Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный и муниципальный долг. Общая характеристика мероприятий в области управления государственным и муниципальным долгом






 

Государственный долг — это сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту време­ни. Иначе говоря, государственный долг — это вся сумма задолженнос­ти по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д., так как практически эта задолжен­ность представляет собой некорректно оформленный государствен­ный долг, на который, вдобавок, не выплачиваются проценты). От­сюда и задачи по управлению государственным долгом можно ставить как в узком, так и в широком смысле слова.

Государственный долг может быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Государственный долг подразделяется также на внутренний и внеш­ний. В течение длительного времени в СССР разделение госу­дарственного долга на внешний и внутренний проводилось на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним долгом считалась сумма обязательств государства, номинированная в иност­ранной валюте, а внутренним долгом — сумма обязательств государ­ства, номинированная в национальной валюте. Однако с повышением степени интегрированности национальной экономики в мировое хо­зяйство и выпуском внутренних займов, номинированных в свободно конвертируемой валюте (СКВ), разделение государственного долга на внутренний и внешний по этому принципу стало некорректным. На сегодняшний день более корректным является определение внутренне­го долга как совокупности обязательств федерального правительства пе­ред резидентами, а внешнего долгакак совокупности обязательств федерального правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации инте­ресов заемщика, инвесторов и кредиторов.

Целью управления государственным долгом является оптимиза­ция затрат, связанных с финансированием дефицита государст­венного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы:

- безусловности — обеспечение режима безусловного выполне­ния государством всех обязательств перед инвесторами и кре­диторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

- единства — учет в процессе управления государственным дол­гом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РФ;

- снижения рисков — размещение и погашение займов таким об­разом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъ­юнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенден­ций рынка ценных бумаг на рынок государственных обяза­тельств;

- оптимальности структуры — поддержание оптимальной струк­туры долговых обязательств по срокам обращения и погаше­ния;

- сохранения финансовой независимости — поддержание опти­мальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

- прозрачности — соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стра­не для поддержания высокой кредитной репутации и рейтин­га страны-заемщика.

Одним из широко распространенных методов управления госу­дарственным долгом является рефинансирование государственного дол­га, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддер­жание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом фи­нансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответ­ствующей стране специальными агентствами в соответствии с меж­дународными правилами рейтингования.

С точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариан­том является полное, безусловное и своевременное выполнение го­сударством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение зай­мов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о

новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга.

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по за­мене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обя­зательством.

Унификация — это решение государства об объединении не­скольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и серти­фикаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

Конверсия — это одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по зай­мам, полученным государством.

Консолидация — это изменение условий обращения займов в час­ти срока их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.

Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновре­менном отказе государства от выплаты доходов по займам.

Аннулирование государственного долга — это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Необходимо отметить, что применение этих методов нарушает первый принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их применение требует глубочайшей пред­варительной проработки и анализа всех дальнейших экономико-по­литических последствий.

Таким образом, под управлением государственным и муниципальным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.