Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 1




1. Понятие «физическая культура». Соотношение понятий «культура» и «физическая культура». Основные аспекты в понимании физической культуры (как род деятельности, как совокупность предметных ценностей и как персонифицированный результат деятельности).

2. Организация и методика подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах (ДЮСШ, СДЮШОР и т.п.).

3. Планирование тренировочного процесса в годичном цикле подготовки в беге на короткие дистанции (100 и 200 м). Средства, объёмы и особенности их распределения по периодам и этапам.

 

1. Понятие «физическая культура». Соотношение понятий «культура» и «физическая культура». Основные аспекты в понимании физической культуры (как род деятельности, как совокупность предметных ценностей и как персонифицированный результат деятельности).

 

Культура (лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

Таким образом, физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.



В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.

Физическое образование - педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

2. Организация и методика подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах (ДЮСШ, СДЮШОР и т.п.).


Учреждения: Основу системы подготовки спортивного резерва в России составляют: ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, а так же ДЮКФП, и структурные подразделения физкультурно-спортивной направленности домов детского творчества.

Организация учебно-тренировочного процесса. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, начало и окончание которого зависят от специфики вида спорта. Основными формами учебно-тренировочного процесса в спортивной школе являются:

— групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

—работа по индивидуальным планам (обязательна на этапах СС и ВСм)

—медико-восстановительные мероприятия и медицинский контроль; —тестирование;



—участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

— инструкторская и судейская практика учащихся

Зачисление в спортивную школу осуществляется на добровольной основе по заявлению желающего заниматься спортом в установленном для соответствующего вида спорта возрасте и не имеющего для этого медицинских противопоказаний. Комплектование учебных групп производится с учетом существующих этапов подготовки.(Начальная Подготовка, Учебно-Тренировочный(начальная специализация и углубленная) этап, Этап Спортивного Совершенствования, Этап высшего Спортивного Мастерства).

"Нормативно-правовые основы" устанавливают минимальную наполняемость учебных групп и максимальный объем учебно-тренировочной работы (часов в неделю) дифференцирование по этапам подготовки занимающихся. Регламентируются и порядок перевода занимающихся в спортивной школе на последующий год обучения, и этап многолетней подготовки. С этой целью установлены критерии оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней подготовки.

Эффективность деятельности спортивных школ

Для оценки эффективности работы спортивных школ на этапах многолетней спортивной подготовки занимающихся, установлены педагогические критерии Комитетом по физической культуре и туризму.

Этап начальной подготовки:

-стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятии;

-динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;

-уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;

Этап начальной специализации

-стабильность состава занимающихся;

-динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;

-уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля;

Учебно-тренировочный этап (начальной и углубленной специализации):

-состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;

-динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

-освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотрен программами по видам спорта:

-освоение теоретического раздела программы

Этап спортивного совершенствования:

-уровень физического развитии и функционального состояния занимающихся;

-выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;

-динамика спортивно-технических показателей;

-результаты выступлений во всероссийских соревнованиях

Этап высшего спортивного мастерства

-стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;

-число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.

Заработная плата. Месячные ставки заработной платы тренеров спортивных школ как государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования определяются по Единой тарифной сетке с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занимающегося. Тренерский разряд присваивается в зависимости от количества подготовленных спортсменов определенного разряда и звания.

 

3. Планирование тренировочного процесса в годичном цикле подготовки в беге на короткие дистанции (100 и 200 м). Средства, объёмы и особенности их распределения по периодам и этапам.

 

Планирование тренировки.

Оптимальное построение тренировочного процесса во многом связано с рациональным планированием годичного цикла. Характер такого планирования обоснован следующими основными положениями:

1.Календарь соревнований имеет в настоящее время двухпиковый характер. Спринтеры должны планировать свою подготовку таким образом, чтобы показать наивысшие результаты в феврале – начале марта (зимний соревновательный этап) и июне – августе (летний соревновательный этап).

2.Фазовый характер развитие систем организма и гетерохронная последовательность развития двигательных качеств.

С учетом этих основных факторов в настоящее время рациональной признается двухпиковая периодизация года с двумя основными циклами: осенне-зимним и весенне-летним. Каждый цикл состоит из этапов продолжительностью от трех до восьми недель, на которых решаются определенные задачи подготовки спринтеров.

Рассмотрим направленность и особенность организации тренировочной нагрузки на каждом этапе годичного цикла.

Втягивающий этап (3-4 недели, октябрь).

Основные задачи: восстановление функциональных возможностей; общефизическая подготовка; укрепление опорно-двигательного аппарата.

Основными средствами тренировки являются: упражнения ОФП, выполняемые методом круговой тренировки, прыжковые и специальные беговые упражнения, переменный бег, спортивные игры.

Осенне-зимний и весенне-летний базовые этапы (6-10 недель).

Основные задачи: дальнейшее повышение уровня функциональных возможностей; совершенствование техники бега с низкого старта и по дистанции; развитие скоростно-силовой подготовленности; развитие специальной выносливости.

Осенне-зимний и весенне-летний специально-подготовительные этапы (4-6 недель).

Основные задачи: совершенствование скоростных качеств; совершенствование техники бега с низкого старта и по дистанции; развитие спринтерской выносливости спортсменов.

Зимний и летний соревновательные этапы (4-5 недель и 10-12 недель).

Основные задачи: достижение запланированных результатов в соревновании; поддержание высокого уровня тренированности; совершенствование модели предсоревновательной подготовки; достижение высокой психологической устойчивости в соревнованиях.

Переходной этап (3 недели)

Основные задачи активный отдых с изменением условий тренировки; лечение травм (в случае необходимости).

Годовой план подготовки бегуна на короткие дистанции представляет собой документ, определяющий лишь общее развитие тренировочного процесса. Он является своеобразной «справочной литературой», к которой периодически обращается тренер. Основным рабочим документом тренера является оперативный план подготовки спортсмена. В задачу оперативного планирования входит определение всех средств и методов тренировки бегуна, их объема и интенсивности, применяемых средств реабилитации и видов контроля за функциональным состоянием. Контрольный план подготовки спортсмена с учетом всех возможных средств воздействия составляется на период от трех недель до одного месяца.

Характер тренировочной нагрузки, предлагаемой спортсмену, зависит от его подготовленности, а также от основной задачи проводимых микроциклов. В зависимости от характера этапа можно выделить следующие типы микроциклов.

Втягивающий микроцикл. Содержит 5-10 тренировок. Предполагает спокойную, ненапряженную работу с достаточным отдыхом между упражнениями и между занятиями. В течение микроцикла объем и интенсивность постоянно повышаются от 40-50 до 80-90% запланированного максимума.

Объемный микроцикл. Объем нагрузки при выполнении отдельных упражнений и нагрузки в занятии достигает максимума – 90-100%.

Интенсивный микроцикл. Применяется на специально-подготовительном этапе тренировки. Предполагает выполнение отдельных упражнений с максимальной интенсивностью при среднем или уменьшенном объеме. В течение микроцикла активно используются средства реабилитации, и проводится контроль за состоянием спортсмена.

Подводящий микроцикл. Применяется при непосредственной подготовке к соревнованиям. Строится на основании индивидуальных особенностей спортсмена.

Разгрузочный микроцикл. Применяется на протяжении всего года после 2-5 объемных или интенсивных микроциклов. Предполагает понижение объема (до 50%) интенсивности, смену упражнений и места тренировок. Применяются восстановительные и лечебные процедуры в необходимом объеме.

Последовательное присоединение микроциклов должно основываться на знании физиологических законов, определяющих постепенность возрастания тренировочных нагрузок и ритмичное чередование периодов истощения и восстановления.
Система многолетней подготовки юного спринтера включает следующие основные этапы (В.И.Филин,1980г):

1.Этап предварительной спортивной подготовки (10-12 лет)

2.Этап начальной специализации (13-15 лет)

3.Этап углубленной специализации (16-19 лет)

4.Этап спортивного совершенствования (19 лет и старше)

Деление на этапы подготовки проводится довольно условно, т.к. различие в биологическом развитии юных спортсменов может составлять 2-3 года.

1.Этап предварительной подготовкихарактерен интенсивным приростом скоростных возможностей ребенка. В этот период значительно уменьшается время двигательной реакции, время одиночного движения и возрастает скорость бега.

Таким образом, этап начальной подготовки является очень важным в многолетнем физическом развитии. В занятиях с детьми 8-12 лет целесообразно воспитывать быстроту с помощью специально подобранных подвижных и спортивных игр, различных эстафет. В основном содержание занятий должно быть игровым, поскольку игра позволяет постоянно поддерживать интерес детей к тренировочным занятиям. И еще одно преимущество игровой подготовки: в игре ребенок самостоятельно регулирует свою двигательную активность, не допуская крайнего утомления, которое в начальном периоде спортивной подготовки может принести непоправимый вред.

Игровой метод начальной подготовки юных спринтеров полезен, прежде всего, тем, что психологические особенности детского организма не позволяют эффективно решать абстрактные задачи. Если тренер дает указание без каких-либо реально достижимых целей, то результативность в этом случае чаще всего бывает очень низкой. Однако когда появляется конкретная цель – догнать соперника, достать какой-либо предмет, выйти на перехват мяча,- движения приобретают совершенно иной характер.

2.Этап начальной специализации по времени совпадает с возрастом, неблагоприятным для технического совершенствования. В подростковом возрасте отмечается максимальный темп роста; у мальчиков в 13-14 лет длина тела увеличивается за год на 7-9см, а у девочек в 11-12 лет – на 7-8см.

Основная цель подготовки на данном этапе заключается в разносторонней тренировке спортсменов с постоянным переходом к более узкой специализации. Значительное место в тренировочных занятиях должны занимать средства, способствующие отработке отдельных элементов спортивной техники. Много внимания следует уделять искусству расслабления, развитию гибкости. Благотворно сказываются на развитии скоростных возможностей упражнения, выполняемые в различных условиях (пробежки с изменением скорости бега, бег по дорожке с переменным рельефом, ускорения по песку и т.д.)

Решая основные задачи этапа, тренер постепенно проводит дальнейший отбор для специализации в беге на короткие дистанции, основным критерием которого начинают служить результаты юных спортсменов в соревнованиях. В дальнейшем происходит усиление специальной направленности тренировочных занятий. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в этот период должно быть последовательное, но строго индивидуальное увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировки. После 15-летнего возраста целесообразно обратить особое внимание на овладение рациональной техникой бега и стартового разгона. При обучении технике спринта необходимо использовать по возможности наиболее широкий круг подготовительных и специальных упражнений, а также разнообразные тренажеры.

На этапе начальной специализации при беге на отдельных отрезках необходимы достаточные интервалы отдыха для полного восстановления. Основными средствами подготовки являются упражнения из родственных видов легкой атлетики, а также упражнения, повышающие эмоциональность занятий: комплексы круговой тренировки, соревновательные упражнения в специальных многоборьях, спортивные игры.

3. Этап углубленной специализации характеризуется стабилизацией двигательного развития. В этот период у юных спортсменов повышается работоспособность, заметно увеличивается анаэробная производительность, позволяющая проводить специальную подготовку в спринте.

В работе над техникой все больший объем должен занимать бег на различных отрезках с субмаксимальной и максимальной скоростью, значительно увеличивается количество пробежек со старта.

Одним из важных направлений подготовки юного спринтера становится работа по совершенствованию скоростной выносливости с использованием жестких тренировочных режимов.

В этот период спринтеры, как правило, выходят на уровень высоких результатов, которые в дальнейшем улучшаются незначительно. Особое значение уделяется соревновательной подготовке, повышению надежности выступлений. Спортсмены должны уметь подводить себя к решающим стартам в состоянии наилучшей физической и психологической формы.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал