Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показания к транспортной иммобилизации.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Транспортная иммобилизация показана при открытых и закрытых переломах длинных костей, открытых и закрытых повреждениях суставов, ранениях крупных кровеносных сосудов и нервных стволов, обширных повреждениях мягких тканей, циркуляторных ожогах конечностей, анаэробной инфекции, острых воспалительных процессах на конечностях и других повреждениях в тех случаях, когда отсутствие иммобилизации при транспортировке пострадавшего может привести к утяжелению процесса и ухудшению состояния человека. При переломах костей происходит нарушение их целости, повреждение надкостницы и окружающих мышц. В связи с сокращением окружающих мышц происходит укорочение конечности по длине за счет смещения обломков. В область перелома изливается кровь, которая в силу тяжести может распространяться по межмышечным пространствам на значительные расстояния. Как реакция на травму в зоне повреждения развивается воспалительный отек. При транспортировке пострадавшего без иммобилизации (или при некачественной иммобилизации) концы обломков кости, постоянно смещаясь, наносят дополнительную травму мягким тканям, вызывают раздражение нервных тканей, что проявляется острой болью и чаще всего приводит к тяжелому шоку. Острые концы отломков кости могут при этом повредить крупный кровеносный сосуд, вызвав значительное кровотечение, нарушение кровоснабжения конечности и, как следствие, — ее некроз. Концы костных отломков могут повредить магистральные нервные стволы с последующим полным или частичным нарушением чувствительности или двигательной функции конечности. Острые концы костных отломков могут перфорировать, мягкие ткани, окружающие их, и кожу, что ведет к превращению закрытого перелома в открытый (так называемый вторичнооткрытый перелом). Открытые переломы нередко осложняются развитием гнойной или анаэробной инфекции, и заживление их проходит в этих случаях длительно и тяжело. При переломах костей тяжелым осложнением, значительно ухудшающим состояние пострадавшего и нередко приводящим к смерти, является жировая эмболия. Капли жира могут попадать в общий круг кровообращения из костного мозга поврежденной кости через разрыв стенки кровеносного сосуда. При поврежденной стенке кровеносного сосуда эмболия может также наступить вследствие снижения скорости кровотока и нарушения биохимических показателей крови при тяжелой травме. Жировая эмболия проявляется в двух формах — легочной и мозговой. Легочная форма жировой эмболии наступает в случаях, когда капля жира попадает через несколько часов после повреждения в легочные кровеносные сосуды, закупоривает их и вызывает явления острого отека легкого. В последующем процесс в легком протекает по типу бронхопневмонии. Мозговая форма жировой эмболии наступает при закупорке кровеносного сосуда каплей жира. Развивается коматозное состояние, приводящее к смерти пострадавшего. Следует подчеркнуть, что важную роль в предупреждении жировой эмболии играют осторожное бережное обращение с поврежденной конечностью и хорошая транспортная иммобилизация. При повреждении суставов отсутствие иммобилизации приводит к усилению болевых ощущений, вплоть до развития шока. В связи с тем, что при повреждениях сустава нарушается и связочный аппарат, развивающаяся чрезмерная подвижность может привести к сдавлению крупных сосудов и нервов. Повреждение крупных сосудов и нервов встречается чрезвычайно редко, однако следует помнить и о таком тяжелом осложнении переломов. При повреждении крупного кровеносного сосуда кровь изливается в значительном количестве наружу или при закрытых повреждениях — в окружающие ткани. Это может привести к значительной кровопотере, которая достигает 1, 5 - 2 л, что приводит к развитию тяжелого травматического шока. Следует помнить о том, что при транспортировке пострадавшего с повреждением центрального сосуда без иммобилизации конечности может произойти отрыв тромба в сосуде, влекущий за собой возобновление тяжелого кровотечения или тромбоэмболию легочной артерии. Эти тяжелые осложнения значительно ухудшают состояние пострадавшего и могут привести к смерти. Обширные повреждения мягких тканей при тяжелой травме приводят к размозжению мышц и кожи с последующим образованием некроза тканей, нагноения, с тяжелым клиническим течением, длительным лечением, возможными осложнениями. Как правило, обширные открытые ранения мягких тканей сопровождаются загрязнением рая землей, инородными телами и пр. Все это без покоя поврежденной конечности ведет к болевым ощущениям, шоку, быстрому распространению инфекции. Обширные глубокие ожоги кожных покровов сопровождаются выраженным болевым синдромом, что в свою очередь способствует возникновению тяжелого ожогового шока. Транспортировка пострадавших без иммобилизации обожженной конечности способствует развитию или усугублению уже развившегося шока. Острые воспалительные процессы на конечности (тромбофлебит, флегмона и др.) при транспортировке больного без иммобилизации вызывают резкие боли, что ухудшает общее состояние больного, осложняет течение местного гнойно-воспалительного процесса, способствует распространению его, может привести к непредвиденным осложнениям, в частности к эмболии легочной артерии. Таким образом, транспортная иммобилизация способствует предупреждению таких тяжелых осложнений, как: · развитие травматического шока; · превращение закрытого перелома в открытый; · повреждение крупных кровеносных сосудов и нервных стволов; · развитие инфекции в ране; · первичное или вторичное кровотечение из раны. Кроме того, транспортная иммобилизация создает условия для покоя пострадавшей конечности и тем самым способствует быстрому излечению и восстановлению трудоспособности больного.
СРЕДСТВА ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
Первые сведения о применении иммобилизации при различных повреждениях относятся к далеким временам. При раскопках в Нубии (Северная Африка) на древних мумиях обнаружены типичные шинные повязки, изготовленные из дощечек. Наложением шин (при которых применялся принцип вытяжения) в I в.н.э. пользовался Цельсий, а во II в. - Гален. Затем в течение длительного времени шинные повязки применялись мало, уступив место различным видам отвердевающих повязок (крахмальные бинты и др.). В середине XVI в. выдающийся французский хирург Ам-бруаз Паре (1509 - 1590) вновь стал пользоваться различными шинами при оказании помощи раненым. Для иммобилизации конечности стали применяться лубки и другие простые шины. Впервые четкое определение значения транспортной иммобилизации и необходимых функциональных свойств транспортных иммобилизирующих повязок было дано создателем военно-полевой хирургии Н.И.Пироговым. Для транспортной иммобилизации он использовал крахмальные повязки, а для лечебной иммобилизации — гипсовые. Применение современных шин для транспортной иммобилизации связано с именем Крамера, который в 1887 т. предложил металлическую шину, быстро завоевавшую популярность и широкое распространение в армиях всех европейских государств и названную по имени автора — шина Крамера. В 1875г. английский хирург Томас предложил шину для В 1923 г. русский хирург М.М.Дитерихс предложил оригинальную шину для иммобилизации при переломах нижних конечностей, а в 1932 г. было впервые опубликовано ее описание. Шина была очень удачна для транспортной иммобилизации при переломах бедра и смежных суставов. В 1934 г. шина была принята на оснащение медицинской службы Красной Армии. В настоящее время она с успехом применяется и в армии, и в гражданских медучреждениях. Из других видов шин следует упомянуть наиболее старый вид древних шин - лубки, фанерные шины, несколько позднее применявшиеся картонные шины и др. По свидетельству военных врачей, как в Великой Отечественной войне, так и в современных локальных конфликтах наиболее целесообразно применение лестничных шин - шин Дитерихса, проявивших неплохие качества. Все остальные имели ограниченное применение. Таким образом, в настоящее время различают два вида транспортной иммобилизации: подручными и табельными средствами, т.е. средствами, находящимися на оснащении медицинской службы и входящими в комплект Б-2. Транспортная иммобилизация импровизированными и подручными средствами применяется только на месте травмы, на поле боя или в очаге массового поражения. С этой целью используют различные подручные средства: доски, ветки и стволы деревьев и др. При отсутствии подручных средств поврежденную верхнюю конечность фиксируют, подвешивая ее на косынке, ремне или прибинтовывая ее к туловищу, а нижнюю связывают бинтом или косынкой на уровне стоп и голеностопных суставов, коленных суставов и середины бедра к здоровой нижней конечности. Транспортная иммобилизация стандартными табельными средствами. К стандартным табельным шинам от носятся: проволочные (лестничные) шины Крамера, фанерные, шины специального назначения - шины Дитерихса и Гончарова. На этапе квалифицированной помощи для иммобилизации верхней конечности, голени, стопы при соответствующем медицинском оборудовании могут накладываться гипсовые лонгеты, а при проведении первичной хирургической обработки ран бедра шину Дитерихса укрепляют гипсовыми кольцами. Проволочные лестничные шины имеют универсальное назначение и входят в комплект Б-2 в двух вариантах: малая (80 см) и большая (120 см). Отличаются они только размерами по длине и ширине. Применяются так же шины пластмассовые, пневматические, вакуумные носилки и т.д.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
При наложении средств транспортной иммобилизации следует соблюдать следующие правила: 1. Иммобилизация поврежденного сегмента должна проводиться по возможности в ранние сроки после травмы. Чем раньше выполнена иммобилизация, тем меньше травмируются ткани в области повреждения и, соответственно, меньше выражена реакция организме на травму как в месте повреждения, так и общая: менее вероятно развитие люка, кровотечения, гнойных осложнений и пр. 2. Перед выполнением иммобилизации пострадавшему 3. Транспортные шины накладывают поверх одежды и обуви, так как раздевание пострадавшего наносит дополнительную травму. 4. При транспортной иммобилизации должны быть зафиксированы, как минимум, 2 смежных сустава, ближайших к месту перелома. 5. Перед иммобилизацией гибким шинам придают форму, соответствующую рельефу конечности (моделируют). 6. Выступающие кости и мягкие ткани защищают от сдавления ватной прокладкой во избежание пролежней. Лестничные шины перед наложением на конечность оборачивают 7. При наличии открытого перелома на рану накладывают асептическую повязку и лишь после этого прибинтовывают транспортную шину. 8. При обильном кровотечении из раны накладывают 9. Наложенный жгут нельзя закрывать повязкой - он должен быть хорошо виден и доступен; должно быть указано время его наложения. 10. Конечность с наложенной шиной должна быть обязательно утеплена в холодное время для профилактики обморожений. Соблюдение перечисленных выше правил обязательно при выполнении транспортной иммобилизации повреждений любой локализации.
ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
Хотя вопросам качества оказания первой помощи при повреждениях уделяется много внимания, однако и в настоящее время на догоспитальном этапе встречаются ошибки при выполнении транспортной иммобилизации. Эти ошибки часто ведут к тяжелым осложнениям.
1. Наиболее распространенная ошибка - применение коротких шин или малопригодных подручных средств. В результате нарушается основное правило иммобилизации - обездвиживание поврежденного сегмента или конечности. Это ведет к дополнительной травматизации тканей в месте повреждения и может явиться причиной шока или других осложнений. Положение об обязательной фиксации не менее двух суставов, прилегающих к участку повреждения, известно всем. Однако на практике выявляется невыполнение этого элементарного правила. 2. Наложение жестких шин без предварительного обертывания их ватой и марлей. Причиной такой ошибки служит поспешность или же отсутствие заранее подготовленных к наложению шин. 3. Плохое моделирование шин и в связи с этим несоответствие их форме конечности. В этом случае возможно образование пролежней от длительного сдавления мягких тканей или даже перфорация тканей острыми краями костных отломков. 4. Недостаточная фиксация шины или подручных средств к поврежденной конечности бинтом. Экономия бинта в этом случае сводит на нет всю работу по транспортной иммобилизации. 5. Закрытие кровоостанавливающего жгута повязкой, в результате чего его своевременно не снимают, и это приводит к омертвлению конечности. 6. Перетяжка конечности бинтом при прибинтовывании транспортных шин, что ведет к нарушению кровообращения в конечности, отекам, расстройствам чувствительности. 7. Недостаточное утепление иммобилизированной конечности в зимнее время, что ведет к отморожениям.
|