Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы обезболивания при транспортной иммобилизации ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Несмотря на то, что транспортная иммобилизация при тщательном ее выполнении сама обеспечивает аналгезирующий эффект, при оказании первой медицинской помощи в боевых порядках войск, в очаге массовых поражений ее проведение сопровождается введением подкожно аналгетика из шприц-тюбика. Важное место в профилактике шока занимают новокаиновые блокады. При закрытых переломах анестезию осуществляют путем введения раствора новокаина непосредственно в область перелома - в гематому (местная анестезия). Место перелома определяют на основании локальной боли, деформации, патологической подвижности и, возможно, крепитации. После обработки кожи в области перелома раствором йода вводят длинную иглу между отломками кости в гематому, что подтверждается появлением крови в шприце с новокаином, а затем в область перелома вводят 1-2 %раствор новокаина (рис. 1).
Рис. 1. Местная новокаиновая анестезия области перелома (в гематому).
При открытых переломах (в том числе огнестрельных) местная анестезия не эффективна, а потому выполняют футлярную анестезию по А.В. Вишневскому или проводниковую анестезию (рис. 2).
Рис. 2 Блокада области перелома: 1) футлярная (новокаин вводят под жгутом в мышечные влагалища сегмента; 2) инфильтрационная (новокаин вводят во все точки поперечного сечения из нескольких точек по окружности). Следует подчеркнуть несколько положительных моментов, выгодно отличающих проводниковое обезболивание. Прежде всего, оно позволяет оперировать на всех тканях и сегментах конечностей. Для выполнения проводниковой анестезии требуются минуты. Анестезия является методом выбора при проведении обезболивания в условиях массового поступления травматологических больных. Ей присущи следующие положительные черты: эффективность (временное профилактическое и лечебное противошоковое действие), относительная простота, дешевизна, относительная безопасность. Проводниковое обезболивание, обладая всеми достоинствами инфильтрационной анестезии, имеет и ряд преимуществ. К ним вносятся: сопутствующая мышечная релаксация, сохранение анатомических особенностей оперируемой области, большая ассептичность в отношении распространения гнойной инфекции. Новокаиновые блокады являются мощным средством профилактики шока и борьбы с развившимся шоком.
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ГОЛОВЫ И ШЕИ
К повреждениям головы и шеи относятся: закрытые повреждения головного мозга (сотрясение, ушиб, сдавление), переломы свода и основания черепа, переломы челюстей, переломы, вывихи и переломо-вывихи шейного отдела позвоночника. Все эти повреждения являются тяжелыми, и при оказании доврачебной помощи особое внимание следует уделять транспортной иммобилизации головы и шеи. Протяженность зоны повреждения и физиологические особенности органов и систем, расположенных здесь, создают определенные трудности для применения стандартных шин. Так, при наложении иммобилизирующей повязки на голову и шею приходится фиксировать голову, шею, грудь. Повязки, как правило, громоздкие и неудобные для больного. Для иммобилизации головы и шеи используют стандартные лестничные шины, из которых изготавливают специальную шину для головы - шину Башмакова. Вначале моделируют по контуру головы, шеи и надплечья одну лестничную шину длиной 120 см в виде греческой буквы О, накладываемую во фронтальной плоскости. Вторую лестничную шину такой же длины моделируют в соответствии с контурами головы, задней поверхности шеи и спины в сагиттальной плоскости. Затем обе шины связывают между собой, обертывают ватой и бинтами и прибинтовывают к пострадавшему. Накладывать шину должны не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего я поднимает его, второй подкладывает и фиксирует шину. Расход материалов: лестничные шины 120 см - 2 шт., вата 250 г, бинты 20 см на 7 м - 6 шт. Удобна для фиксации головы и шеи шина Еланского. Она изготавливается из фанеры, состоит из двух одинаковых половин, скрепленных металлическими петлями. В развернутом состоянии она представляет собой силуэт головы и туловища. Длина шины - 60 см, ширина - 40 см. В верхней части шины, соответствующей затылочной части головы, имеется овальная выемка (85 на 115 мм), на края которой набит ватно-клеенчатый валик толщиной 3-4 см. Петли прикреплены на задней стороне шины, а валик - на передней. Благодаря такому расположению петель шину можно легко складывать. По нижнему и боковым краям шины имеется 6 щелевидных отверстий для проведения ремней или бинтов, фиксирующих шину к туловищу. В сложенном виде шина занимает мало места и удобна для транспортировки. Шину Еланского накладывают в положении лежа. Ее подкладывают сзади под спину и голову, а под затылочную область подкладывают ватно-марлевую подушечку 20 на 20 см. Ниже затылка в область задней поверхности шеи помещают ватный валик. Шину фиксируют к голове бинтом. Шина удобна тем, что она совершенно устраняет сгибательные и боковые движения головы и допускает вращательные движения вдоль оси позвоночника, необходимые для переворачивания головы в стороны при наступлении рвоты. При переломе нижней челюсти для ее шинирования используют пращевидную повязку из бинта. Для иммобилизации челюсти можно применять дощечку, кусок фанеры или картона размером 10 на 5 см, которые обертывают ватой и бинтом, помещают под подбородок и прибинтовывают к голове. Шейный отдел позвоночника следует фиксировать картонно-марлевым воротником Шанца. Изготавливают его следующим образом: из куска картона делают фигурную заготовку размером 430 на 140 мм, затем ее обертывают ватой и марлей, на концах пришивают по 2 завязки. Такая повязка довольно прочно фиксирует шейный отдел позвоночника и применяется как средство не только транспортной, но и лечебной иммобилизация. Можно использовать уже упомянутые выше шины Башмакова и Еланского.
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ РЕБЕР
Ребра вместе с грудиной и позвоночником составляют остов грудной клетки, в которой находятся жизненно важные органы: сердце, легкие, крупные сосуды. Травма груди и переломы бедер могут явиться причиной тяжелых расстройств функции дыхания, и привести к таким осложнениям, как пневмоторакс, кровотечение со значительной кровопотерей, эмфизема, плевропульмональный шок. Наиболее тяжелые расстройства развиваются при так называемых «окончатых», или флотирующих, переломах ребер, когда развивается парадоксальное дыхание, ведущее к нарушению легочного газообмена. При изолированных переломах 1-2 ребер иммобилизирующую повязку не накладывают. Показанием к иммобилизации являются множественные переломы - более трех на одной или обеих половинах грудной клетки либо двойные переломы. Для иммобилизации ребер можно применить простую тугую бинтовую повязку на грудь с «портупеей». Для большей прочности туры бинта можно смачивать Kлеолом. Можно сделать лейкопластырную повязку, накладывая черепицеобразно длинные полосы липкого пластыря от грудины до позвоночника. Тугое бинтование производят на выдохе, иначе повязка будет свободной. Такая повязка фиксирует поврежденные ребра, однако она значительно ограничивает дыхательные экскурсии грудной клетки, что ведет к снижению вентиляции легких и связанным с этим осложнениям - пневмониям. В связи с этим в последние годы от таких повязок отказываются, применяя обезболивающие - блокаду межреберных нервов. Что касается внешней фиксации при «окончатых» переломах, то она осуществляется шиной И.А.Витюгова - пластмассовой стандартной шиной или куском пластинки из пластмассы размером 25 на 15 см с отверстиями в ней. Мягкие ткани грудной клетки прошивают нитями, которые фиксируют к пластинке. Такая иммобилизация осуществляется только врачом.
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ГРУДНОГО И ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛОВ ПОЗВОНОЧНИКА
Переломы трудного и поясничного отделов позвоночника составляют 75 % всех его повреждений. Чаще всего встречаются компрессионные и оскольчатые переломы — как неосложненные, так и осложненные. Иммобилизация при переломах трудного и поясничного отделов осуществляется вакуумными иммобилизирующими носилками. Пострадавшего перекладывают на носилки, закрепляют на нем лямки съемного днища, под голову кладут небольшой валик. Резиново-тканевую оболочку фиксируют вокруг тела шнуром, затем присоединяют насос и откачивают из нее воздух. Время, необходимое для создания отрицательного давления - 500 мм рт.ст., - 8 мин. Носилки приобретают жесткость, достаточную для хорошей иммобилизации позвоночника. При отсутствии иммобилизирующих вакуумных носилок можно пользоваться стандартными шинами — лестничными и фанерными длинными, которые укладывают в продольном направлении, связывают между собой и укрепляют тремя поперечными короткими шинами. Расход материалов: шины лестничные длиной 120 см - 4 шт., длиной 80 см - 3 шт. (фанерные 7 шт.), вата - 1 кг, бинт 20 см на 7 м - 8 шт. В качестве подручных средств можно использовать доски, шит и т.д.
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
Переломы ключицы. Фиксация осуществляется мягкими повязками. Перед наложением повязки оба плеча отводят кзади (наилучшее положение для сопоставления фрагментов ключицы) и в таком положении накладывают 8-образную повязку Шарашенидзе, кольца Дельбе либо крестообразную повязку. Можно осуществить иммобилизацию, фиксировав руку к туловищу повязкой Дезо или просто подвесив конечность на стороне повреждения на косынку. Переломы лопатки. Иммобилизациязация осуществляется подвешиванием конечности на косынке или прибинтовыванием ее к туловищу. Перед наложением повязки в подмышечную впадину следует вложить ватно-марлевый валик для отведения плеча. Эффективная иммобилизация при переломах лопатки осуществляется путем наложения лестничной шины на всю верхнюю конечность (как при переломе плеча). Переломы плеча и смежных суставов. Транспортная иммобилизация при закрытых и открытых переломах плечевой кости, закрытых и открытых вывихах плеча, повреждениях локтевого сустава осуществляется большой стандартной лестничной шиной длиной 120 см, которая должна захватывать всю поврежденную конечность от пальцев до надплечья здоровой стороны. Предварительно шину подготавливают: обертывают ее ватой и укрепляют бинтами. К концам шины (по углам) привязывают по 2 марлевые тесемки длиной 75-100 см каждая. На расстоянии, равном длине предплечья пострадавшего (40-45 см), шину изгибают под прямым углом, а затем прикладывают к конечности и производят ее дальнейшее моделирование. Накладывающий шину может моделировать ее на себе: ставит в образованный угол шины свой локоть (правой или левой рукой, в зависимости от того, с какой стороны у пострадавшего имеется повреждение), захватывает рукой другой конец шины с тесемками и пригибает его к спине - получается изгиб шины, по конфигурации соответствующий изгибам плеча и спины. Моделировку шины делают либо стоя, либо сидя с помощью стола (рис. 3,).
Рис. 3. Транспортная иммобилизация с помощью проволочной шины Крамера при диафизарном перелом» предплечья (а) и плеча (б).
Шину накладывают на поврежденное плечо пострадавшего и создают правильное (физиологическое) положение: выводят плечо на 30о вперед, в подмышечную впадину вкладывают комок ваты; концы марлевых тесемок, идущих от свободного заднего конца шины, используют для фиксации конца шины к надплечью, а концы, идущие от переднего конца шины, привязывают ко второму концу шины на предплечье. Положение кисти — среднее между пронацией и супинацией. В кулак вкладывают ватно-марлевый тампон. Затем шину фиксируют бинтами к конечности и туловищу или подвешивают на косынке. Расход материала: шина лестничная - 1 шт., вата - 250 г, бинты 15 см на 7 м - 3 шт. Перелом предплечья, кисти и пальцев. Для иммобилизации предплечья используют малую проволочную шину длиной 80 см. Ее сгибают под углом 90° на уровне локтевого сустава, обертывают ватой и бинтом. Длина ее — от кончиков пальцев до средней трети плеча. Кисть должна быть повернута в сторону туловища и зафиксирована в положении тыльного сгибания в лучезапястном суставе. В кисть вкладывают ватно-марлевый валик (рис.3, б). Расход материала: шина - 1 шт., вата - 150 г, бинты 15 см на 7м - 3 шт. При отсутствии проволочной шины можно использовать фанерную или пластмассовую. Из подручных средств иммобилизации предплечья можно применять: дощечки, хворост, косынку. При повреждении лучезапястного сустава и кисти можно использовать любые из уже упомянутых шин. Шина должна захватывать все предплечье, кисть, пальцы. Пальцы должны быть согнуты в пястно-фаланговых суставах, большой палец устанавливается в положении противопоставления к 3-му пальцу, а кисть - ладонью к животу и в положении небольшого тыльного сгибания.
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ТАЗА
Повреждения таза занимают особое место среди всех повреждений опорно-двигательного аппарата. В 15-20 % случаев они сопровождаются повреждениями тазовых органов (мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). В 30 % случаев у пострадавших развивается травматический шок. Это бывает при переломах с нарушением тазового кольца, когда имеются переломы переднего и заднего отделов таза, как правило, со смещением фрагментов (переломы типа Мальгеля). Именно эти тяжелые повреждения сопровождаются обширными кровоизлияниями в клетчатку тазовой области, массовой кровопотерей от 2 до 3 л, что, конечно же, ведет к тяжелому шоку. В связи с этим при оказании неотложной помощи важное место должно уделяться транспортной иммобилизации при любых переломах таза. Иммобилизация осуществляется либо стандартной шиной, либо импровизированными средствами. Стандартная шина - носилки иммобилизирующие, вакуумные. Носилки раскрывают, расправляют съемное днище, осторожно перекладывают на него пострадавшего и закрепляют держателем. Под резиново-тканевый мешок до откачивания из него воздуха накладывают валик в поперечном направлении на уровне коленных суставов. После этого носилки зашнуровывают, немного приподнимают туловище и откачивают воздух из резиново-тканевого мешка. После придания носилкам необходимой жесткости валик убирают и прекращают поддерживать туловище. Импровизированные средства. Пострадавшего укладывают на носилки (лучше жесткие) и фиксируют таз полотенцами, бинтами, простынями. Ноги сгибают в тазобедренных и коленных суставах под углом 45°, для чего под колени подкладывают валик из одежды и разводят в стороны, создавая так называемое положение лягушки (положение по Волковичу). (рис.4). Рис.4. Положение по Волковичу
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ БЕДРА И СМЕЖНЫХ СУСТАВОВ
Различают переломы бедра в проксимальном отделе, переломы диафиза в дистальном отделе. Переломы проксимального отдела (шейки и вертельной области) встречаются преимущественно в пожилом возрасте. Самым частым видом переломов бедренной кости являются переломы диафиза. Эти переломы, как правило, сопровождаются значительным смещением фрагментов. В клиническом плане это тяжелый вид переломов, так как сопровождается кровотечением до 2 л, что ведет к развитию травматического шока. Оказывать помощь приходится ж при вывихах в крупных суставах - тазобедренном и коленном. Особое внимание следует обратить на вывих голени, так как при этом нарушается кровообращение и иннервация вследствие сдавления или повреждения сосудов и нервов в подколенной области. Несвоевременное оказание помощи может привести к некрозу конечности. Таким образом, своевременная и качественная транспортная иммобилизация при повреждении бедра и смежных суставов чрезвычайно важна. Лучшей стандартной шиной, применяемой при повреждениях в области тазобедренного сустава, бедра, тяжелых внутрисуставных повреждениях в коленном суставе, является дистракционная шина Дитерихса. Ее накладывают в следующем порядке: 1. Область голеностопного сустава покрывают слоем ваты 2. Внутреннюю и наружную бранши шины раздвигают 3. Бранши шин фиксируют, края их проводят через проволочные скобы деревянной подошвы (стопки), прикладывают 4. Осторожным потягиванием за стопу производят вытяжение конечности до тех пор, пока ось поврежденной конечности не будет исправлена, а " костылики" обеих шин не упрутся прочно в паховую и подмышечную области. В этом положении стопу фиксируют закруткой к нижней поперечной перекладине (рис.5).
Рис.5. Иммобилизация нижней конечности шиной Дитерихса при переломе бедра.
5. Обе бранши окончательно плотно фиксируют к конечностям бинтом, а при необходимости длительной эвакуации - гипсовыми кольцами. На конечности должно быть не менее трех гипсовых колец. Расход материала: шина Дитерихса - 1 шт., шина лестничная - 1 шт., вата - 350 г, бинты широкие - 5-6 шт. При отсутствии шины Дитерихса следует воспользоваться лестничными шинами. Их применяют следующим образом: две шины связывают вместе по длине, изгибая нижний край одной из шин на расстоянии 20 см от края в поперечном направлении. Эта удлиненная шина предназначена для наложения по наружной поверхности туловища и поврежденной конечности. Одну лестничную шину укладывают по внутренней поверхности бедра, четвертую шину - по задней поверхности конечности, причем она должна быть тщательно отмоделирована, чтобы имелось углубление для пятки, икроножной мышцы, небольшой угол сгибания в коленном суставе и подстопник. Все шины обертывают ватой, укладывают на конечность и фиксируют бинтами. Расход материала: шины лестничные - 4 шт., вате - 400 г, бинт 15 см на 7 м - 8 шт. Что касается подручных средств, то при отсутствии шин Дитерихса и лестничных, можно использовать доски, рейки, лыжи, пучки хвороста и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить фиксацию в трех суставах поврежденной конечности: тазобедренном, коленном и голеностопном. Если же никаких подручных средств нет, то применяют фиксацию " нога к ноге": либо поврежденную конечность связывают со здоровой, либо (что гораздо лучше) поврежденную конечность укладывают на здоровую таким образом, чтобы подпяточная область поврежденной ноги лежала на передней поверхности голеностопного сустава здоровой ноги. В этом случае достигается наиболее физиологическое положение конечности, а при осторожном выпрямлении здоровой ноги происходит легкое вытяжение по оси. При первой же возможности иммобилизация " нога» к ноге" или с помощью подручных средств должна быть заменена иммобилизацией табельными средствами.
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ГОЛЕНИ И СТОПЫ
Переломы голени, голеностопного сустава, стопы и пальцев довольно многочисленны (составляют около 1/4 всех переломов) и разнообразны. Наиболее простым и быстрым способом иммобилизации голени и столы является наложение стандартных лестничных шин. Техника выполнения следующая: по задней поверхности голени и по подошвенной поверхности стопы укладывают длинную лестничную шину, предварительно изогнутую таким образом, чтобы стопа была под утлом 90° к оси голени и имелся изгиб соответственно выпуклости икроножной мышцы и пятки. Верхний конец должен доходить до середины бедра. Дополнительно по наружной и внутренней поверхности накладывают по одной шине, применяя ватную прокладку, и прибинтовывают. В связи с тем, что часто возникающей предпосылкой к превращению закрытого перелома в открытый является натяжение кожи на передней поверхности голени над проксимальным отломком большеберцовой кости, смещающимся кпереди при сокращении четырехглавой мышцы бедра, конечности придают положение разгибания в коленном суставе. Расход материала: шина лестничная длиной 120 см - 1 шт., длиной 80 см - 2 шт. (или 2 фанерные), вата - 300 г, бинты 15 см на 7 м - 5 шт. При переломе лодыжек, стопы, пальцев бывает достаточно наложения короткой лестничной шины от нижней границы коленного сустава до пальцев. В этом случае необходима только одна шина, расположенная на задней поверхности голени и подошвенной поверхности стопы. Последняя должна находиться в положении под прямым углом к голени. В области пятки и икроножной мышцы шину моделируют обязательно.
Рис.6. Иммобилизация костей голени Расход материала: шина лестничная - 1 шт., вата - 150 г, бинты 15 см на 7 м - 3 шт. Подручные средства для иммобилизации поврежденной голени и стопы: деревянные рейки, доски, картон, хворост и т.д. При отсутствии подручных материалов применяют иммобилизацию по типу " нога к ноге".
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Определение понятия " транспортная иммобилизация". 2 Показания к транспортной иммобилизации. 3. Средства транспортной иммобилизации. 4. Основные правила транспортной иммобилизации. 5. Ошибки и осложнения при транспортной иммобилизации. 6. Способы обезболивания при переломах конечностей. 7. Составные части шины Дитерихса, их назначение, порядок наложения шины. 8. Ошибки при наложении шины Дитерихса. 9. Особенности транспортной иммобилизации при повреждениях плеча. 10. Особенности транспортной иммобилизации при повреждениях головы, позвоночника и таза. Литература
1. Трубников В.Ф. Травматология и ортопедия / В.Ф. Трубников. - К.: Вища школа, 1986. - 591 с. 2. 2. Олекса А.П. Травматологія і ортопедія / А.П. Олекса. - К.: Вища школа, 1993.-511 с. 3. 3. Скляренко Є.Т. Травматологія і ортопедія / Є.Т. Скляренко. - К.: Здоров'я, 2005. - 328 с. 4. Трубников В.Ф. Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. – К.: Здоровье, 1984. – 328 с. 5. Голка Г.Г. Травматологія та ортопедія: підручник для студентів вищих медичних навчальних закладів / за ред. Голки Г.Г., Бур’янова О.А., Климовицького В.Г.- Вінниця: Нова Книга, 2014. – 416 с.
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов 5 курса медицинских факультетов
Транспортная иммобилизация при переломах: Методические указания для самостоятельной работы студентов 5 кусов медицинских факультетов / Сост. Голка Г.Г., Фадеев О.Г., Рябов О.В. и др. – Харьков: ХНМУ, 2015. - с.
Составители: Голка Григорий Григорьевич Фадеев Олег Геннадиевич Рябов Олег Валентинович Истомин Дмитрий Андреевич Олейник Антон Александрович Битчук Дмитрий Денисович
Ответственный за выпуск Голка Г.Г.
|