Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы управления финансами. Органы управления финансами, их функции






Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъ­ектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение оп­ределенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответст­венно предполагает организацию некоторой схемы управления.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды фи­нансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и други­ми факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финан­сах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подраз­деления), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финан­сами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйст­вующими субъектами и домохозяйствами опосредуются, прежде всего, через на­логовую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обес­печения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Эти взаимоотношения перераспределения национального до­хода носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам государственного регулирования финансов также от­носятся:

- формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограни­чение монополизации рынка;

- государственное регулирование цен естественных монополистов;

- защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечиваю­щая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в фи­нансовой сфере;

- проведение эффективной таможенной политики;

- содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;

- содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство исполь­зует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятель­ность хозяйствующих субъектов посредством:

- лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по огра­ниченной номенклатуре товаров и услуг;

- финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;

- применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

- проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты, преж­де всего, в отношении малообеспеченных слоев населения;

- установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и вне­бюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

- применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех эконо­мически развитых странах, управление государственными финансами регулиру­ется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его испол­нении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предель­ного размера государственного долга и т. д.

Целью управления финансами является достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющейся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твёрдости национальной валюты, в конечном итоге – в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие орга­ны власти и управления:

- Президент РФ(Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;

- Федеральное Собрание РФ, состоящее их двух палат – Совета Феде­рации и Государственной Думы, устанавливает налоги, сборы, неналого­вые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодек РФ, Налоговый кодекс РФ и др.);

- Правительство РФформирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает един­ство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной вла­сти. Министерство финансов РФ осуществляет методическое руковод­ство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей экономики, организует разработку федерального бюджетного плана, прини­мает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов стра­ны. На Министерство финансов РФ возложены также организация ис­полнения федерального бюджета и проведение мероприятий, обеспечи­вающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

В настоящее время в аппарат Министерства финансов РФ входят три федеральные службы:

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- Федеральное казначейство.

На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:

1) разработ­ка и реализация единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4) обеспечение устойчивости госу­дарственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

3) фи­нансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

4) краткосроч­ное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и опера­тивное управление ими;

5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6) пред­ставление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансо­вых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджет­ной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового кон­троля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расход­ных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов по объемам и целевому назначению;

2) определение эффективности и це­лесообразности расходов государственных средств и использования федераль­ной собственности;

3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюд­жета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

1.7 Финансовое планирование и прогнозирование: формы, методы и роль в системе управления финансами

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Финансовое планирование на уровне государства и его субъектов представляет собой заключительный этап в сис­теме общеэкономического планирования. Относительная обособленность от­дельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса фи­нансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ре­сурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой систе­мы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денеж­ных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Наряду с бюджетами на всех уровнях могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается со­ответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов (бюджеты внебюджетных фондов).

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансово­го планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов денежных доходов и рас­ходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспече­ния координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разраба­тываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом пока­зателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического разви­тия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех дохо­дов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, му­ниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной терри­тории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социаль­но-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной систе­мы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы до­полнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расче­ты и скорректировать направления финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение де­нежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.

Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планиро­вания наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых по­ступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерст­вом экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финан­сов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, кото­рая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая ин­формация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз – это вероятностное представление о будущих событиях, основывающее­ся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование – это, прежде всего, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной пе­риод времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновре­менно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабаты­вать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъектами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделяют следующие:

- методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.);

- методы обработки пространственных и временных совокупностей;

- методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

- методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производ­ственные функции и функции издержек.

 

Содержание и значение финансового контроля, формы и методы его проведения

 

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих решений.

Цель финансового контроля – своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Задачи финансового контроля:

- обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъекта хозяйствования;

- выполнение субъектами хозяйствования свих финансовых обязательств (в том числе перед органами государственной власти и местного самоуправления);

- увеличение финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

- соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования;

- повышение эффективности финансовой политики государства.

Объект финансового контроля – процесс образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (выручка, себестоимость, налоги и т.д.).

Субъект финансового контроля – специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы, структурные подразделения в органах государственной власти и местного самоуправления, негосударственные специализированные организации), а так же квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и другие.

Обследование - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

 

Таблица 1 - Основные формы финансового контроля

Признаки классификации Формы финансового контроля
1. По времени проведения Предварительный, текущий, последующий
2. Направление воздействия субъекта на объект контроля Внешний, внутренний
3. Место проведения контроля Камеральный, выездной
4. Полноты охвата проверяемого материала Сплошной, выборочный
5. Характер источников контроля Документальный, фактический
6. Периодичность проведения контроля Систематический, периодический, единовременный
7. Полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический, встречный
8. Проверяемость изучения источников контроля Первичный, повторный, дополнительный

 

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов: в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операции по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.