Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Спектр педагогических специальностей






    Обычнопрофессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.

    Так, в самой массовой педагогической профессии – учительской – выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, учитель математики, географии и т.д.

    Профессиональная группа специальностей - «совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду специально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда» (9, 20).

    Педагогическая специальность - «вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса про­фессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией» (9, 20).

    Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные пред­метные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.

    Другим основанием являются возрастные периоды развития личности ребенка и особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами.

    В качестве примера можно привести следующие известные педагогические специальности: воспитатель детского сада, группы продленного дня, школы-интерната, детского дома; учитель начальных классов, учитель-предметник в средних и старших классах, социальный педагог, практический психолог, домашний учитель, гувернер и т. д.

    Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе, основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.

    В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

     

    Проблемные вопросы и практические задания

     

    1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической про­фессии?

    2. В чем своеобразие педагогической профессии?

    3. Каковы перспективы развития педагогической профессии?

    4. Каковы основные пути овладения педагогической профессией?

    5. Приведите примеры профессий относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими.

    6. Какие противоречия, существующие в профессии учителя, вам удалось выявить?

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.