Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические рекомендации






Учебный курс призван дать студентам систематическое представление об узловых проблемах отечественного исторического процесса. Курс предусматривает и ознакомление студентов с алгоритмом исторического исследования: основными принципами сбора информации и работы с источниками, обобщения эмпирических данных и их концептуальному оформлению, ориентации на дискуссионном поле современной исторической науки. Студенты, прослушавшие курс и успешно справившиеся с его требованиями, должны быть в состоянии при необходимости провести самостоятельное исследование.

Изучение отечественной истории в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Может показаться, что студентам приходится просто повторять материал, уже знакомый по школе. В действительности целью изучения данной дисциплины в вузах является не только закреплении в памяти студентов знания исторических фактов, но и углубленного понимания прошлого нашей страны, систематизации курса отечественной истории. В отличие от школьных аналогов в данном курсе предполагается качественно более высокий уровень обобщений. Обучение в вузе призвано помочь каждому будущему специалисту овладеть навыками исторического анализа, умением проникать в сущность исторических явлений, событий.

Основой обучения являются современные вузовские учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники документов и материалов, атласы по отечественной истории, специальная литература. Выбор учебников жестко не регламентируется. Список рекомендуемой литературы приведен к каждому разделу рабочей программы. Следует активно работать в читальном зале библиотеки филиала. Кроме того, необходимо использовать фонд методического кабинета кафедры общественных дисциплин, который располагает необходимой литературой подобранной и сгруппированной в методические папки по соответствующим разделам рабочей программы.

Изучайте каждый раздел, руководствуясь программой, по выбранному вами учебнику. Программа помогает определить приоритетность проблематики отечественной истории, намечает круг основной литературы. В процессе работы вам предстоит решить несколько основных учебных задач.

Усвоение фактического материала: постарайтесь выделить наиболее существенные для характеристики исторического процесса события, явления, даты, имена. Лучшему усвоению материала будет способствовать конспектирование, хронологические выписки, сведение фактов в тематические подборки, использование карт, иллюстративных приложений. Составив по каждому разделу сводку основных событий, имен, дат, не ограничивайтесь этим. Усвоение общей картины происходивших в определенный период событий требует активного осмысления. Если постоянно иметь в виду связь изучаемых фактов с предшествующими явлениями, степень важности для развития общества, обобщать и сопоставлять факты, то не только быстрее и прочнее запомните их, но и глубже проникните в понимание истории эпохи. Этому будет способствовать также фиксирование внимания на новых явлениях, тенденциях развития, времени их возникновения.

Вопросы, связанные с изучением войн. Отметьте даты войны. Сформулируйте цели (причины) войны. Укажите союзников у России и у ее противника. На карте найдите районы, где проходили военные действия, места крупнейших сражений. Зафиксируйте имена полководцев, результаты основных битв и войны в целом. Выделите своеобразные черты военных действий. Определите причины победы (поражения) российских войск и основные итоги войны для России.

Вопросы, связанные с изучением выбора геополитических приоритетов. Сформулируйте основные цели и задачи внешней политики нашего государства в данный исторический период. Укажите, какие страны можно отнести к союзникам, какие - к противникам, в каких международных организациях участвовало наше государство. Определите, какие направления были приоритетными для отечественной дипломатии в это время. Отметьте, каким образом решалась в это время проблема военной безопасности для нашей страны. Дайте оценку важнейшим международным договорам и соглашениям, заключенным в этот период нашим правительством.

Освоение теоретического материала: системы новых понятий, причинно-следственных связей, закономерностей общественного развития. Вы должны стараться в равной степени свободно постигать смысл отдельных терминов и ориентироваться в тех гипотезах и концепциях, которые касаются истории нашей страны на отдельных этапах ее развития и излагаются в специальной и учебной литературе. Поэтому при ознакомлении с монографическими работами и научными статьями необходимо обращать внимание на позицию авторов, сравнивать взгляды различных исследователей по одной и той же проблеме, пытаться понять, чем вызваны различные толкования, как аргументирует каждый из авторов свои вывод. В научных трудах, как правило, присутствует историографический обзор, который поможет сориентироваться в том, каков спектр мнений в науке по той или иной проблеме.

Работа с историческими источникам: знакомство с источниками целесообразно и полезно, так как позволяет лучше понять конкретный материал, прочувствовать дух эпохи. Работа с источниками должна вестись параллельно с изучением соответствующего раздела учебного курса. Старайтесь получить представление о комплексе ведущих источников по определенному хронологическому периоду. Важной является работа с источниками при выполнении письменных контрольных заданий, поскольку все факты и положения в них должны основываться на источниках и ссылка на них обязательна.

Указания по работе с историческим документом.

Приступая к изучению исторического источника, необходимо обратить внимание на формулировку его названия и дату написания. В ходе работы необходимо установить связь источника с конкретной исторической эпохой.

После прочтения документа необходимо выделить основные понятия и сформулировать основные проблемы, освещенные в нем. Основные фрагменты, раскрывающие содержание главных положений текста, необходимо законспектировать. Записи должны быть достаточно полными, близкими к тексту (возможно цитирование), содержать необходимые даты. Студент (курсант) должен сформулировать выводы по тексту. В итоге нужно указать литературу, из которой взят данный источник (библиография должна быть оформлена в соответствии с ФГОСом).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.