Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дневник фокса Микки» в контексте прозы Саши Черного для детей.






 

Я давно подозревал, что собака гораздо умнее человека; я даже был уверен, что она может говорить, но что в ней есть только какое-то упрямство. Она чрезвычайный политик: все замечает, все шаги человека.

Н. Гоголь «Записки сумасшедшего»

 

Саша Черный, известный больше как поэт-сатирик, написал немало произведений и для детей, среди которых можно выделить как поэтические, так и прозаические тексты.

 

У поэта было довольно трудное детство, что подробно описывается в книге В. Миленко «Саша Черный: печальный рыцарь смеха». Когда поэту было 15 лет, он сбежал из дома. Саша Черный, а тогда еще Александр Гликберг, не мог больше жить в атмосфере постоянного напряжения. Истеричные выходки матери и деспотизм отца не давали ему покоя.

 

Мендель Давидович, отец Саши, смирился с тем, что его сын живет в другом городе, и устроил его перевод в одну из гимназий Петербурга. В течение года он оплачивал учебу сына и высылал деньги на карманные расходы. Но, когда Саша «срезался» по алгебре, отец в буквальном смысле от него отказался и оставил его без средств к существованию. К счастью, один журналист написал об этом случае статью. Ее прочел К.К. Роше, статский советник, который сжалился над гимназистом и взял его к себе.

 

«Все мы родом из детства» - писал Экзюпери, но если у Саши Черного не было детства, то откуда он родом? Нельзя сказать, что писателю плохо жилось у статского советника, но все же есть вещи, которые заменить нельзя. Трагедия поэта повлияла на формирование личностных качеств поэта и стала причиной его особого отношения к миру детей.

 

Саша Черный был сложным и закрытым человеком, многим приходилось держать с ним дистанцию, не смотря на несомненный интерес к личности писателя. Чуть ли не единственным человеком, которому удалось стать близким другом Саши Черного, была его жена Мария Ивановна. Она принимала писателя целиком и даже не тяготилась его выходками. Но, как и другие, она удивлялась поразительным изменениям, которые происходили с поэтом при появлении детей:

 

«Глубокая нежность и ласка совершенно преображают обыкновенно брезгливое и недовольное лицо Саши Черного – оно просто светится добротой, всегда насмешливые глаза ярко блестят, он всей душой погружается в детский мир игры. Более того, он сам превращается в ребенка»

(Андреева В. Эхо прошедшего)

 

У писателя с женой не было детей, поэтому свой «чемодан неистраченной доброты» он открывал перед другими детьми, которых хотел оградить от всего того, что довелось в прошлом испытать ему самому.

 

В 1920 году, когда Саша Черный оказывается в эмиграции, в его творчестве происходят значительные перемены. Можно сказать, что он из поэта-сатирика превращается в детского писателя.

 

В эмиграции для писателя Россия стала предметом ностальгии, хотя до отъезда Саша Черный говорил о ней по преимуществу с негативной оценкой. Возможно, там, за пределами Родины, он чувствовал себя изгнанником, а в России – своим, хоть недовольным ею, но своим.

По возращении из Италии в 1924 году Саша Черный пишет маленькую повесть «Кошачья санатория», где героями являются бродячие кошки. Писатель в повести демонстрирует тонкое знание кошачьих повадок. Как и многие другие детские прозаические произведения «Кошачья санатория» отличается наличием двух смысловых слоев, из которых внутренний понятен только взрослым. Дело в том, что бродячие кошки, для которых богатая и сердобольная американка организовала приют, являются аллегорией русской эмиграции. Размеренная и сытая жизнь, которую встретили русские в эмиграции, многих устраивала, но только не Сашу Черного. Он так же, как и Бэппо, хотел куда-нибудь убежать, но только ему в отличие от последнего бежать было некуда.

Действие повести происходит на Форуме Траяна, площади, представляющей собой историческое сооружение древнего Рима. Она располагалась на несколько сантиметров ниже окружающих ее домов. Посреди форума стояла колонна Траяна, которая была украшена барельефами из каррарского мрамора.

 

Главным героем повести является котенок Бэппо – сокращение от имени Джузеппе. Можно предположить, что писатель обращается к поэме Байрона «Бэппо». Главный герой поэмы – купец, попавший в плен к пиратам, но благодаря хитрости и ловкости, сумевший выбраться на свободу.

Хозяина смелого котенка Саша Черный нарек именем, созвучным с названием макарон – Спагетти. Писатель не любил в итальянской кухне именно это блюдо, возможно, поэтому он так называет не очень-то приятного персонажа повести.

 

Скамаруччио – еще один персонаж повести. Он носит имя одной из масок итальянской комедии, которая являлась воплощением светского хвастуна.

Имена других героев также имеют значение. Бимбо с итальянского – мальчуган, Брутто – грубиян, а Неро – черный.

 

Саша Черный делает карикатуры на русских эмигрантов через образы некоторых обитателей «санатории», которые пытаются сохранить иерархию в отношениях:

«- А вы замечали, - нарушая тягостную паузу, сказал белый, пушистый, словно пушок для пудры, кот… - Вы заметили, у нас завелись здесь полевые мыши.

 

- Полевые? – переспросила желто-бурая молодая кошка, приоткрыв левый глаз. – Как же, знаю…

- Коричневые шубки, брюшко посветлее... Уморительные. Когда я жила на вилле Торлония, – с гордостью протянула она, – там у нас их было невыносимо много... Садовник наш все, бывало, бранился: они ему какие-то гадости натворили в оранжерее. И все на меня ворчал... Не буду же я каких-то полевых мышей ловить. Фи. Я, которую кормили каждый день сливками и голубиными крылышками...»

Следует отметить переклички повестей «Кошачья санатория» и «Дневник фокса Микки». Бэппо и Микки – кот и собака, которые в отличие от обычных представителей их рода имеют гораздо больше общего. И причиной этому является автор. Герои часто являются непосредственными выразителями мыслей автора. Будь то Бэппо, стремящийся к свободе или Микки, ухаживающий за маленькими котятами, как за собственными детьми.

В 1928-1930 гг. в Париже публикуются его «Солдатские сказки», которые напрямую не относились к детской литературе, но все же многие из них впоследствии вошли в круг детского чтения.

В жанровом отношении сборник довольно разнообразен. В нем есть волшебные, социально-бытовые и солдатские сказки.

В сказке «Кавказский черт» солдат делает озорной пересказ поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

(тут мне надо почитать и проанализировать, это я сделаю позже)

 

 

Годом ранее (1927) Саша Черный напишет одно из лучших произведений эмигрантского периода – повесть «Дневник фокса Микки». Произведение было сделано в качестве пародии на мемуарную литературу того периода. Повесть написана в форме дневника собаки, которая живет в семье русских эмигрантов во Франции.

До автора повести к такому приему обращался только Э.Т.А. Гофман в романе «Житейские воззрения кота Мурра», но его произведение никогда не входило в круг детского чтения.

Главными героями повести являются маленькая девочка Зина и ее собачка фокс Микки – любимые типы персонажей Саши Черного. Автор уже с первых строк подчеркивает их сходство:

«Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собачонка. Все думаю – нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает, – уж я бы подсмотрел».

Интересно отметить, что Микки в отличие от всех остальных одновременно является участником происходящего и наблюдающим со стороны «экспертом».

Этот удивительный пес-интеллигент делает в своем дневнике массу проницательных наблюдений за жизнью людей, сравнивая их с жизнью собак: «Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую лужицу на полу, – его тычут в нее носом; когда же то же самое сделает Зинин младший братишка, пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку... Тыкать, так всех!».

Но в то же время автор показывает героя в какой-то степени наивным и «простодушным», тем самым выстраивая логическую цепочку разоблачений: фокс Микки разоблачает людей, а читатель благодаря автору – самого фокса.

Фокс Микки имел два прототипа. Один – фокс Микки, реальный питомец писателя, который, по легенде, умер вместе с хозяином у него на груди. Другой – сам Саша Черный, который среди людей был такой же непонятой собакой.

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.