Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 9. Опросные методы социологического исследования

План лекции:

1. Понятие и типология опросов.

2. Критерии достоверности опросов.

3. Этапы опроса.

 

Когда социологу необходима информация о явлениях, недоступных непосредственному наблюдению, он прибегает к методу опроса (например, информация о мотивах, интересах, предпочтениях и т.д.).

Попытка проведения массовых опросов была предпринята в Англии в конце XVIII столетия, в начале XIX века был проведен первый опрос в Соединенных Штатах Америки, а с середины того же века были организованы первые опросы во Франции (1848), Германии (1848) и Бельгии (1868-1869). К концу этого столетия в Англии было уже проведено несколько крупных опросов, а в начале следующего (1906) в Лондоне профессор статистики Артур Л. Боули сделал доклад в Королевском статистическом обществе о методе составления репрезентативной выборки при опросах населения[1].

В России первым опросом условно можно считать всеобщую перепись населения, которую своим указом повелел провести Петр I в 1718 году при переходе на подушный налог. В указе в частности говорилось: «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…». «Сказки» (списки) были собраны через три года и в течение трёх лет проверялись (ревизировались). После, данные о переписи стали называть «ревизиями податного населения»[2]. Известна численность населения Российской Империи на 1710-й год во время правления Петра I – около 15-ти миллионов человек (с точностью не более 30%, предположительно).

28 января 1897 года путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи (без Великого княжества Финлядского). Инициатором проведения переписи выступил русский географ и статистик П..П Семенов-Тян-Шанский. Результаты переписи были опубликованы в 89 томах (119 книг) под заглавием «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года»[3].

Известно, что известный российский публицист и экономист И.А. Гурвич в ходе своего исследования «Переселение крестьян в Сибирь» (1888) проводил анкетирование, неформализованные интервью, применял биографический метод, использовал данные государственной, ведомственной, земской статистики.

В 1919 году Социобиблиологическим институтом в Петрограде начали проводиться конкретные социологические исследования. Для их проведения была учреждена особая Комиссия, в которую входили П.А. Сорокин, Б.Ф. Боцяновский и А.Э. Гаваллос. Изучались, прежде всего, социальные последствия, вызванные новым советским брачным законодательством.

Несмотря на несомненные успехи советской эмпирической социологии в 1920-х годах, ее развитие прервалось на несколько десятилетий, так как она была признана «буржуазной лженаукой», противоречащей марксистской идеологии.

По мнению немецкого социолога Элизабет Ноэль разработка методики опросов шла с трудом, преодолевая упорное сопротивление. Неприязнь и недоверие к репрезентативным опросам населения, распространившимся прежде всего в США, объясняли неверными прогнозами Института Гэллапа по поводу президентских выборов 1948 года.

Опросы – наиболее распространенный способ получения информации о мнениях, склонностях и мотивах деятельности людей. Среди методов сбора социологической информации опросы занимают доминирующее положение – они используются наиболее часто. В то же время это не означает, что опрос является универсальным методом получения социологических данных. Он имеет свои границы применения, которые задаются рамками исследования. Источником информации при проведении опроса является респондент, т.е. человек, чье мнение выясняется в ходе проведения опроса.

Преимущества метода опроса:

1. Экономичность, поскольку, во-первых, позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов на изучаемом объекте в целом; во-вторых, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать информацию, необходимую для принятия оперативных управленческих решений.

2. Широта охвата разнообразных сфер социальной реальности. Однако следует учитывать, что не следует ставить знак равенства между объективной реальностью и реальностью мнений людей о фактах и событиях.

3. Позволяют использовать оперативные методы обработки и анализа социологической информации при помощи компьютерных программ и математических моделей (применение закрытых вариантов формулировок вопросов дают унифицированное описание множества индивидуальных единичных высказываний людей).

В основе методы опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого образуют необходимую исследователю информацию. Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне (В.А. Ядов).

Опрос – это разновидность социально-психологического общения между исследователем и респондентом, опосредуемого анкетой, анкетером (интервьюером), ситуацией опроса.

В социологических исследованиях применяются четыре разновидности опроса: анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо самостоятельно (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Интервью – беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентом, записываемая либо самим интервьюером, либо с помощью аудиотехники. Наиболее распространенным является формализованное (стандартизованное) интервью, которое проводится в соответствии с вопросами, включенными в бланк интервью.

Экспертный опрос предполагает получение информации об объекте исследования от специалистов-профессионалов. Отбор экспертов производится по уровню их компетенции. Число опрошенных в этом виде опроса колеблется от нескольких единиц до нескольких десятков человек. Информация, полученная от группы экспертов должна быть надежной, полной, проверяемой и статистически устойчивой относительно условий или процедуры оценки. Как правило, экспертные опросы применяются в пилотажных исследованиях. Они нацелены на уточнение гипотез, разработку прогноза, интерпретацию определенных социальных явлений и процессов.

Социометричеекий опрос имеет целью количественное измерение и анализ структуры взаимоотношений в малых группах. В ситуациях, как правило, вымышленных респондентам предлагается сделать выбор, кого из членов группы им хотелось бы видеть в качестве партнеров в определённой ситуации, а кого – нет. По специальным методикам проводится анализ количества положительных и отрицательных выборов для каждого члена группы в различных ситуациях. При помощи социометрии можно выявить степень сплоченности или разобщенности в группе, определить позиции каждого ее члена с точки зрения симпатий или антипатий, определив при этом «лидера» и «аутсайдера», обнаружить (распознать) внутри группы отдельные сплоченные подгруппы и их неформальных лидеров. Проведение социометрического опроса требует особой профессиональной деликатности социолога, для которого недопустимо обнародование результатов опроса без согласия его участников.

Достоверность результатов опроса в значительной степени определяется следующими факторами:

- содержанием вопросника, т.е. перечнем вопросов, с помощью которых изучается предмет исследования;

- качеством работы анкетера или интервьюера;

- условиями проведения опроса, которые должны быть максимально благоприятными для респондента.

Вопросник, как инструмент, предназначенный для сбора первичных социологических данных, считается надежным в том случае, если он:

- обоснован относительно целей его использования, т.е. обеспечивает получение искомой информации;

- дает достоверную, т.е. адекватно отражающую изучаемые аспекты социальной реальности, информацию;

- дает устойчивые данные, т.е. данные, воспроизводимые при повторении исследования в аналогичных условиях.

Достоверность информации – это свойство метода давать информацию, адекватно отражающую изучаемую реальность по измеряемым характеристикам. Перед любым социологом, проводящим опрос, стоит задача такой организации условий сбора информации, чтобы полученные данные обладали достаточно высокой достоверностью.

Для получения достоверных данных необходимо, чтобы респондент:

- воспринял нужную информацию;

- правильно понял ее;

- смог вспомнить, если это требуется, о каких-то событиях прошлого;

- выбрал или сформулировал ответ, соответствующий его мнению или фактическому положению дел;

- смог адекватно выразить в словах выбранный им ответ.

- однако необходимо, чтобы респондент не только смог, но и захотел искренне ответить на вопросы.

Под устойчивостью инструмента измерения понимают степень воспроизводимости результатов измерения при повторном использовании этого инструмента на той же группе и при тех же условиях.

Численными характеристиками устойчивости могут служить величины расхождений между результатами нескольких измерений одной и той же переменной с помощью одной и той же процедуры при сохранении условий измерения (повторный опрос).

Под обоснованностью измерительного инструмента понимают степень соответствия между регистрируемыми в процессе измерения характеристиками и теми характеристиками, которые планировалось измерить.

Обоснованность конкретного вопросника (бланка интервью) доказывается:

1. Релевантностью. Понятие релевантности связано с вопросом о том, можно ли на основании результатов измерения судить о наличии у респондентов определенных знаний, личностных характеристик, мнений и установок. Весьма распространенная ошибка, связанная с нарушением этого требования, допускается, например, в тех случаях, когда для получения информации о знаниях респондента применяется в качестве единственного и достаточного инструмента анкетный вопрос, выясняющий самооценку респондентом своих знаний. При таком построении вопроса происходит не всегда осознаваемая исследователем подмена информации о знаниях информацией о том, как человек оценивает эти знания. Критерии оценки знаний у разных людей зачастую не совпадают с теми, которые подразумеваются исследователем, когда он задает вопрос. Малоинформированный слушатель может быть вполне доволен имеющимся у него запасом знаний и оценит свою информированность как хорошую. В то же время человек, обладающий более высоким уровнем знания, но испытывающий дефицит интересующей его информации, выберет оценку «средне» или «слабо».

2. Нейтральностью. Степень нейтральности инструмента, определяется ответом на вопрос, зависит ли оценка характеристики, получаемой при помощи данного инструмента, только от степени ее выраженности, или же на ее значение влияют какие-то дополнительные факторы. Обеспечение этого требования при конструировании вопросов связано с учетом различных социально-психологических факторов, влияющих на формирование ответа респондента. Например, вопросы о знаниях, кажущиеся исследователю совершенно нейтральными, могут в определенных ситуациях вызывать сильное воздействие фактора престижа, самоуважения респондента.

3. Доступностью. Смысл этого норматива состоит в том, чтобы все респонденты могли понять содержание заданий или вопросов. Соответствие вопроса анкеты этому требованию требует эмпирической проверки в пробном исследовании.

4. Различающей способностью. Инструмент должен быть сконструирован таким образом, чтобы мог фиксировать с необходимой степенью дробности различия среди респондентов относительно измеряемых характеристик.

Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности следует выделить его основные фазы: адаптацию, достижение поставленной цели и снятие напряжения.

Опрос начинается с фазы адаптации – отсюда создание у респондента мотивации ответить на вопросы и подготовка его к исследованию. Содержание этой фазы – разведка, разминка, зондаж. Немаловажным фактором, влияющим на желание респондента предоставить истинную информацию, является опасение, что его ответы будут использованы во вред ему. Применение анонимного опроса уменьшает влияние этого фактора и повышает достоверность социологических данных. Дальнейшее повышение заинтересованности респондента и укрепление контакта с исследователем осуществляется в процессе ответов на первые вопросы. Для этого используют так называемые контактные вопросы, ответы на которые достаточно легки, затрагивают те же потребности, что и в обращении.

Основное содержание следующей фазы опроса – достижение поставленной цели, т.е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач.

В процессе ответа на эту часть вопросника, особенно если она велика, интерес к исследованию может постоянно уменьшаться. Для его повышения используются функционально-психологические вопросы, которыми прерывают слишком обширную тему.

Содержание их должно быть интересно для опрашиваемых. Эти вопросы не должны обязательно нести содержательную информацию, ибо их основная цель – снять усталость и повысить мотивации отвечающих.

Завершение опроса.В конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.

 

Использовнная литература:

1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1995.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов. Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1998.

3. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1979.

4. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г.В.Осипов. М.: Наука, 1983.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.

 


[1] В 1912 г. были получены первые статистически репрезентативные данные, собранные по принципу случайной выборки (см. с. 141-146). A. L. В о w I e у. Livelihood and Poverty, 1915; см.: М. А Ь г a m s. Social Surveys and Social Action. London, 1951.

[2] Сказки о душах: https://www.perepis-2010.ru/history/russia/chapter-1.php

[3] Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года на сайте Президентской библиотеки Б.Н. Ельцина: https://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx? itemid=4952

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Практика измерения в социологии | Сотри случайные черты, И ты увидишь – мир прекрасен!».




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.