Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи изучения курса.






Кафедра социологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор
по учебно-методической работе
и качеству образования
д.э.н., профессор


_______________ В.И. Малюк

 

 

Рег. № М-1203

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей СПбГИЭУ

 

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

Составители:

д-р филос. наук, проф. К.М. Оганян

канд. филос. наук, доц. В.Н. Лупанов

 

Подготовлено на кафедре социологии

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

 

 

© СПбГИЭУ, 2012

Содержание

 

1. Общие положения..........................................................................……4

2. Методические указания к изучению дисциплины....................... ….8

3. Методические указания к выполнению контрольной работы…….10

4. Контрольные задания...................................................................……14

5. Требования к оформлению контрольной работы………………….18

6. Список литературы......................................................................……20

Приложение 1. Содержание дисциплины «Социология»

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)........……………. 25

Приложение 2. Пример оформления первой страницы

титульного листа контрольной работы..............….....37

 

1. Общие положения

Роль и значение дисциплины для студентов-заочников.

Дисциплина «Социология» читается в цикле «Общих гуманитарных и социально-экономических» дисциплин. Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса социологии дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «психология», «культурология», «история», «экономика» «политология» и др. Взаимодействую с другими гуманитарными науками, социология имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально-экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.

Цели и задачи изучения курса.

 

Курс социологии ставит своей целью:

· повышение уровня мировоззренческой и гуманитарной подготовки студентов путем овладения знаниями о закономерностях функционирования и развития общества как социокультурной системе;

· дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы со­отношения методологии и методов социологического познания;

· помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и кон­цепций, в том числе и русской социологической школы;

· вооружить студентов знаниями о социальных группах и социальных общностях, находящихся в постоянных социальных связях и взаимодействий между ними внутри них;

· способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, спо­собных к анализу и прогнозированию сложных социа­льных проблем и овладению методикой проведения со­циологических исследований;

Задачи курса предполагают изучение:

· основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

· определения общества как социальной реальности и це­лостной саморегулирующейся системы;

· социальных институтов, обеспечивающих воспроиз­водство общественных отношений;

· основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

· социологического понимания личности, понятия соци­ализации и социального контроля; личности как субъ­екта социального действия и социальных взаимодейст­вий;

· межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы ли­дерства и функциональной ответственности;

· механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;

· культурно-исторических типов социального неравенст­ва и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

· основных проблем стратификации российского обще­ства, возникновения классов, причины бедности и не­равенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

· представлений о процессе и методах социологического исследования.

 

1.3. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен:

знать:

- историю и этапы развития социологии основные функции социологии и сферы применения социологического знания; уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;

- структуру и закономерности социализации личности, понятия социального статуса и социальной роли;

- основные теории социального действия, специфику социальных действий, социального контроля, а также его основные функции и способы деятельности различных социальных институтов;
- основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования;

- о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- особенности групповых взаимодействий, способы изучения групповой динамики;

- специфику изучения организации, их структуры, а также функционирование социальных институтов в обществе;

- основные характеристики структуры управления, сущность управленческого контроля, его виды, методы, пределы;

- основные типы социальных процессов: кооперации, приспособления, соперничества, ассимиляции, конфликтов, мобильности, стратификации, а также специфические групповые процессы установления социальных связей и поддержания границ группы;

- социологический подход к личности, ее формирования в процессе социализации;

- основные закономерности и формы регуляции социального поведения;

- типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития,

Иметь представление:

- о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на разных уровнях, включая роль социокультурных механизмов и ситуационных факторов;

- об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий; понимать сущность ролевого конфликта и способы стабилизации социальной напряженности, природу социальных отклонений, " аномий"; смысл интегрирующего и дезинтегрирующего влияния конфликта на социальную структуру;

- о тенденциях изменения российского общества, основных факторах, влияющих на образование новых стран; понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;

- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам социологического знания;

- об основных тенденциях социального, экономического, политического и культурного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения;

 

1.4. Умения и навыки, которые должен приобрести студент-заочник в результате изучения дисциплины

владеть:

- ситуационным, структурно-функциональным и факторным анализом;

- методологией, техникой и методикой проведения социологического исследования;

- процедурой организации социологического исследования, знать основные его этапы;

- основными методами измерения социологической информации, признаков, характеризующих объект исследования, используя шкалы;

- основными методами социологических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением, социометрическим методом, текстовой методикой, приемами контент-анализа); уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и осуществлять контроль факторов в социальном эксперименте;

- навыками формирования выборочной совокупности, ее оценки и видов, уметь рассчитать ошибку выбора, степень достоверности;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.