Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д.Розвиток мислення у дітей д.в.






Мышление - отражение предметов и явлений действительности в существенных признаках, связях, отношениях.

Формы: Наглядно-действенное - метод «двигательных проб» опирается на непосредственное восприятие предмета. Наглядно-образное - метод «пробы в уме» характеризуется опорой на представления и образы. Словесно-логическое - метод «рассуждений» осуществляется при помощи логиче­ских операций с понятиями.

Ал.Влад.Запорожец: формы мышления не представляют возрастных периодов развития, хотя возникают в последо­вательности, но все могут включиться в поиск решения при новой задачи, как врозь, так и вместе как логические звенья процесса.

В становлении мышления, человек проходит 2 стадии: допонятийную и понятийную. Понятия - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Особенности допонятийного мышления: 1.Эгоцентризм-неумение ребенка посмотреть на себя со стороны (перечисляя семью, себя не называет). Обуславливает особенность детской логики - нечувствительность к противоречиям. 2.Синкретизм-тенденция связывать всё со всем, вместо анализа, синтеза, классификации (почему луна не падает -потому что светит).3.Трансдукция - переход от частного к частному, минуя общее (солнце живое? Да, оно двигается). 4.Несогласованность объёма и содержания. 5.Отсутствие представления о сохранении количества.

Мышление возникает как чисто познавательное отношение, которое начинается с созерцания, вызывая псих. процессы как ощущения, восприятия, представления. Мышление - есть оперирование знаниями. В 3-4 г. складывается способность к использованию моделей-образов, что позволяет усваивать обобщенные знания и быстро понимать схематические изображения. С 5 л. дети понимают без объяснений план комнаты.

Главные линии развития мышления в дош.в: 1.совершенствование Н-Д мышления на базе развивающегося воображения. 2.улучшение Н-О на основе произвольной и опосредованной памяти. 3.начало активного формирования С-Л мышления путём использования речи - как средства постановки и решения интеллектуальных задач (задачи Пиаже - невозможно решить при помощи образов, требуется использование понятий (логическое мышление).

В дош.воз. закладывается понятийное С-Л мышление. Развитие понятий идёт параллельно с развитием процессов мышления и речи и стимулируется, когда они начинают соединятся. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в 1 очередь Н-О. В конце дош. периода начинает развиваться С-Л, предполагает оперирование словами и понимание логики рассуждений. Развитие С-Л мышление происходит минимум в 2 этапа: на 1- ребёнок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач; на 2- познаётся система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений (обычно это младше-школьный возраст). Важно, чтоб у дошкольника начало формироваться понятийное мышление, научить его основным операциям логического мышления - причина, суждение, умозаключение. Дети должны овладеть основными типами мыслительных операций к моменту поступления в школу: сравнение-сходство и различие, обобщение-объединение по признакам, классификация по группам, абстрагирование - мысленное выделение одних признаков и отвлечение от других.

 

Мышление – психический процесс – отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Путём мышления человек выявляет взаимосвязь между предметами, явлениями, выясняет причины и следствия этого взаимодействия. Мышление даёт знания про істотні властивості, связи и отношения объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от явления до его сущности. (О.М.Леонтьев)

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Т.о., мы отдаляем несущественные связи, которые даны в восприятии

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.