимулирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.