Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Социально-культурная услуга и культурный продукт как товар.






Учреждения культуры за годы реформ перестали быть монополистами на рынке культурных услуг. Сейчас культурная сфера развивается в условиях конкуренции как внешней, так и внутренней, и следует признать, что все более серьезным конкурентом на рынке свободного времени становятся торговые предприятия.Известно, что многие люди (особенно женщины) рассматривают шопинг как отдых и средство психологической разгрузки. Поэтому магазины, помимо своего основного профиля, стали активно предлагать досуговые услуги. Например, торговый центр " Атриум" в Москве собрал под одной крышей не только бутики и сеть ресторанов, но и киноцентр с девятью залами, и детский клуб, где можно оставить ребенка на время похода по магазинам, то есть здесь создана разносторонняя торгово-развлекательная рекреационная зона для всей семьи. Разумеется, владельцы подобных центров преследуют не социокультурные, а исключительно прагматичные цели: предлагая " непрофильные" досуговые товары, они не только выручают дополнительные средства, но и задерживают потенциального покупателя на своих площадях.

Даже небольшие магазины все чаще используют исконно принадлежащие культуре сферы деятельности для своих целей. Например, бутик " Эр-мес", расположенный в старинном особнячке на Кузнецком мосту, превратил свои антресоли в выставочное пространство. При этом его владельцы заключили с Музеем архитектуры договор о подготовке сменных экспозиций на профессиональном и высокохудожественном уровне. Другой бутик -" Джеймс" на Тверской улице - оборудовал в подвале библиотеку и видеосалон. Оба бутика представляют собой " симбиоз" магазина, ресторана, выставочного зала и площадки для художественных акций. Расчет очевиден: задержать посетителя в своих 'стенах как можно дольше, создав среду благоприятного времяпрепровождения. Ну а если кому-то из гостей захочется что-нибудь купить из представленных коллекций, хозяева этому будут только рады.

В структуре же услуг, предоставляемых учреждениями культуры, заметно преобладание традиционного набора. Однако традиционный не значит устаревший. Отрасль культуры сегодня владеет достаточным пакетом предложений для продажи. А эффективность продаж: зависит от того, насколько менеджеры способны превратить культурный продукт в товар.

Культурный продукт - это услуга, в определенном формате предлагаемая потребителю. Обычно под культурным продуктом подразумевают: - ресурсы культурно-исторического наследия (исторические, культурные, архитектурные достопримечательности);

- основные средства его представления (музеи, галереи, концертные учреждения и др.);

- результаты культурной деятельности (выставки, экспозиции, массовые мероприятия,

концерты и пр.).

Не удивительно, что наиболее конкурентоспособными оказались музеи и театры. Увеличение количества их посетителей тесно связано с ориентацией этих учреждений на рынок и отношением к посетителям как " потребителям". Именно эти организации наиболее гибко реагируют на изменение вкусов и предпочтений, пополняя традиционный список новыми товарами и услугами.

Таким образом участие культурного продукта в рыночной конкуренции заставляет учреждения культуры расширять границы своей деятельности за счет использования новых областей знаний, методов и технологий.

Услуга – любое мероприятие, которое одна сторона может предложить другой и которое неосязаемое и не приводит к завладению чем-либо.

Культурная услуга:

- формирует систему ценностей, новые потребности личности и общества;

- задает образцы и стандарты поведения в обществе;

- вызывает ответное, позитивное действие;

- способствует снятию напряжения в социуме;

- противодействует деструктивным процессам в обществе;

- выполняет функции реабилитации и/или адаптации индивидуума в сообществе.

Действие культурной услуги – не моментальное, а имеет длительный и долговременный характер, имеющий социальный и экономический эффект.

Характеристики присущие услуге:

а) неосязаемость, результат услуги невозможно предвидеть, в таком случае потребителю приходится верить на слово;

б) неотделимость от источника, тогда когда товар в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника;

в) непостоянство качества – качеств услуги колеблется в широких пределах в зависимости от поставщиков, от времени и места оказания услуги;

г) несохраняемость услуги.

Культурную услугу на сегодняшний день можно обнаружить в других сферах (образовании, социальной сфере, политике, экономике и т.д.).

 

Вопросы к теме: 1.Конкуренция на рынке культурных услуг. (Конкуренция в условиях г.Чебоксары.)

2. Понятия «культурный продукт» и «услуга».

3. Основные характеристики услуги. (Раскрыть на примере своей специализации.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.