Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные программы экономического и социального развития






Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых, эффективных методов воздействия на экономику. К числу таких методов отно­сится программно-целевое прогнозирование, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратеги­ческие проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.

Разработка региональных программ — это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулиро­вания и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйст­венной деятельности, способом приоритетной концентрации ре­сурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосу­дарственные, государственные (федеральные) и собственно реги­ональные, формируемые и реализуемые территориальными органами власти.

Региональные программы по своему составу бывают узкоспеци­ализированные, формируемые по отраслевому признаку, и комп­лексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разра­батываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России». В ее составе практически по всем регионам разрабатываются соответствующие программы — «Здраво­охранение в регионе», в которых определяются потребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования, матери­альных ресурсах, кадрах и т. д. Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по феде­ральной целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспеци­ализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т. д.). Комплексные программы по соответствующему ре­гиону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.

Региональные программы классифицируются по нескольким при­знакам (территориальная принадлежность, функциональная ори­ентация, содержание решаемых проблем, масштабность програм­мной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др.). Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием отыскания общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т. д. (см. схему на с. 36).

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, кон­кретная региональная (местная) программа может быть по терри­ториальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесроч­ной и т. д.

Вместе с тем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйст­вования. Отмечаются перенос способов общегосударственного программирования на региональный уровень, бессистемность в разработке и принятии территориальных программ. Не устранены попытки осуществления чрезмерно большого количества одновре­менно реализуемых неувязанных между собой мелких и частных программ. Программы не проходят объективную экспертизу, со­держат завышенные потребности в финансовых и материально-технических ресурсах. Не проводятся расчеты потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использова­ния. Проекты часто формируются без учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки. Неправильно устанавливаются сроки завершения программ и отдельных мероприятий. Не созданы организационно-управлен­ческие и нормативно-законодательные основы регионального программирования. Разработка региональных программ осущест­вляется в условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования. Не организована статистика по выполнению программ.

Совершенствование программирования предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определенной системы стимулов и эконо­мических нормативов с учетом требований рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т.д.) про­грамм.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекают из общегосударствен­ных и территориальных интересов. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориаль­ными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального зна­чения). Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства — это в том случае, когда та или иная про­блема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона.

Используются также другие источники финансирования (иност­ранные инвестиции, частные капиталовложения и др.).

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интер­валов и увязываются с общегосударственной концепцией реги­онального развития и региональной политикой России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и свя­занных программ приграничных территорий. Механизм реализа­ции программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка.

Основные задачи региональных программ:

• выравнивание межрайонных различий по показателям эко­
экономического, социального и научно-технического развития;

• формирование оптимальной территориальной и отраслевой
структуры экономики;

• сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйство­вание в условиях рынка;

• максимально полное и эффективное использование природ­ных, материальных и трудовых ресурсов региона;

• развитие производств и сфер в соответствии с государственной
селективной структурной политикой;

• охрана окружающей среды;

• преодоление последствий стихийных бедствий и техноген­ных аварий;

• формирование инфраструктуры информационного обеспе­чения органов управления и хозяйствующих субъектов;

духовное возрождение регионов, сохранение их историчес­кого наследия, укрепление культурного потенциала, стаби­лизация общественно-политической и правовой обстановки.

Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей.

Помимо названных выше показателей разрабатываются фор­мулировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эф­фективного управления программой.

Государство будет воздействовать на региональное развитие и размещение производительных сил разнообразными администра­тивными и (главным образом) экономическими методами.

Основными формами прямого участия государства в регулиро­вании регионального развития станут осуществление государст­венных региональных программ, финансируемых за счет госбюд­жета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударст­венных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Число федеральных региональных программ должно быть неве­лико; они разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическим проблемами, например по зоне Севера.

Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия программ с формированием и проведением бюджет­ной политики. Необходима инвентаризация всех уже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сроков, источников их ресурсного обеспечения. Наиболее крупномасштаб­ные комплексные программы как документы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах. В условиях рыночных отношений управление государственными региональными программами не должно ограничиваться сущест­вующими органами исполнительной власти. В этих целях могут утверждаться на договорных началах специальные государствен­ные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.