Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д. Спілкування між дітьми. Особливості, форми спілкування. Корекція негативнихвзаємовідносин між дітьми.




Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и заключающий в себя обмен, информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера по общению.

Потребность в общении в дошкольном возрасте развивается на основе совместной деятельности детей в играх, в выполнении трудовых поручений и т. д.

Вступая в разнообразные контакты со сверстниками ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе. Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми.

1. Со сверстниками. Яркая эмоциональная насыщенность, резкие интонации, кривляние, смех и т. д. Особая свобода, раскованность общения.

Со взрослыми. Более или менее спокойный тон общения.

2. Со сверстниками. Нестандартность высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Ничто не сковывает активность, создаются условия для самостоятельного творчества.

Со взрослыми. Определенные нормы высказывания общепринятых фраз и речевых образов. Взрослый учит культуре норм общения, говорить правильно.

3. Со сверстниками. Преобладание инициативных высказываний над ответами. Беседа не получается. Каждый говорит о своем перебивая друг друга.

Со взрослыми. Инициативу и предложения взрослого ребенок поддерживает. Отвечает на вопросы, внимательно слушает.

4. Со сверстниками. Общение значительно богаче по назначению и функциям:

а) управление действием партнера (показ как можно и нельзя).

б) контроль действий партнера (замечания).

в) навязывание собственных образов (заставить сделать именно так).

г) совместная игра (решение играть)

д) постоянное сравнение с собой (я так могу), демонстрация своих способностей и умений.

Со взрослыми. Взрослый говорит, что хорошо, что плохо, а ребенок ждет оценки своих действий, либо новой информации.

На протяжении дошкольного возраста развиваются сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.

1. Эмоционально – практическая (2 г.)

а) место общения, это общение уступает место: стремлению ребенка к предметной деятельности, к общению со взрослым, к новым впечатлениям и активному функционированию.

б) содержание потребности в общении, является соучастие ровесника в шалостях, забавах. Самовыражение. Поиск доброжелательного внимания сверстника.

в) мотив общения, личностно- деловой (эмоциональная разрядка), деловой.

г) основные средства общения, экспрессивно-мимические, предметные действия. Речь составляет (в нач. 5% в кон. 75%)

д) значение формы общения в развитии психики, развитие представлений о своих возможностях, развитие эмоций, инициативность.



2. Ситуативно-деловая (4 г.)

а) сверстник становится предпочитаемым партнером по сравнению со взрослым. Вне контактов с ровесником не возможно осуществление сюжетно-ролевой игры, ведущей деятельности.

б) сотрудничество ровесников. Признание сверстниками успехов ребенка. Поиск доброжелательного внимания.

в) деловой, личностный, познавательный.

г) ситуативная речь (85% контактов), экспрессивно-мимические средства.

д) развитие самосознания (представлений о своих возможностях, возникновение относительной самооценки). Развитие инициативы. Развитие творческого начала. Развитие любознательности.

3. Внеситуативно-деловая ( 6-7 л.).

а) то же, что и предыдущем + игра по правилам.

б) уважение, доброжелательное внимание. Сопереживание, взаимопонимание.

в) познавательный, личностный, деловой.

г) речь.

д) развитие самосознания, формирование готовности к школе. Овладение правилами и нормами взаимоотношений. Формирование избирательных взаимоотношений.

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми.

В младшем и раннем детстве: обращение с другим ребенком как с неодушевленным предметом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек (замечает другого когда тот мешает).

Взрослый должен научить детей общаться, он помогает увидеть в другом человеке человека, организует совместные игры ( в играх одобряет их действия, поддерживает положительные эмоции, совмещает игры с эпизодами общения), организует чистое общение – ласковый разговор, доброжелательный выразительный взгляд, поддержание контакта глаза в глаза, называет сверстника по имени, поощряет.



К 5-6 годам число конфликтов снижается. Каждый ребенок ожидает хорошей оценки от сверстника, но не понимает, что сверстнику то же нужна похвала. Дошкольник не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.

Коррекция межличностных отношений.

1. Не популярность ребенка в группе сверстников. Поощрение ребенка в присутствии группы, отмечает успехи в различных видах деятельности, акцентировать внимание на положительных качествах, привлекать к участию в концертах и праздниках.

2. Симптом малой общительности. Комментирует для ребенка все происходящее, помогая осмыслить и оценить, включается в игры занятия со взрослым. Задача снять напряжение при контактах.

3. Жесткая фиксированность позиционных ролей в группе (подчиненного). Положительные оценки успехов, организация сюжетно-ролевых игр для этих детей.

4. Дефекты операционной стороны игровой деятельности: неразвитость игровых умений и навыков, не владение положительными способами сотрудничества, неадекватность способов игровых действий (беспокойные, медлительные). Обогащение собственно игровой деятельности ребенка: привлечение внимание детей к построению игры, игры-занятия с воспитателем.

5. Комплекс Золушки (непринятие дети коллективом). Включение в игровую деятельность с этапом поддержки со стороны взрослого. Подчеркивать положительные личностные качества.

6. Открытый конфликт в поведении детей. Анализ сказок, рассказов, моделирование ребенком различных ситуаций взаимодействия.

7. Симптом антилидерства. Активизировать сознание детей путем поддержки осуждения детей несправедливых действий партнеров и адекватному оцениванию успехов каждого играющего.

8. Симптом усталости. Успокоить ребенка, утешить.

Общение ребенка со сверстниками влияет на развитие личности, научить правильному общению детей – задача взрослых.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал